Максим Диденко: «Через прошлое мы обнаруживаем настоящее»

Театр на Малой Бронной представил спектакль «Норма»

 
Режиссер Максим Диденко представил в Театре на Малой Бронной спектакль «Норма» по дебютному роману Владимира Сорокина. Премьера состоялась 6 ноября во Дворце на Яузе. Остальные спектакли репертуара переезжают на эту временную площадку в январе в связи с началом капитального ремонта, но первую премьеру сезона решили сразу играть на Яузе.
 
Антиутопический, жесткий, парадоксальный роман Сорокина состоит из восьми частей, написанных в разных литературных стилях и объединенных темой отношений человека и государства. Так, одна из глав рассказывает о жизни «простых советских людей», которых писатель помещает в мир, где они ежедневно вынуждены поедать порцию «нормы». Отказ от этой крайне тягостной повинности считается преступлением. Другая история повествует о колхозе, в котором люди живут вместо скота. Еще один фрагмент, написанный в эпистолярном жанре, раскрывает тему «классовой ненависти» сельского жителя к интеллигенту и так далее. Сорокин размышляет о конформизме, приверженности общества «нормальным» ценностям, говорит об острых противоречиях советской эпохи. В спектакле Диденко эти вопросы глубоко переплетаются с современностью.
 
Постановка разворачивается в пространстве, где конструктивистские здания, напоминающие образы из романа Оруэлла, обтянуты по периметру колючей проволокой. В центре – гигантский люк, словно топка, в которой исчезают люди (художник Галина Солодовникова).
 
В спектакле заняты актеры Театра на Малой Бронной, Мастерской Брусникина и приглашенный артист Евгений Стычкин. После прогона «Театрал» задал Максиму Диденко несколько вопросов о новой работе.
 
– Максим, ваш спектакль – диалог современности с советской эпохой. Почему нам все чаще хочется вспоминать и анализировать это время?
– Через прошлое мы обнаруживаем свое настоящее. То есть, чтобы разобраться в настоящем, нужно взглянуть в прошлое. Мне кажется, это очень актуальный для нас вопрос. Я, например, был пионером, моему поколению, безусловно, важно понять нашу реальность через взгляд в туннель ушедшей эпохи. Ведь мы живем на руинах некоей империи, которой уже не существует, причем империи утопической и достаточно монструозной.

Наше прошлое никуда не исчезает. Оно с нами. Между тем, оно неотрефлексировано, в каком-то смысле брошено. Наше отношение к прошлому – это либо абсолютное отрицание, либо ностальгия. Мы с этим не разобрались как нация, как народ. Я думаю, важно ответить для себя на эти вопросы, а заниматься этим можно бесконечно.

– Как возникла идея спектакля?
– Я делал в Новосибирске постановку по «Карточкам» Льва Рубинштейна и начал исследовать историю московского концептуализма, андеграундного движения 70-80-х годов. Наткнулся на этот роман. Он оказался восхитительным, невероятно сложным и попадающим в наше время. Мне очень захотелось сделать по нему спектакль. С того момента прошло, наверное, года два с половиной, если не три. Я приходил с этим материалом к художественным руководителям разных театров, и мне удалось договориться с Дмитрием Владимировичем Брусникиным. С того момента процесс пошел.

– Изменилось ли с тех пор ваше видение?
– Оно менялось неоднократно: когда мы вместе с художником Галей Солодовниковой начали сочинять сценографию, когда драматург Валера Печейкин написал пьесу, когда композитор Леша Ретинский стал создавать музыку… Затем когда мы встретились с артистами и, наконец, теперь, когда встретились с этим театром. Всякий раз замысел претерпевал невероятные внутренние изменения, которые сформировались во что-то ясное буквально вчера.

– Какую задачу вы ставили перед композитором?
– Я сказал, что нужна музыка к произведению «Норма» Владимира Сорокина. Что цикл стихов «Времена года» должен быть спет. Ну, и что хотелось бы сделать из части «Нормальный человек» хорал. По сути, все. В остальном я отпустил его, и он был абсолютно творчески свободен. Некоторые композиции мне пришлось укоротить в силу того, что общая композиция спектакля не подразумевает длиннот, которые Алексей очень любит.

С Лешей мы должны были работать в театре Теодора Курентзиса, но там наша работа, к сожалению, не состоялась в силу известных причин. И мы встретились на этом материале. Это была судьбоносная встреча, сложная и чрезвычайно увлекательная.

– Насколько трудно ставить Сорокина на сцене? И в чем особенности работы именно над этим его текстом?
– Текст «Нормы» многосоставный, разностилевой, очень поэтический, в нем нет нарратива. Отыскать к нему ключи, обнаружить сквозные линии и нарратив (хотя бы на поэтическом уровне) было весьма занимательно и не совсем легко. Собственно, поэтому я за этот текст и взялся: было интересно его разгадать, обнаружить все эти вещи. Сорокин подпускает к себе очень трудно – и как человек, и как литератор. Все время присутствует какая-то отстраненность, холод. Как найти себя и соотнести с этим текстом внутреннее, личностно? – это задача, которая потребовала времени.

– Вы общались с писателем во время работы?
– Да, мы встречались дважды. Я поделился с ним замыслом, показал сценографию, рассказал о стиле, в котором намереваюсь сделать спектакль. Мы прекрасно пообщались, и это было очень здорово. Но особенно он в процесс не вмешивался. И пьесу читать отказался.

– О чем вы размышляли, когда ставили спектакль?
– О сегодняшней России.

– Какие маркеры нынешнего дня в нем отразились?
– Этот спектакль создавался в Москве в наше время. Параллельно с процессом репетиций мы ходили на митинг к администрации президента, участвовали в одиночных пикетах. Безусловно, эти события повлияли на образы, которые возникли в спектакле. Вообще, мои спектакли вырастают из всего, что происходит вокруг, и из энергии каждого участника. Поэтому в каком-то смысле эта постановка – слепок всего, что мы пережили вместе за последние три года. Как вы знаете, мы пережили много пренеприятнейших вещей. В некоторой степени они здесь отпечатались, да.

Мне кажется, наш взгляд сегодня очень затуманен. А это спектакль – некий «туманоразвееватель». Он нужен, чтобы ясно взглянуть на русскую реальность.

Фото: Владимир Яроцкий 

– Насколько, на ваш взгляд, сегодня русские люди бояться отклониться от нормы?
– Мне кажется, русские люди не очень разобрались, что такое норма. Мы трактуем это понятие очень по-разному. Может быть, в этом и заключается трагедия нашего общества. У нас есть перечень, условно говоря, советских норм, есть перечень современных капиталистических норм, есть конституционные нормы, а есть нормы, о которых все знают, но никто не говорит, они нигде не прописаны, но все им следуют. Мне кажется, в этом смысле в нашем государстве все не очень нормально.

– В этом спектакле в понятие нормы вы что вкладывали?
– Я оставляю это поле свободным, пытаюсь его не заполнять. Поскольку слово «норма» подразумевает огромное количество смыслов, то интересно допускать их все.

– В спектакле много сценического движения, очень интенсивного, мощного. Какая художественная задача за счет этого решается?
– Просто я мыслю театр, прежде всего, как присутствие актера на сцене. А тело – это то, что в материальном мире подтверждает наше присутствие. Тело – проводник очень важной природной энергии человека, поэтому во всех спектаклях я много работаю с телом.

– Спектакль органично вписался в сцену Дворца на Яузе. У вас не было опасений, зазвучит ли современный театр в стенах сталинского ампира?
 – Были, конечно, но в итоге это здание стало для спектакля неким обрамлением. Уже при входе, когда мы видим колонны и лепнину, мы оказываемся в весьма специфическом музейном пространстве, памятнике советского времени. И тематически это очень перекликается с тем, о чем мы говорим на сцене.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» расскажет о тайной жизни Петра Первого

    Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» 27 мая ко дню города планирует вновь представить зрителям шутливую мелодраму Доницетти «Петр Первый, или невероятные приключения русского царя». Еще до карантина специально для «Театрала» создатели спектакля открыли двери своего театра, чтобы наши читатели могли увидеть фрагменты репетиций и интервью с режиссером Юрием Александровым. ...
  • Театр им. Сац в День театра покажет онлайн балет и оперу

    В пятницу, 27 марта, Детский музыкальный театр им. Наталии Сац отметит Международный день театра показом двух спектаклей, но на этот раз - онлайн: на платформе культура.рф и в соцсетях театра. В 14.00 зрители смогут посмотреть балет Кирилла Симонова «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Ефрема Подгайца. ...
  • «Сатирикон» готовит подарок ко Дню театра

    Премьерный спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» выйдет онлайн. Бесплатная трансляция начнётся в 19:30, 27 марта на сайте театра.   Несмотря на карантин, в театре «Сатирикон» выход премьеры решили не откладывать, поэтому новую постановку «Дорогая Елена Сергеевна», по культовой пьесе 80-х, сыграют без зрителей. ...
  • Вышел в свет апрельский «Театрал»!

    На страницах апрельского номера (см. подписка) вы прочтете: - как русские театры выживают в разгар пандемии в Италии, Франции и Германии: интервью с руководителями этих театров - почему Оскарас Коршуновас видит в Чехове современного автора; - какие общественные тенденции напоминают политологу Екатерине Шульман о театре абсурда; - о чем самом важном забыли авторы поправок в Конституцию: колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; - как стать номинантом премии «Звезды Театрала», не допустив ошибок; - что помогает сохранять достоинтсво в условиях страха: беседа с художественным руководителем РАМТ Алексеем Бородиным; - какие семейные связи с Лениным обнаружил Александр Ширвиндт; - почему Евгения Симонова для Зои Кайдановской непререкаемый авторитет; - где поужинать истинному театралу; - зачем придуман Всемирный день театра: колонка Дмитрия Трубочкина; - что роднит Нонну Гришаеву с Людмилой Гурченко; - зачем Евгений Писарев, Вера Алентова и Виктория Исакова дают «Ложные признания»; - каким музеям карантин – не помеха; - где купить «Театрал»; - какие сюрпризы готовит для зрителей Театр Джигарханяна: интервью с директором; - где развеять скуку в апреле: репертуары и афиши Москвы и Санкт-Петербурга; - как выиграть билет в Московский ТЮЗ: конкурс от «Театрала». ...
Читайте также