«Необходимо менять отношение к культуре как к затратной отрасли»

Доктор экономических наук Валентина Музычук о том, как законодателям учитывать природу творчества

 
В Москве 9 и 10 декабря в СТД прошел Всероссийский театральный форум. Среди выступавших на мероприятии, собравшем театральных деятелей со всей страны, представила свой доклад профессор Института экономики РАН, Института искусствознания и Школы-студии МХАТ Валентина Музычук, которая изложила основные экономические противоречия, существующие во взаимоотношениях культуры и государства.
 
Первый и главный стержневой тезис – нельзя игнорировать специфику культуры. Или, другими словами, унификация в сфере управления культурой невозможна. То есть не допустимо приведение деятельности учреждений культуры к единому стандарту и нормированию, поскольку и экономическая эффективность культуры не поддаётся стандартным экономическим вычислениям.
 
Как вычислить выгоду от спектакля, который не был выпущен, с точки зрения экономики? В то время как сам репетиционный процесс, с точки зрения, искусства, повысил профессиональный уровень артистов, поддержал развитие отечественного репертуарного театра. 
 
И здесь, профессор обозначила ещё один основополагающий тезис, что количественный подход к сфере культуры не применим.
 
«Одной из самых главных характеристик специфики творчества можно назвать болезнь Баумаля, опережение расходов над доходами», - отметила  Валентина Музычук. Также она обратила особое внимание на ситуацию, когда театр должен зарабатывать, помимо финансирования из государственного бюджета, собственные средства. 
 
Валентина Музычук выделила это как проблему, потому что с ней ежемесячно сталкиваются все театры, в то время как зарабатывать на своей деятельности могут, в основном, крупнейшие театры, которые находятся в экономически развитых регионах. В связи с чем и возникает противоречие, которое по отношению к сфере культуры абсурдно: извлечение прибыли. не является основной деятельностью театра. И бизнес-подход в отношении исполнительских искусств, когда эффективность театра определяется количеством проведённых им мероприятий и подсчитывается количеством посетивших его зрителей, в корне не верен. В культуре, как и в театре, в частности, за цифрами, прежде всего, стоят люди. Характер его творчества персонифицирован, и именно природа творчества должна определять его «эффективность». 
ТегиСТД

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

Читайте также