«Судьбы этих людей сохранились только в письмах»

Семён Серзин показал в Москве спектакль «Свидетели» по документам сталинской эпохи

 
Режиссер Семён Серзин представил в Москве документальную постановку «Свидетели». В ее основе – реальные документы эпохи сталинского террора: доносы, письма из лагерей, протоколы допросов, списки расстрелянных священнослужителей… Спектакль проходит почти без участия артистов: тексты, собранные драматургом Ниязом Игламовым, зачитывают сами зрители.

«Спектакль родился из лаборатории, инициатором которой был [театральный критик] Олег Семенович Лоевский. Он позвонил мне и сказал, что есть идея сделать такой “вербатим документов”», – рассказал Семён Серзин «Театралу».

Эскиз, созданный совместно с творческой лабораторией «Угол», несколько раз показали летом 2016 года в Казани в коридорах подземной галереи на улице Баумана. В Москве площадкой спектакля стали «Боярские палаты» СТД.

Первое, что видят зрители, войдя в пространство спектакля, – текст 58-й статьи. Улыбающиеся лица партийного руководства на лентах кинохроники, изношенный плакат с надписью: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». Немые доказательства, как трагически официальная риторика расходилась с реальным положением вещей.

 Девушка в красной косынке озвучивает инструкцию. Участники должны выполнять всего два действия: стоять или идти – в зависимости от надписи на табличках организаторов. На время показа почти полностью отключают свет, отчего кирпичные переходы «превращаются» в тюремные коридоры, где все передвижения осуществляются по команде.
 
Перед нами проходит череда лиц и судеб. Здесь монахиня, осужденная за «контрреволюционную деятельность», партийный работник, внезапно лишившийся должности… Это ситуация тотальной виновности, где логику карателей невозможно предугадать. И сквозь весь этот морок пронзительно звучат письма, который мальчик Азат пишет своей осужденной матери в лагерь.  

 «Я не занимаюсь политикой и не вижу смысла в политическом театре, – продолжает Семён Серзин, – меня в этой истории задело другое: от этих людей, кроме документов, ничего не осталось. Человеческие судьбы сохранились только в письмах, вот в чем ужас. Мне не хотелось в очередной раз рассказывать о том, как все было страшно и плохо, я просто хотел оставить о людях хоть какую-то память. Мальчик, писавший маме, никогда ее не увидит: он уйдет на войну и погибнет на фронте».

«Всего по Татарской АССР в годы сталинских репрессий было безвинно осуждено и приговорено к высшей мере наказания свыше 1500 мусульманских религиозных деятелей», – гласит надпись на стене в конце маршрута. Вверх поднимается табличка с надписью: «Идите». Идите, забирайте вещи из гардероба, выходите на улицу, дышите, живите, любите, смейтесь. Но люди не двигаются с места. Просто несколько минут молча читают сквозь слезы список имен, который кажется бесконечным.

 «Сложно залезть в голову людям, которые действительно считают, что «были и плюсы», – говорит в заключении Семён Серзин. – Но пытаться изменить убеждения человека, к сожалению, бессмысленно. Мы такую цель и не ставили. Спектакль ничего не завязывает. Мы просто хотели поделиться документами из архивов НКВД, которые в какой-то момент были открыты. Сначала мы хотели показать отсканированные копии, чтобы не было сомнений в их подлинности. Но, к сожалению, в таком виде их сложно прочесть с листа, поэтому текст пришлось перепечатать. Мы не изменили ни одной буквы.

Мы делали эту работу почти четыре года назад, и на самом деле с тех пор все здорово изменилось, спектакль начинает звучать по-другому ввиду вещей, которые происходят сегодня.

Не могу сказать, что репрессии имели какое-то отношение к моей семье: никто из моих близких не был расстрелян или раскулачен. Так что напрямую эта тема меня не касается, но я родился в этой стране, и надо же знать, что в ней происходило. Здесь нет какой-то возвышенной идеи, все очень просто. Ты держишь в руках письмо – и понимаешь, что больше ничего не осталось».

Показ спектакля состоялся в рамках Международного фестиваля-мастерской им. Дмитрия Брусникина, проводимого при поддержке Фонда президентских грантов.  


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Когда кнут в руках у пряника…»

    В Москве состоялось 11-е по счету и последнее в уходящем году заседание «Директорской ложи театров». Повесткой официальной части мероприятия, стало подведение итогов Года театра, а ее кульминаций избрание старшиной «Столичного  цеха деятелей культуры» Александра Ширвиндта. ...
  • «Судьбы этих людей сохранились только в письмах»

    Режиссер Семён Серзин представил в Москве документальную постановку «Свидетели». В ее основе – реальные документы эпохи сталинского террора: доносы, письма из лагерей, протоколы допросов, списки расстрелянных священнослужителей… Спектакль проходит почти без участия артистов: тексты, собранные драматургом Ниязом Игламовым, зачитывают сами зрители. ...
  • Константин Райкин: «Это личный зрительский праздник»

    24 октября театру «Сатирикон» исполнилось 80 лет. И поскольку эта дата совпадает с днем рождения основателя театра Акадия Райкина, то утром коллектив посетил могилу Аркадия Исааковича на Новодевичьем кладбище, а вечером в память о нем сыграл одну из своих недавних премьер – спектакль «Дон Жуан» в постановке Егора Перегудова. ...
  • «Жанр оставляет большое поле для фантазии»

    На фото: режиссер Андрей Маник, актрисы Дарья Белоусова и Полина Рашкина В театре «Современник» состоялась читка новой пьесы Дмитрия Данилова «Что вы делали вчера вечером?». Текст представляет собой череду монологов случайных прохожих, отвечающих на этот каверзный вопрос. ...
Читайте также