Странствия «Дон Кихота»

Лоран Илер выпустил в МАМТе балет Рудольфа Нуреева

 
В музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера «Дон Кихота» Людвига Минкуса, ставшая первой постановкой балета Рудольфа Нуреева на его родине.

К хореографическому наследию знаменитого беглеца из СССР, попросившего в 1961 году в парижском аэропорту Орли (после завершения гастролей ленинградского Кировского театра во Франции) политического убежища, в России  отношение настороженное. Да и взлет к вершинам балетного Олимпа мальчика из бедной уфимской семьи, ставшего благодаря совершенному «прыжку в свободу»одним из самых знаменитых и высокооплачиваемых танцовщиков мира, воспринимается многими неоднозначно. Как справедливо (в одном из интервью) охарактеризовал отношение к Нурееву в России Лоран Илер (нынешний руководитель балета Музыкального театра имени Станиславского): «С одной стороны, русские страшно им гордятся, восхищаются, а с другой – будто бы даже стыдятся».

Репертуарная политика Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко всегда отличалась «ни общего лица выражением». Здесь первыми в стране начали осваивать современную хореографию. На его сцене сегодня идёт «Баядерка» в постановке ещё одной «беглянки» Наталии Макаровой. С приходом Илера театр осуществил целую серию одноактных опусов ярких авторов ХХ века, составивших своеобразную балетную антологию прошлого столетия.

Одним словом, МАМТ живет собственной эксклюзивной жизнью. И вот теперь – нуреевская версия «Дон Кихота», поставленная им впервые в 1966 году в Венской опере, затем перенесенная на сцены Австралии, Марселя, Цюриха, Осло…

Илер – один из представителей блистательной плеяды этуалей Парижской оперы (Сильви Гиллем,  МануэльЛегри, Элизабет Платель, ИзабельГерен),  «зажегшихся» при непосредственном содействии Нуреева как хореографа и художественного руководителя театра.

Лоран Илер решил обратиться именно к «Дон Кихоту», считая его лучшим балетом Нуреева и по драматургии, и по концепции, и по непростой технике танца, с коей полезно познакомиться российским артистам. Подобно своему великому наставнику, он уверен, что артист растёт только превозмогая трудности, что и предлагает своим подопечным. С его приходом труппа, преуспевавшая на территории современной хореографии (здесь состоялся российский дебют балетов Иржи Килиана, здесь с блеском освоили вязь композиций НачоДуато и зашкаливающие темпы парадоксальной хореографии ЙормоЭло), - впервые станцевала хореографию Баланчина и Лифаря. И вот - еще один балет из репертуара almamaterИлера - «Дон Кихот», ставший первым трехактным балетом Петипа в постановке Нуреева на сцене Парижской оперы.

Партия Базиля, которую он впервые станцевал в 1959 году на сцене ленинградского Кировского театра, справедливо считается одной из лучших в послужном списке Нуреева, и балет он ставил, конечно же, в первую очередь «на себя». А, так как одной из его главных хореографических амбиций, было расширение рамок мужского танца, то и партия Базиля готовит исполнителю, в том числе и российскому, коварные сюрпризы. В частности, из-за обилия любимой Нуреевым датской «бурнонвилевской» мелкой техники (к ней не очень-то приучены отечественные танцовщики). Не говоря уже о том, что у солиста зачастую нет простой возможности перевести дыхание.

Так, у Базиля сразу же за труднейшей вариациейследует па де труа с подругами Китри. И так – во всем. Спектакль наполнен нуреевской чрезмерностью. Но, как считал сам Нуреев, если может он, то смогут и другие. Тех же принципов придерживается и Лоран Илер, исполнявший непростую партию Базиля в Гранд Опера, и всецело верящий в возможности московских артистов.

Нуреев поставил по-настоящему праздничный и жизнеутверждающий спектакль, не дающий  зрителюзаскучать  в ожидании любимой вариации. Здесь – все насыщенно витальной энергией и брызжущей театральностью.

Подобно тому, как Станиславский «прописывал» историю каждого  участника массовки, Нуреев делает всех выходящих на сцену живыми людьми (со своей судьбой, своими привычками). За ними интересно наблюдать, не говоря уже о главных героях. Илер подготовил четырех исполнительниц партии Китри (Оксана Кардаш, Эрика Микиртичева, Наталья Сомова, Ксения Шевцова) и троих Базилей (Денис Дмитриев, Иван Михалев, Дмитрий Соболевский).

Завершал премьерную декаду дуэт Кардаш – Михалёв, кажется, максимально приблизившийся к желаемую результату.

Нуреева (в партии Базиля) не в последнюю очередь привлекала возможность проявить свой комедийный талант. И свой балет он сделал веселым остроумным, полным ярких комедийных эпизодов действом, где Базиль – весёлый, добродушный, лукавый, но не лишенный достоинства и даже аристократизма плут. Все эти качества проявил Иван Михалёв, не только справившийся со сложностями хореографии, но и обаятельно обыгравший все шалости своего героя. Их дуэт с Оксаной Кардаш – энергетический центр спектакля, не только в силу композиционных особенностей балета, но и благодаря мастерству и артистизму исполнителей, сумевших изящно «освоить» все милые подробности взаимоотношений героев, от шутливых ссор до настоящей нежности.

Спектакль обильно приправлен непривычными для балетной сцены подробностями, комическими эпизодами и даже гэгами. Это относится к «затанцевавшему» в версии Нуреева заглавному герою, ставшему монахом Санчо Панса и несостоявшемуся жениху Китри Гамашу, наделенным многочисленными комедийными эскападами. Их бьющую через край эксцентричность уравновешивают почти каноническая партия Эспады (как всегда – блистательно элегантный Георги Смилевски), академическая вариация Повелительницы Дриад (Наталья Клейменова) и многое другое.

В своей кажущейся эклектичности спектакль по-настоящему органичен. Испания, «цыганщина» – здесь, в первую очередь, идеально театральны. Костюмы Николаса Георгиадиса, оформлявшего балеты на лучших сценах мира, не имеют никакого отношения к эпохе Сервантеса (впрочем, какой историзм в балете?!). Их можно назвать несуразно богатыми (золотое трико Базиля или короны на солистках в сцене «Сна Дон Кихота»), а можно… счесть данью торжеству Театра, где всё – игра. Искренняя, заразительная, но не имеющая никакого отношения к реалиям жизни… пусть даже балетной.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • Большой театр готовится к гастролям в Омане

    Балет «Онегин» в хореографии Джона Крэнко представят в столице Омана, где с 23 по 25 января пройдут гастроли Большого театра. В нынешнем сезоне это не первый визит ГАБТа на Аравийский полуостров. В конце прошлого года (31 октября – 1 ноября) на сцене Королевской оперы Маската с успехом проходили выступления оперной труппы и оркестра: Большой театр представил на главной сцене Омана оперу «История Кая и Герды» Баневича. ...
  • Вечная Жизель

    В Большом театре поставили «Жизель» Адана – cпектакль уже имеющийся в репертуаре в хореографической редакции Юрия Григоровича выпуска 1987 года. Новая постановка Алексея Ратманского – пятнадцатая версия, быть может, самого прекрасного романтического балета на сцене первого театра страны. ...
  • Артисты балета почтят память Мариса Лиепы

    В Москве готовится гала-концерт «Марис Лиепа. С любовью», посвященный памяти выдающегося артиста, одного из самых ярких представителей блистательной плеяды отечественных танцовщиков, совершивших в шестидесятые годы прошлого века настоящую революцию в области мужского танца, изменив представление о его значении и возможностях. ...
  • Большой театр представит первую балетную премьеру сезона

    Большой театр готовится представить первую балетную премьеру 244-го сезона, балет Адольфа Адана «Жизель» в редакции Алексея Ратманского. Премьерные показы пройдут на Исторической сцене с 21 по 24 ноября. «Жизель» – главный балет эпохи романтизма. ...
Читайте также