В Москве рассказали о технологиях театра будущего

 
23 октября в московском Экспоцентре в рамках выставки Integral Systems Russia, посвященной теме экономики и культуры, прошла конференция «Театр в цифровую эпоху». Ее участники – работники театральной индустрии и представители мультимедийных проектов – обсудили на встрече проблемы, связанные с цифровым развитием и продвижением театров в России, а также их возможные решения. 

На конференции Вадим Ваньков, директор Департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры РФ, представил план реализации национального проекта «Культура», в рамках которого предстоит построить 500 виртуальных концертных залов, создать 450 аудиогидов для выставочных экспозиций и оцифровать 48 тысяч книжных памятников для Национальной электронной библиотеки.

Также важной задачей проекта станет демократизация искусства и доступность его для массовой аудитории. Для этого предлагается активно внедрить технологии стриминга, представляющие собой онлайн-трансляции спектаклей и показ их в кинотеатрах. Но, несмотря на то что количество подобных трансляций в России уже превысило отметку в тысячу постановок, а посмотрело их более 85 млн. человек, развитие этого культурного направления сталкивается с различными трудностями.

Так, одним из спикеров конференции выступила Эльмира Щербакова, генеральный продюсер проекта «Театральная Россия», который организует онлайн-трансляции театральных постановок по всей стране.  В числе основных проблем своего стриминг-сервиса Щербакова выделила сложности с получением авторских прав на спектакли у их создателей и продвижение постановок в кинотеатрах. По ее словам, прокатчики не заинтересованы в показе произведений, в которых нет широко известных личностей.

«Многие авторы, режиссеры воспринимают наше предложение об онлайн-прокате в штыки. Люди старой формации привыкли получать конверт с деньгами, а каким-то отчислениям на банковскую карту они не доверяют, – рассказала Щербакова «Театралу». – При этом претензий с художественной точки зрения у них нет никаких, проблема только в деньгах. Они считают, их обманули один раз в Советском Союзе, потом – в России во время перестройки, а теперь пришли мы. Конфликт можно решить, но для этого нужно на уровне министерства проводить разъяснительные мероприятия, чтобы авторы не относились к цифровым технологиям с опаской».

Слова Щербаковой подтвердила и Мария Ревякина, гендиректор фестиваля «Золотая маска», которая на примере проекта «Золотая маска в кино» рассказала, что к очевидной трудности организовать видеосъемку спектаклей прибавляются сложности очистки произведений от авторских прав и получения на них лицензий.

Также на конференции выступили руководитель отдела визуальных решений Panasonic Николай Школьников и технический директор Polymedia Игорь Ившеев. Они рассказали о новых цифровых инструментах и оборудовании, которые не только могут привлечь в театр зрителей, но и использоваться прямо в постановках как новые художественные средства.
Один из главных трендов современной сценографии – динамический видеомэппинг. С помощью проекторов декорации транслируются буквально на голые стены, что позволяет и сэкономить на их изготовлении, и сделать их анимированными. Таким образом, на сцене появляются «живые» декорации, которые могут сменяться в режиме реального времени. Подобные технологии уже активно используются в ряде столичных театров, в частности в Электротеатре «Станиславский».

В качестве наглядного примера успешного синтеза исторического пространства и современных технологий выступил Культурный центр «ЗИЛ», о котором рассказал его директор Павел Хлопин. Изначально использование цифровых технологий для Дворца культуры ныне уже несуществующего завода имени Лихачева было вынужденной мерой: здание «ЗИЛа» – памятник архитектурного конструктивизма, и существенно изменять его облик запрещено. Поэтому администрация культурного центра решила расширять его пространство в виртуальной реальности – с помощью мобильных приложений и VR-технологий.
«Мы планируем развивать наши приложения, например, готовим иммерсивную экскурсию, – рассказал Хлопин о будущем проекте «ЗИЛа». – С помощью дополненной реальности можно будет прогуляться по территории культурного центра с рядом очень известных личностей: с Юрием Гагариным или артистами, которые когда-то выступали на нашей сцене».

По словам директора культурного центра, важной частью современного арт-пространства являются его социальные сети, которые необходимо регулярно наполнять контентом. Для этого «ЗИЛ» привлек своих посетителей: центр предоставляет помещения для фотоссесий и различных видеосъемок. Благодаря чему «ЗИЛ» стал одним из самых востребованных площадок в Москве, где регулярно проходят съемки российских сериалов, рекламных брендов и других медиапроектов.

«Мы создали замкнутый круг: из-за профессиональных fashion-съемок мы становимся модными, а это привлекает посетителей, которые делают уже свои любительские фотографии. Так, мы становимся любимыми и востребованными для обычных людей, а это, в свою очередь, делает нас интересными для новых коммерческих предложений», – заметил Хлопин. 


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Деятели театра обсудят проблемы арт-активизма

    Дискуссия на тему «Театр общественного воздействия» состоится 3 марта в фойе Электротеатра Станиславский в рамках фестиваля «Золотая маска». Режиссеры, драматурги, театральные критики обсудят потенциал арт-активизма в театре, его художественные и социальные перспективы. ...
  • Инстаграм-спектакль для интровертов и предметный театр

    Российский академический молодежный театр в пятницу подведет итоги первой Лабораторию по поиску новых форм коммуникации современного театра с детьми и подростками. Проект, целью которого стало обновление театрального языка в диалоге со зрителем младше 18 лет, проводится в преддверии 100-летия театра, которое будет праздноваться в 2021 году, сообщили «Театралу» в пресс-службе РАМТа. ...
  • В Москве рассказали о технологиях театра будущего

    23 октября в московском Экспоцентре в рамках выставки Integral Systems Russia, посвященной теме экономики и культуры, прошла конференция «Театр в цифровую эпоху». Ее участники – работники театральной индустрии и представители мультимедийных проектов – обсудили на встрече проблемы, связанные с цифровым развитием и продвижением театров в России, а также их возможные решения. ...
  • БДТ открывает мастерскую перформанса

    В субботу, 16 марта, в БДТ им. Товстоногова открывается мастерская перформанса «2 сцена» - экспериментальная площадка, где будет представлено творчество мастеров разных стилистик и направлений. Программа приурочена к 100-летию БДТ. ...
Читайте также