«Выдающаяся актриса и потрясающий нежный человек»

Друзья и коллеги поздравляют Алису Фрейндлих

 
Широкая популярность пришла к Алисе Фрейндлих после выхода на экраны фильма «Служебный роман», хотя театралы Ленинграда знали и любили актрису задолго до этого события. Творческий путь начинала в Театре им. Комиссаржевской, затем были Театр им. Ленсовета и, конечно, БДТ, в котором Алиса Бруновна служит с 1983 года. Но где бы ни играла Алиса Фрейндлих, ее роли всегда неповторимы.
 
Александр Прошкин, режиссёр
– Я знаю Алису с первых ролей в Театре Комиссаржевской. Она окончила курс Бориса Вульфовича Зона, у которого впоследствии учился и я. Он нам с первого курса говорил: «Идите в Театр Комиссаржевской, посмотрите на мою выпускницу Алису Фрейндлих – она замечательная актриса». Это в полной мере подтвердилось, потому что как только она выходила на сцену, зал встречал её, молоденькую дебютантку, аплодисментами, что не часто бывает в драматическом театре.
 
Когда я приступил к съёмкам фильма «Опасный возраст», то, не раздумывая, пригласил её. Было это почти сорок лет назад. Мы были значительно моложе и радостнее. Работали легко, весело. Сложился ансамбль не очень комедийных актёров: Фрейндлих, Будрайтис, Болотова, Химичев, которые играли комедию. Алиса Бруновна в этой компании была первой скрипкой,  неким камертоном для всех. Я вспоминаю эти съёмки с нежностью.
 
Часть съёмок, несмотря на то, что это чисто московская история, из уважения к Алисе мы перенесли в Ленинград, хотя она нас об этом и не просила. Она вообще ничего не просит в отличие от нынешнего поколения, так называемых «звёзд». Интеллигентный человек без всякой фанаберии.
 
Конечно, хотелось бы ещё с ней поработать, но пока не случилось подходящего материала.
 
Я хочу поздравить Алису Фрейндлих с юбилеем, пожелать ей крепчайшего здоровья и целый каскад новых ролей. Она выдающаяся актриса и потрясающий нежный человек.
 
Константин Худяков, режиссёр
– Мы познакомились с Алисой Бруновной на «Мосфильме». Мне её представили на выходе из гримёрной. У меня была цель заманить её в картину «Успех», которую я собирался снимать. Разговор проходил в достаточно быстром темпе, потому что актриса спешила на съёмку. Моё предложение не было встречено с восторгом: «Как здорово! Я буду это играть!» Напротив, она сдержано и даже немного суховато сказала: «Присылайте сценарий. Я почитаю, посмотрим, подумаем».
 
Когда мы встретились на съёмочной площадке, я почувствовал, что ей было комфортно, компания ей нравилась, артисты, которые её окружали, начиная с незабвенного моего друга Лёни Филатова, Льва Дурова, Толи Ромашина – все были ей в пандан и не раздражали. Работа была складная, а результат – до сих пор картину крутят на телевидении.
 
На съёмках картины «На Верхней Масловке» мы встретились уже как друзья. Долго искали грим. Дело в том, что героиня говорит, что она помнит Модильяни, ей самой восемьдесят семь лет, а актрисе тогда было почти на двадцать лет меньше. Нужны были  какие-то приспособления внешнего свойства. Алиса Бруновна вспомнила, что её старенький папа носил шапочку. Я тоже знал академика, который ходил в такой камилавке. И эта шапочка завершила образ скульптора Анны Борисовны.
 
Партнёром Алисы Бруновны был Женя Миронов. Надо было видеть с каким уважением, с каким пиететом они относились друг к другу. Для меня очень ценно, что на своём юбилее Алиса Бруновна попросила показывать только отрывки из фильма «На Верхней Масловке».
 
Третья работа с ней - это картина «Марево». Они с Олегом Валериановичем Басилашвили составили блистательный дуэт. Ну, а Николай Васильевич Гоголь каждый день подкидывал нам такую пищу для размышлений, для маленьких художественных открытий, что это нельзя было назвать работой. Это было счастье.
 
Когда поют Алисе Бруновне панегирик, я соглашаюсь со всем, но всегда добавляю, что ещё она абсолютный каменотёс. У неё роль переписана в тетрадку. Работа над ролью – это домашнее размышление, поиски внешнего облика, участие в выборе костюма, скрупулёзный труд настоящей мастерицы. Ей тяжело потому что она не должна всегда соответствовать своему таланту.
 
И когда Алиса Фрейндлих на площадке,  ты понимаешь, что не зря выбрал профессию режиссёра. Все муки, все невзгоды, которые несёт эта профессия, отступают по сравнению с радостью  общения с Алисой Бруновной.
 
Евгений Миронов, актёр:
– Когда я узнал, что в фильме «На Верхней Масловке» будет сниматься Алиса Бруновна, я сразу согласился. Режиссёр Константин Павлович Худяков  свёл нас уже на площадке. Я знал, что по сценарию героине под девяносто лет. Алисе Бруновне на тот момент было семьдесят. Она была в такой прекрасной форме, что я подумал, что, наверное, это решение режиссёра – омолодить главную героиню.
 
Мы сели с ней на грим, и я увидел, как миллиметр за миллиметром из неё делают Бабу Ягу и даже испугался. Как можно из красивой женщины сделать такое чудище: три волосинки на лысой голове, рябое лицо, страшные зубы. Я был в ужасе, но когда она поднялась с кресла гримёра, взяла папиросу, заговорила низким, сиплым голосом, я подумал: «Вот это перевоплощение!»
 
Передо мной стояла девяностолетняя старуха. Это меня поразило до глубины души. Вот пример для красивых актрис. С такой лёгкостью, не боясь расстаться на время, конечно, ради искусства, ради творчества, со своей обаятельной внешностью.
 
На картине «Карп отмороженный» продюсером был её внук – Никита. Он предполагал, что бабушка сыграет главную роль. Так нет, она выбрала другую роль, а от главной наотрез отказалась, потому что ей было интересно похулиганить, сделать то, что она до этого не делала, сыграть матерящуюся, но очень симпатичную старуху. Единственное о чём она сожалела во время съёмок, что нельзя использовать ненормативную лексику: «Ну, почему? Это же прелесть. Человек так разговаривает, чуть ли не с пелёнок», – а Никита говорил: «Бабушка, это не пропустят. На канале запикают!»
 
Вот она такая, на первый взгляд, компанейская, но это только на первый взгляд. На самом деле она живёт обособленно, бережёт своё личное пространство. Тем большая честь для тех людей, кого она впускает в свой круг. При этом она очень скромный и глубокий человек. Я редко встречаю артистов такого таланта и такого человеческого достоинства.
 
Мы давно с ней знакомы и я горжусь тем, что дружу с ней. Я обращаюсь к ней Алиса Бруновна. Называть её просто по имени я не могу, хотя она уже тысячу раз просила меня об этом, но мы с ней на ты.
 
У нас с ней такие отношения, что она может сказать мне правду. На наших гастролях в Питере она была на нашем «Иванове». Зашла после спектакля и сказала мягко – так, как она это умеет с кошачьими нотками в тембре голоса, что ей понравилось, а что нет. Поскольку я доверяю её вкусу, её чутью, я призадумался. Это не просто критика. Если она уважает человека, она не может не сказать, потому что хочет объяснить, как сделать лучше. Иногда нужно сказать правду, и это подействует сильнее, чем молчание или ложь. Я её бесконечно люблю.  
 
 
«Театрал» присоединяется к поздравлениям! Желает побольше поводов для радости, новых творческих взлетов, успехов, гармонии и добра!

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Валентина Талызина отмечает юбилей

    Зрители присвоили звание народной актрисе Валентине Талызиной задолго до того, как она получила это звание официально. Трудно представить наш кинематограф и спектакли театра Моссовета без Талызиной. В работе она так азартна и энергична, что увлекает в процесс репетиций коллег. ...
  • Ольга Любимова: «Все удачи – это удачи режиссеров, все неудачи – это неудачи чиновников»

    Вечером во вторник, 21 января, министром культуры РФ назначена Ольга Любимова, журналист, театровед, шеф-редактор более 80-ти документальных фильмов, которая начиная с января 2018 года возглавляла департамент кинематографии Минкультуры РФ. ...
  • «8 с половиной» – это шедевр, созданный из несозданного шедевра»

    20 января исполняется сто лет со дня рождения выдающегося итальянского режиссера Федерико Феллини. Киновед Андрей Плахов рассказал «Театралу» о том, почему работы этого художника особенно близки российскому зрителю. ...
  • Вахтанговцы написали Римасу Туминасу поздравление

    В понедельник, 20 января, исполнилось 67 лет художественному руководителю Театра им. Вахтангова Римасу Туминасу. В связи с этим коллектив театра написал режиссеру оригинальное поздравление. Дорогой Римас Владимирович! Сегодня, в Ваш день рождения, можно открыто и смело выразить Вам уважение и признательность, сказать слова любви – всё то, что мы бережно храним в своём сердце и не всегда осмеливаемся произнести вслух. ...
Читайте также