Административный ресурс

Как помочь зрителю найти свое место

 

«В нашей работе ни дня без сюрприза. Однажды перед спектаклем ко мне подошла разгневанная женщина и стала жаловаться на билетера, который отказывается пропускать ее в театр. Я попросила показать билет, и выяснилось, что билетер ни в чем не виноват – просто дама ошиблась театром. Главное в таких случаях не поддаваться эмоциям и сохранять доброжелательность», – считает зав. билетными кассами, администратор «Школы драматического искусства» Алина БЕЛОЧИСТОВА. О многочисленных нюансах своей работы она рассказала в спецпроекте «Театрала», посвященного закулисным профессиям (рубрику читайте в каждом бумажном выпуске журнала).

1. Перечитай программки

Встреча со зрителями готовится уже за несколько часов до начала спектакля. Важно первым делом проверить зрительный зал (заглянуть под каждый стул, посмотреть, нет ли там фантиков и жвачек), а главное – убедиться, что стулья расставлены в соответствии с планом зрительских мест. Дело в том, что на каждом спектакле у нас разная конфигурация зала, и важно проверить, не ошиблись ли рабочие, когда устанавливали стулья. 

Моя задача посмотреть, чтобы на каждом стуле был правильный порядковый номер, иначе возникнет путаница. 

Следом мы готовим «сопутствующую корреспонденцию», а именно: буклеты, программки и журналы, которые выставим в фойе для продажи. Самая кропотливая работа, конечно, с программками. Ведь если в спектакле «двойной состав», то нужно отметить карандашом тех, кто сегодня играет. 

2. Знай репертуар каждого артиста

Часто в антракте зрители подходят к администратору и просят подсказать, где еще играет тот или иной актер. И здесь моя задача сориентировать каждого. У нас в репертуаре 50 названий, 47 штатных артистов (не считая хора и музыкантов), 7 вокалистов и еще множество приглашенных актеров – запутаться не мудрено, но если ты любишь театр, живешь его радостями и достижениями, то никакая работа тебе не страшна. Кстати, в ШДИ на администратора возложены и функции билетера: я реализую билеты в антракте и после спектакля. Так что без досконального знания репертуара не обойтись.

3. Будь в историческом контексте

Впрочем, я должна знать не только репертуар, но и шире – историю нашего театра. Когда в «Школу драматического искусства» зрители приходят в первый раз, то у них порой возникает вопрос: а что это за оригинальное здание? Почему один уголок здесь похож на Колизей, а другой на венецианский дворик; почему винтовая лестница напоминает Пизанскую башню, а круглый зрительный зал называется «Глобус»? По нашему зданию можно часами водить экскурсии, поскольку по замыслу отца-основателя ШДИ Анатолия Васильева архитектор Игорь Попов невероятно изобретательно спроектировал интерьеры театра. 

4. Пойми каждого

Острые моменты в нашей работе, конечно, случаются: от этого не застрахован никто. Прежде всего они связаны с тем, что ШДИ априори экспериментальный театр и, стало быть, требует определенного бэкграунда для полноты восприятия. 

Иной раз ко мне обращаются зрители, которые редко бывают в театре и имеют о нем лишь поверхностное представление (для них театр – это здание с колоннами, бархатным занавесом, веерами и кринолинами). И потому, когда они впервые знакомятся со спектаклями лаборатории Игоря Яцко и Александра Огарёва, им приходится объяснять, что современное искусство живет совершенно иными принципами, чем, например, в эпоху Островского: здесь важна игра с текстом, игра с образами, интертекстуальность и т.д. И, знаете, прислушиваются. Главное, сохранять доброжелательность.

5. Говори правильно

Недавно ко мне подошел зритель: «Я был у вас на перформансе «АнтропоценфонИя». Я его поправила: «АнтропоценфОния»! 

Нет, это не из вредности, просто помимо поддержания атмосферы в театре моя задача заключается в том, чтобы зрители запомнили спектакль правильно – от названия до наиболее важных ключевых моментов – и в дальнейшем могли его порекомендовать близким.

6. Держи связь с публикой

Мы всегда анализируем зрительские запросы. И если вдруг кто-то в антракте уходит домой, то стараемся выяснить: что не так? Но такое, впрочем, случается редко. Напротив, гораздо чаще приходится поддерживать зрительские ожидания. 

Например, если зритель купил билеты на спектакль Игоря Яцко, то, по его желанию, ШДИ может и впредь информировать о том, что у этого режиссера выходит новая работа. Выстраиваем контакты на разных уровнях, поскольку театр в моем представлении это не «учреждение культуры», это – дом, это особая атмосфера, это место, где рождается иной мир, а этого не бывает ни в каких «учреждениях».

7. Запомни зрителя в лицо

Не знаю, насколько это именно обязанность администратора, но скорее очень важное качество – помнить своих зрителей. Конечно, сложно всех знать по имени и отчеству, но память на лица у меня хорошая. Это стало уже профессиональным навыком и однажды спасло от накладки. 

Дело в том, что у нас в один день, но на разных сценах шли два спектакля с похожим названием – «Мертвые души» Игоря Яцко и «Своими словами. Гоголь «Мертвые души» Дмитрия Крымова. Наш репертуарный отдел не видел в этом особой проблемы, поскольку первый спектакль начинался в 18 часов, а другой – в 20. Казалось бы, ничего страшного.

Но так совпало, что когда на спектакле Яцко начался антракт, как раз пришла публика на постановку Дмитрия Крымова, и в фойе наблюдалась неразбериха. Иными словами, посетители театра слились в единое целое. Я сама это поняла, когда увидела, что зрители спектакля Яцко направились вдруг в тот зал, где должен был состояться спектакль Крымова. Пришлось за считанные минуты спасать положение, поскольку задерживать начало спектаклей театр не имеет права. Да и за неразбериху в зрительном зале (если бы она, не дай бог, случилась) отвечали бы только мы, администраторы. Это тоже часть профессии.

8. А главное – люби! 

Но вообще если говорить об администраторском деле, то очень трудно вывести какие-либо формулы, советы, рекомендации. Один театральный вечер совсем не похож на другой. Понятно, что мы находимся на связи со всеми службами театра и цехами, понятно, что здесь важна слаженная работа всего коллектива, культура, взаимопонимание, но всё это – общие слова.

Вот открываются двери, зрители заходят в фойе, и ты чувствуешь трепет: возможно, сегодня кто-то пришел к нам впервые. Возможно, уйдет отсюда потрясенным и вскоре приведет кого-то из близких, чтобы и он это увидел. 

Такие мысли меня посещают едва ли не каждый день. Сказывается, наверное, и свойство характера. У меня ведь юридическое образование: папа адвокат, я начинала работать его помощником, но в какой-то момент поняла, что не могу больше смотреть в бумаги и заниматься юридической казуистикой, мне нужны живые люди и радостные глаза.

Дает ли мне это театр? Спрашиваете! Конечно, и в огромном размере. Недавно меня назначили заведующей билетным столом, и я первым делом спросила: «А не снимут ли меня с администраторской должности?» Наверное, мой вопрос показался странным, но я пояснила начальству, что работать в отрыве от зрителей мне не хотелось бы. Ведь лишь ради них я сюда и пришла… 


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Хлеб и зрелища

    В воздухе витает аромат свежей выпечки, стол засыпан мукой, пекарь в белом колпаке ловкими движениями замешивает тесто. Нет, это не утро в кулинарной лавке. Это спектакль Театра Вкуса «Семейная пекарня». О внутренней кухне уникального направления рассказывает его основатель Юрий МАКЕЕВ (материал подготовлен в рамках спецпроекта «Театрала» «Мастер-класс»). ...
  • Чайковский для «чайников»

    Опера. Стоит только сказать это слово, и воображение рисует помпезный зал в золоте и амурах и тучных солистов, поющих сложные арии на непонятном языке (даже если этот язык – русский). Еще немного – и потянет в сон. Пришло время развеять мифы. ...
  • Владимир Шульга: «Импровизация – это состояние души»

    В бумажных выпусках «Театрала» каждый месяц продолжается спецпроект, посвященный тайнам театральных профессий. Недавний наш гость – актер театра «Школа современной пьесы», народный артист России Владимир Шульга рассказал о том, как не растеряться на сцене, если партнер начинает импровизировать. ...
  • Административный ресурс

    «В нашей работе ни дня без сюрприза. Однажды перед спектаклем ко мне подошла разгневанная женщина и стала жаловаться на билетера, который отказывается пропускать ее в театр. Я попросила показать билет, и выяснилось, что билетер ни в чем не виноват – просто дама ошиблась театром. ...
Читайте также