Странствия «Дон Кихота»

Лоран Илер выпустил в МАМТе балет Рудольфа Нуреева

 
В музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера «Дон Кихота» Людвига Минкуса, ставшая первой постановкой балета Рудольфа Нуреева на его родине.

К хореографическому наследию знаменитого беглеца из СССР, попросившего в 1961 году в парижском аэропорту Орли (после завершения гастролей ленинградского Кировского театра во Франции) политического убежища, в России  отношение настороженное. Да и взлет к вершинам балетного Олимпа мальчика из бедной уфимской семьи, ставшего благодаря совершенному «прыжку в свободу»одним из самых знаменитых и высокооплачиваемых танцовщиков мира, воспринимается многими неоднозначно. Как справедливо (в одном из интервью) охарактеризовал отношение к Нурееву в России Лоран Илер (нынешний руководитель балета Музыкального театра имени Станиславского): «С одной стороны, русские страшно им гордятся, восхищаются, а с другой – будто бы даже стыдятся».

Репертуарная политика Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко всегда отличалась «ни общего лица выражением». Здесь первыми в стране начали осваивать современную хореографию. На его сцене сегодня идёт «Баядерка» в постановке ещё одной «беглянки» Наталии Макаровой. С приходом Илера театр осуществил целую серию одноактных опусов ярких авторов ХХ века, составивших своеобразную балетную антологию прошлого столетия.

Одним словом, МАМТ живет собственной эксклюзивной жизнью. И вот теперь – нуреевская версия «Дон Кихота», поставленная им впервые в 1966 году в Венской опере, затем перенесенная на сцены Австралии, Марселя, Цюриха, Осло…

Илер – один из представителей блистательной плеяды этуалей Парижской оперы (Сильви Гиллем,  МануэльЛегри, Элизабет Платель, ИзабельГерен),  «зажегшихся» при непосредственном содействии Нуреева как хореографа и художественного руководителя театра.

Лоран Илер решил обратиться именно к «Дон Кихоту», считая его лучшим балетом Нуреева и по драматургии, и по концепции, и по непростой технике танца, с коей полезно познакомиться российским артистам. Подобно своему великому наставнику, он уверен, что артист растёт только превозмогая трудности, что и предлагает своим подопечным. С его приходом труппа, преуспевавшая на территории современной хореографии (здесь состоялся российский дебют балетов Иржи Килиана, здесь с блеском освоили вязь композиций НачоДуато и зашкаливающие темпы парадоксальной хореографии ЙормоЭло), - впервые станцевала хореографию Баланчина и Лифаря. И вот - еще один балет из репертуара almamaterИлера - «Дон Кихот», ставший первым трехактным балетом Петипа в постановке Нуреева на сцене Парижской оперы.

Партия Базиля, которую он впервые станцевал в 1959 году на сцене ленинградского Кировского театра, справедливо считается одной из лучших в послужном списке Нуреева, и балет он ставил, конечно же, в первую очередь «на себя». А, так как одной из его главных хореографических амбиций, было расширение рамок мужского танца, то и партия Базиля готовит исполнителю, в том числе и российскому, коварные сюрпризы. В частности, из-за обилия любимой Нуреевым датской «бурнонвилевской» мелкой техники (к ней не очень-то приучены отечественные танцовщики). Не говоря уже о том, что у солиста зачастую нет простой возможности перевести дыхание.

Так, у Базиля сразу же за труднейшей вариациейследует па де труа с подругами Китри. И так – во всем. Спектакль наполнен нуреевской чрезмерностью. Но, как считал сам Нуреев, если может он, то смогут и другие. Тех же принципов придерживается и Лоран Илер, исполнявший непростую партию Базиля в Гранд Опера, и всецело верящий в возможности московских артистов.

Нуреев поставил по-настоящему праздничный и жизнеутверждающий спектакль, не дающий  зрителюзаскучать  в ожидании любимой вариации. Здесь – все насыщенно витальной энергией и брызжущей театральностью.

Подобно тому, как Станиславский «прописывал» историю каждого  участника массовки, Нуреев делает всех выходящих на сцену живыми людьми (со своей судьбой, своими привычками). За ними интересно наблюдать, не говоря уже о главных героях. Илер подготовил четырех исполнительниц партии Китри (Оксана Кардаш, Эрика Микиртичева, Наталья Сомова, Ксения Шевцова) и троих Базилей (Денис Дмитриев, Иван Михалев, Дмитрий Соболевский).

Завершал премьерную декаду дуэт Кардаш – Михалёв, кажется, максимально приблизившийся к желаемую результату.

Нуреева (в партии Базиля) не в последнюю очередь привлекала возможность проявить свой комедийный талант. И свой балет он сделал веселым остроумным, полным ярких комедийных эпизодов действом, где Базиль – весёлый, добродушный, лукавый, но не лишенный достоинства и даже аристократизма плут. Все эти качества проявил Иван Михалёв, не только справившийся со сложностями хореографии, но и обаятельно обыгравший все шалости своего героя. Их дуэт с Оксаной Кардаш – энергетический центр спектакля, не только в силу композиционных особенностей балета, но и благодаря мастерству и артистизму исполнителей, сумевших изящно «освоить» все милые подробности взаимоотношений героев, от шутливых ссор до настоящей нежности.

Спектакль обильно приправлен непривычными для балетной сцены подробностями, комическими эпизодами и даже гэгами. Это относится к «затанцевавшему» в версии Нуреева заглавному герою, ставшему монахом Санчо Панса и несостоявшемуся жениху Китри Гамашу, наделенным многочисленными комедийными эскападами. Их бьющую через край эксцентричность уравновешивают почти каноническая партия Эспады (как всегда – блистательно элегантный Георги Смилевски), академическая вариация Повелительницы Дриад (Наталья Клейменова) и многое другое.

В своей кажущейся эклектичности спектакль по-настоящему органичен. Испания, «цыганщина» – здесь, в первую очередь, идеально театральны. Костюмы Николаса Георгиадиса, оформлявшего балеты на лучших сценах мира, не имеют никакого отношения к эпохе Сервантеса (впрочем, какой историзм в балете?!). Их можно назвать несуразно богатыми (золотое трико Базиля или короны на солистках в сцене «Сна Дон Кихота»), а можно… счесть данью торжеству Театра, где всё – игра. Искренняя, заразительная, но не имеющая никакого отношения к реалиям жизни… пусть даже балетной.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • Странствия «Дон Кихота»

    В музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера «Дон Кихота» Людвига Минкуса, ставшая первой постановкой балета Рудольфа Нуреева на его родине. К хореографическому наследию знаменитого беглеца из СССР, попросившего в 1961 году в парижском аэропорту Орли (после завершения гастролей ленинградского Кировского театра во Франции) политического убежища, в России  отношение настороженное. ...
  • Борис Эйфман открывает Детский театр танца

    Детский театр танца, созданный балетмейстером Борисом Эйфманом откроется в Санкт-Петербурге16 ноября. Театр станет частью комплекса, включающего в себя Академию танца, общеобразовательную школу, интернат для воспитанников и музей. ...
  • Танец – больше, чем танец

    Израильская компания «L-E-V» представила в Москве и Петербурге танцевальную программу, в которой шестеро великолепных танцовщиков продемонстрировали фантастическую выносливость,  невероятную гибкость и блистательное мастерство, обрушив на зрителей столь мощный поток энергии, что он  способен не только сбить с ног, но и «снести мозг». ...
  • Поднебесная красота

    С сентября по ноябрь в Москве пройдет фестиваль современного танца «DanceInversion», давно ставший неотъемлемой частью российского осеннего пейзажа.  В этом году этот престижный форум отмечает свое двадцатилетие. На сегодняшний день – один из самых авторитетных отечественных танцевальных фестивалей, занимающийся просвещением российского зрителя в области contemporary dance. ...
Читайте также