Живая легенда

Почему нельзя пропустить премьеру Питера Брука

 
13, 14 ноября на фестивале NET представят спектакль «Why?», новую работу 94-летнего разрушителя канонов и непререкаемого авторитета в одном лице – Питера БРУКА.
 
«Патриарх» современного театра
 
Режиссера стали называть «великим» уже в 1960-е. Он был одновременно любимцем и лондонских зрителей, и жителей африканских деревень, где выступал со своей «бродячей труппой» и одним ковриком. Он работал с «созвездием» великих актеров, сотрудничал с художником Сальвадором Дали и неврологом Оливером Саксом, ходил в кино с Фиделем Кастро и спорил о природе театра с Бертольдом Брехтом. Не говоря уже о санскритских ученых и индуистских священниках, с которыми Брук консультировался для создания «Махабхараты».
 
Питер Брук – сын русско-еврейских ученых из Латвии, а точнее Российской империи, откуда они эмигрировали в 1907 году и запатентовали популярное лекарство под названием Brooklax. С детьми они говорили исключительно по-английски, а по-русски только выясняли отношения. Русский язык Питер Брук решил учить сам, уже будучи студентом. В Оксфорде он думал, что может стать художником, композитором, пианистом и иностранным корреспондентом, чтобы отправляться в опасные командировки по всему миру и «просто сказать, что он не равен маленькому миру лондонского среднего класса». Но…
 
К 20 годам на счету Питера Брука было уже шесть профессиональных спектаклей. Спустя год он прославился, выкинув со сцены все декорации за полчаса до премьеры спектакля «Ромео и Джульетта». Желание «урезать, упростить, очистить» он позже объяснил в своей культовой книге «Пустое пространство». В 23 он был назначен режиссером Королевского оперного театра и регулярно пересекал Атлантику, чтобы работать на Бродвее. Ранняя карьера Брука охватила все: от шекспировской и бульварной комедии до оперы и мюзиклов. Но делал он это с убеждением, что «каждый режиссер, начинает ли он карьеру или находится на ее закате, должен идти против течения». «Моя работа всегда состояла в том, чтобы освободить себя от тисков традиции», – говорит Питер Брук.
 
Основав в 1970-м свой Международный театральный центр в Париже, большую часть своей жизни он посвятил стиранию культурных границ в театре, а все поиски сводил к тому, чтобы «люди, сидящие в зале, ощутили присутствие невидимого». По словам Брука, порой это ощущение возникает спонтанно, но задача режиссера – разработать театральную технику, которая даст шанс удержать момент и – главное – раз за разом вызывать «высшее» и «невидимое». «Обдумывание без эмоции превращается в лекцию, а чистая эмоция без логической схемы – в рок-концерт», и только их соединение, как утверждает Питер Брук, дает нужный результат. 
 
Свой основной метод – «хождение по канату» – он использует в разных странах, с актерами, принадлежащими к разным «школам», на протяжении многих лет. «В материале всегда можно открыть неожиданную глубину, актер способен отыскать ее и в самом себе, используя простейшую точку отсчета: почувствовать себя канатоходцем, – объясняет Брук. – Все аспекты театрального процесса, да и сама жизнь, открываются по-новому благодаря этому способу работы с материалом». Как его испытать, во многом объясняет фильм «На канате», который снял сын Брука, Саймон.
 
В это трудно поверить, но в свои 94 Питер Брук до сих пор живет в сумасшедшем графике. Готовится к презентации своей новой книги «Игра на слух: размышления о музыке и звуке», которая выйдет в Великобритании. Летает спремьерным спектаклем «Why?» и парижским театром «Буфф-дю-Нор» по всему миру: за короткий он побывал в Штатах, Китае, Италии, Испании и, наконец, добрался до России.
 
Спектакль-оммаж Мейерхольду
 
В свои 94 Питер Брук – живая легенда и абсолютная величина – задается детским вопросом: «Почему?» Почему люди посвящают свою жизнь театру и почему Мейерхольд был казнен в 1940 году?
 
«Why?» – это дань уважения режиссеру, который твердо верил, что революция была спасением для его смелого искусства и для него самого – антиреалиста, антипсихолога, заглянушего в будущее. «Сегодня нет необходимости говорить о системе Мейерхольда. Она стала частью театрального мейнстрима. И это прекрасно», – считает Брук.
 
«Why?» – это поиск неизвестного в двух частях. Первая – вопросы Всевышнему, на которые он отвечает вопросом. Вторая – последние трагические главы жизни Мейерхольда, «единственного настоящего мученика в истории театра, во имя театра».«Он был инкарнацией, воплощением революции, – говорит Питер Брук. – Когда революционное движение превратилось в сталинизм, то есть диктатуру, Мейерхольд продолжал бороться за свои убеждения, и это его погубило».
 

Кстати, двоюродный брат Питера Брука, Валентин Плучек, много лет возглавлявший Театр сатиры, в юности работал ассистентом у Мейерхольда и играл в его спектаклях.

 
«Why?» – это история о свободе самовыражения, которую три актера рассказывают просто и минималистично, под звуки пианино, но в их, казалось бы, тихой игре есть подлинная магия. Они, как медуимы, оживляют московскую театральную жизнь 20-х – в ее поразительных формах, в ее эстетических прорывах.
 
«Мейерхольд принципиально изменил представление о том, чем может быть и должен быть актер, – говорит Питер Брук. – Даже ко времени, когда я начинал в лондонском театре, хорошим актером считался тот, кто мог играть только лицом. То есть вся вселенная человеческого тела была отброшена как ненужная. Мейерхольд показал, что тело не просто является выразительным средством, как, например, в танце, а есть тотальное выразительное средство театра».  

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • В МХТ представят забытый спектакль

    В Московском Художественном театре продолжается цикл вечеров «Память места» (театр реконструирует наиболее знаковые постановки, листает страницы истории). Очередной главой этой театрализованной историографии станет спектакль «Сверчок на печи» по Диккенсу, которым в 1912 году с успехом заявила о себе 1-я Студия МХТ. ...
  • В Театре Олега Табакова – премьера сказки

    Театр Олега Табакова 25, 26 января и 2, 16 февраля впервые представит детский спектакль.    В музыкальном спектакле «Голубой щенок» режиссера Никиты Владимирова, который  будет идти  на Сцене на Сухаревской,  прозвучат любимые по одноименному мультфильму песни Юрия Энтина и Геннадия Гладкова, а петь, танцевать и играть будут ведущие артисты Театра Олега Табакова. ...
  • Евгений Арье представит спектакль «Папа»

    Режиссер Евгений Арье готовится представить в «Современнике» премьеру «Папа» по пьесе Флориана Зеллера. Показы пройдут 24 и 25 января. Главные роли сыграют Сергей Гармаш и Виктория Толстоганова.   «Папа» – одна из самых известных пьес французского писателя Флориана Зеллера, получившего признание уже в возрасте 22 лет. ...
  • Михаил Ефремов: «Сажают людей, а надо бы деревья»

    Премьера спектакля Марины Брусникиной «Посадить дерево» по пьесе современного драматурга Алексея Житковского состоялась на сцене театра «Практика» в понедельник, 13 января. Это совместный проект театра и продюсера Леонида Робермана, впоследствии постановка будет идти на целом ряде московских площадок. ...
Читайте также