Евгений Водолазкин: «Главное – пытаться понять друг друга»

 
В прошлом году в журнале «Театрал» появилась новая рубрика «Что наша жизнь?..», в которой известные культурные и общественные деятели рассуждают об актуальных проблемах нашей действительности. За это время гостями рубрики становились Виктор Ерофеев, Ирина Хакамада, Дмитрий Быков, Денис и Ксения Драгунские, Леонид Млечин, Михаил Федотов, Юрий Норштейн, Зураб Кекелидзе, а также Евгений Водолазкин, чье высказывание мы решили опубликовать и на нашем сайте.

- В последние годы в России произошло множество изменений. Прежде всего это касается перестройки общественного сознания. Например, сейчас в стране стали замечать инвалидов, и это большое достижение. Еще лет десять назад их положение было таким же, как в Советском Союзе. Они просто жили в своих гетто, не выходили на улицы, их никто не видел. Когда я впервые попал в Германию, то мне показалось, что это страна инвалидов, потому что там их встречаешь на каждом шагу. На самом же деле там инвалиды живут полноценно, их не скрывают от общества. Что-то подобное начало происходить и в России. Общество стало возмущаться, когда инвалидов не пускали на борт самолета, когда в одной из телепрограмм о них крайне неуважительно отозвались. Кроме того, появилось множество организаций, направленных на помощь инвалидам. К примеру, «Перспективы», «Дом с маяком», «Антон тут рядом», фонды Чулпан Хаматовой и Константина Хабенского. Организуют эти фонды зачастую люди известные. Из этого следует, что они помогают не потому, что хотят прославиться. Это люди состоявшиеся, им дополнительного пиара не нужно. Они делают это по своему добросердечию, и меня это в высшей степени трогает.

Вот это один из пунктов, по которому мы от Запада очень отстали, и здесь нам есть что наверстывать. Это не значит, что русские люди по своей природе злые, жестокие или бесчувственные. Просто человек, попадая в ситуацию непривычную, чувствует себя некомфортно и стремится эту ситуацию вывести за пределы своей жизни. Это своего рода нравственная дремота. Ведь нравственность – это не то, что изначально у человека присутствует. Это чувство воспитывается. И инвалиды как раз участвуют в таком воспитании общества.

Наблюдаются изменения и в приоритетах современного общества. В 90-е годы люди включились в гонку за успехом, который понимался довольно примитивно: купить дорогую квартиру, машину, поехать на Канары и прочее. Наша беда была в том, что мы находились в ситуации неестественной, были лишены элементарных вещей. И вот прошла пара десятилетий. Насытившись материальными благами, общество захотело реализовываться как-то иначе. Люди осознали, что молодость и здоровье не бесконечны, что есть предел человеческой жизни, что материальные ценности «туда» с собой не возьмешь. Поэтому многие предпочли другие ценности: стали заниматься благотворительностью, по-новому взглянули на культуру. Люди стали больше ходить в театры и музеи, посещать концерты классической музыки, читать хорошие книги.

Отдельный разговор – церковь. К сожалению, отношение к ней в последнее десятилетие, мягко говоря, не улучшалось. Есть категория людей, которые стремятся демонстрировать свою независимость от всего. И чувство этой независимости у них обостренное. Когда им кажется, что церковь вступает на их территорию, это вызывает у них протест. Такая позиция несколько инфантильная, она показывает незрелость нашего общества. Это связано с тем, что у нас был большой перерыв в религиозной традиции. На Западе церковь играет большую роль в общественной жизни, и никого это не раздражает. В Германии даже существует добровольный налог на церковь. Что интересно: этот налог платят не только те, кто верит, но и те, кто не верит, потому что церковь – в традициях их государственности, в традициях их культуры, неизменная часть их жизни. У нас же мы часто слышим, что церковь все захватила, что это ползучая экспансия. Так вот, присутствие церкви в жизни не рассматривается в качестве экспансии. Вспомните, какая полемика была относительно факультативного курса «Основы православной культуры» в школе. У нас проводили параллель с Западом, говоря, что там нет ничего подобного. Но это абсолютно не соответствует действительности. В школах Германии, как и в школах многих европейских стран, существует Religionsunterricht (урок религии), и никого это не удивляет. Вот это беда нашей истории. Когда история прерывается, когда в ней происходят коллапсы, как у нас в 1917 году, многое потом приходится восстанавливать и многое кажется неестественным, чуждым и агрессивным. В то время как в странах, где история развивалась не так драматично, таких вопросов не возникает.

Что касается всем известных историй со священниками, которые очень охотно освещались в прессе, то могу сказать, что, если есть пятна на Солнце, то нельзя сказать, что оно не светит. Почему-то никто не говорит о деревенских священниках, ведущих подвижнический образ жизни. Никто не говорит, как много церковь заботится о заключенных, больных, бездомных. А церковь, в свою очередь, это не афиширует, потому что добрыми делами хвалиться не принято.

Подводя итог, должен сказать, что на самом деле мы не такие плохие, как может показаться. У нас много непривлекательных вещей, но нужно помнить, что мы прошли непростой путь и все-таки с достоинством выдержали все эти испытания. Здесь важно не ударяться в крайность либо самовосхваления, либо самобичевания, а спокойно разбираться с каждым конкретным случаем.

Я смотрю в будущее России с оптимизмом. Мы не вполне еще нашли общий язык друг с другом, но мы его ищем и, хочется верить, найдем. Наше общество уже созрело до признания того, что мы все разные, что надо друг с другом ладить, что мы живем в одной стране, являемся носителями одной культуры, которая очень открыта и является частью мировой культуры. Все это настраивает на оптимистический лад. Думаю, что мы идем по пути улучшения, и это улучшение я связываю с работой каждого над самим собой.

Говоря о противостоянии, которое сейчас наблюдается между Россией и другими странами, отмечу, что в любом конфликте всегда виноваты две стороны. Запад успел отвыкнуть от России как равноправного партнера в диалоге. В начале 90-х Россия протянула Западу руку, но рукопожатие не состоялось. Если бы тогда Запад иначе к нам отнесся, то сейчас у нас была бы совсем другая ситуация. Я очень тепло отношусь к европейской цивилизации и культуре и считаю, что нам нужно найти язык взаимного уважения. Мне кажется, что все наладится, и недалек тот час, когда мы сумеем этот язык найти. Это очень важно для России, потому что Россия – европейская страна. Мы с европейцами и американцами принадлежим к одной цивилизации. Об этом не уставал говорить Дмитрий Сергеевич Лихачев. Думаю, что взаимопритяжение между Россией и Западом будет усиливаться. Взаимные обвинения – это путь в никуда. Результат может принести только диалог и стремление понять друг друга.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Ушел из жизни автор первой советской рок-оперы

    Либреттист, инсценировщик, переводчик Юрий Димитрин скончался в Санкт-Петербурге на 85-м году жизни. Об этом на своей странице в Facebook сообщил соавтор Юрия Георгиевича композитор Александр Журбин. В 1975 году Димитрин и Журбин написали первую для СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика». ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
Читайте также


Читайте также

  • Леонид Роберман: «Мы посадим деревья на всех театральных площадках Москвы»

    Продюсер Леонид Роберман совместно с театром «Практика» выпустил спектакль «Посадить дерево» по пьесе современного драматурга Алексея Житковского, в котором главные роли исполняют – Михаил и Николай Ефремовы. ...
  • «Дикий фейк и злой цирк»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными культурными и общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. На этот раз гостем журнала стала писатель и драматург Ксения ДРАГУНСКАЯ. - Я живу в районе Пушкинской и Страстного бульвара и по дороге на работу в Союз театральных деятелей могу случайно оказаться участником массового митинга. ...
  • Алексей Красовский: «Власть не терпит инакомыслия»

    В прошлом году в журнале «Театрал» появилась новая рубрика «Что наша жизнь?..», в которой известные культурные и общественные деятели рассуждают об актуальных проблемах нашей действительности. За это время гостями рубрики становились Виктор Ерофеев, Ирина Хакамада, Дмитрий Быков, Евгений Водолазкин, Денис и Ксения Драгунские, Леонид Млечин, Михаил Федотов, Юрий Норштейн, Зураб Кекелидзе, а также Алексей КРАСОВСКИЙ, чье высказывание мы решили опубликовать и на нашем сайте. ...
  • Кирилл Крок: «Хочется сделать этот Фестиваль ежегодным»

    На этой неделе в Москве завершился первый Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров, в рамках которого состоялось вручение премии в области организации театрального дела для молодых специалистов. Об итогах и перспективах Фестиваля «Театралу» рассказал один из его руководителей, директор Театра им. ...
Читайте также