Битва зайца с квадратом

Музейный мир раскололи на два противоположных лагеря – классику и ХХ век

 
Две тенденции в музейно-выставочном деле не на шутку станут биться в этом году за сердца и умы посетителей. У меня, конечно, уже есть прогноз, кто победит в этой схватке. Однако для начала постараюсь описать диспозицию. Лучше всего это сделать на примере нашего главного национального музея – Третьяковской галереи. Если вдруг в ноябре вы решите «приобщиться к прекрасному» в ГТГ на Крымском Валу, у вас будет очень интересный выбор: отправиться на Василия Поленова с его хрестоматийными «Московским двориком» или «Бабушкиным садом», либо, вырвавшись из мягких объятий реализма XIX века, перейти на другой этаж и увидеть проект «Авангард. Список № 1». Усвоить сразу два продукта без вреда для организма вряд ли получится.
 
С Поленовым все понятно – это очень узнаваемые и любимые вещи. С авангардом, как всегда, сложнее: в Третьяковке решили воссоздать идеальный музей, который в 1920-е годы придумали и начали воплощать сами авангардисты (Кандинский, Малевич, Татлин и другие первые лица «нового искусства»).  Итак, у Поленова – уютная, успокаивающая и высокодуховная (особенно, что касается христианско-палестинских пейзажей) живопись, у авангардистов – взрыв формы, геометрия и  сплошной эксперимент. Собственно, вот они, два лагеря – условная «классика», то есть все, что мы имеем в качестве «доброго-вечного» в рамках академий, и ХХ век, который отвечает за «современное искусство».

Деление крайне условное. Особенно, если учесть, что давно живем в ХХI веке – но до сих пор ХХ век считается самым непонятным и новаторским в плане живописи. Хотя и здесь термин «авангард» прекрасно завлекает на модные экспозиции – к слову сказать, в ноябре этот самый авангард 1910-20-х годов показывается в Еврейском музее (выставка «Союз молодежи») и, что тоже показательно, в городе Иванове (проект «Два авангарда!? Рифмы»). 

Другой пример, австрийский: самая громкая музейная экспозиция сейчас, несомненно, проходит в Вене (музей Альбертина) и представляет немецкого гения XVI века Альбрехта Дюрера. Мало того, что в австрийскую столицу привезли десяток первостатейных алтарей кисти Дюрера, еще из музейных закромов достали знаменитую графику, которую не показывают в подлинниках из-за крайней хрупкости: теперь можно оценить каждый волосок и оттенок на шкурке знаменитого «Зайца». И тут же, поблизости, в Музее Леопольда до середины марта демонстрируют лучшие образцы модерна на выставке «Вена 1900» – самое начало радикального и полуабстрактного искусства. Пока «Заяц» бьет всех.

Однако в качестве подкрепления ХХ веку уже спешит великий Марк Ротко – экспозиция самого дорогого абстрактного экспрессиониста в начале 2020 года откроется в венском Историко-художественном музее. Вместе с тем Ротко вряд ли побьёт по популярности хитовую выставку в том же самом музее, где соберутся шедевры двух самых модных мастеров XVII столетия – живописца Караваджо, а также скульптора и архитектора Лоренцо Бернини.

Все это напоминает теннис, где мощными ударами обмениваются топовые художники-классики и такие же топовые персонажи ХХ века.

Мы переживаем очень важный и странный момент: выставки превращаются в популярные «шоу со звездами». Таких классических звезд не больше десятка: Леонардо да Винчи (его выставка в Лувре), Рембрандт (Амстердам), Караваджо (Вена), Ван Гог (коллекция Морозовых в Москве)… Но есть также звезды «альтернативы» ХХ веку: русский авангард, американская абстракция (Поллок, Ротко)…

Каждый уважающий себя музей пытается собрать как можно больше артефактов из этих двух лагерей. И если раньше в моде были сложносочиненные коктейли: так, десяток лет назад искусство Ренессанса часто монтировалось с какими-нибудь экспериментами современных художников, сегодня от коктейлей отказались. Чем чище и насыщенней напиток, тем лучше. Москва и Петербург, конечно, всех потчуют своими импрессионистами и Ван Гогом с Гогеном (две обменные выставки коллекций Щукиных и Морозова).   

Отчего происходит эта погоня за хитами? Ответ очевиден: сегодня любая сфера  – от политики до религии – подчинения хайпу, стремлению получить как можно более широкий и мощный отзыв «пользователей».

Хотим мы или нет, но нас будут завлекать «первыми именами», обещать «самую масштабную выставку», будут играть на струнах нашего честолюбия (на именах, известных нам со школы). Те, кто посолидней, будут делать упор на «великую живопись» (вот вам выставка изысканного Гейнсборо в Пушкинском музее), те, что мнит себя более «продвинутым», обязательно вооружатся экспрессией и абстракцией ХХ века (даже Московская биеннале современного искусства решила опереться на коллекцию австрийской Альбертины с ее немецкими «звездами»).

Во всей этой игре на повышение и гонке «звезд» есть один неприятный момент – они рассчитаны не столько на качественное движение искусства вперед, сколько на «вау-эффект» – на быструю зрительскую прибыль. И тут впору бы включать антиглобалистское мышление. Не за горами момент, когда французы, «владеющие» Моной Лизой, в особых жилетах выйдут на улицы с лозунгами «Оставьте в покое Леонардо!», а россияне понесут плакаты «Хватит с нас Репина и Поленова!». Но все эти лозунги – лишь в моем воспаленном воображении критика. Ведь всем известно, что Да Винчи, как и Малевича, много не бывает.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Обыкновенная богиня»

    Выставка к 110-летию со дня рождения Галины Улановой открылась в минувшие выходные в Главном здании Театрального музея им. Бахрушина. Уланова не мечтала быть балериной, но в 1919 году поступила в Петроградское хореографическое училище и стала легендой мирового балета. ...
  • В Москве откроется выставка Сальвадора Дали

    С 28 января по 25 марта в «Манеже» пройдет выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство».   В январе в Центральном выставочном зале «Манеж» откроется выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», организованная   Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в партнерстве с фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальным музеем «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид). ...
  • Бахрушинский музей посвятит выставку Галине Улановой

    Выставка «Уланова» к 110-летию со дня рождения великой балерины откроется 18 января в Главном здании Театрального музея им. Бахрушина, сообщили «Театралу» в пресс-службе музея. Экспозиция предлагает увидеть основные партии Улановой – Жизель, Мария, Джульетта, Одетта и др. ...
  • В Бахрушинском музее откроется выставка современных художников

    С 17 января по 19 февраля в филиале Бахрушинского музея - в Доме-музее Островского - пройдет выставка, посвященная взгляду художника на современную действительность. Выставочный проект представляет собой взгляд художников Ильи Евдокимова-Шулава и Валерия Улымова на быстро меняющийся мир. ...
Читайте также