«Я мало что знал об этой пьесе»

Евгений Писарев – о премьере «Инспектор пришел»

 
В Театре им. Пушкина выходит новый спектакль – «Инспектор пришел» по пьесе Джона Пристли. Премьерные показы состоятся 26 и 27 октября. Корреспондент «Театрала» побывал на прогоне и пообщался с художественным руководителем коллектива Евгением Писаревым.

- Евгений Александрович, как родилась идея обратиться к тексту Пристли? 
- Честно говоря, изначально я мало что знал об этой пьесе. Все началось с самостоятельной работы артистов, когда наш замечательный актер Олег Пышненко предложил «Инспектора» к постановке. И я с удивлением обнаружил, что это очень интересная и современная пьеса. Затем начал изучать историю ее создания и узнал, что мировая премьера состоялась не в родной для автора Великобритании, а в Москве – на сцене Камерного театра.


"Он пришел". Московский камерный театра. 1945 / из архивов Театра им. Пушкина

Архив Театра им. Пушкина

Пристли был лично знаком с Александром Таировым и даже приезжал на премьеру. К сожалению, спектакль шел недолго. Он был поставлен в 1945 году, на волне Победы. Тогда всем казалось, что вот сейчас хлынет современная драматургия на сцены советских театров. Но вскоре началась борьба с прозападничеством и космополитизмом и последующие гонения на Таирова и Камерный театр.



Джон Пристли (посередине), Александр Таиров и др. после премьеры в Камерном театре. 1945 год. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) / предоставлено Театром им. Пушкина

В то время Пристли был всемирно известным писателем, но в Советском Союзе он стал знаменит только после постановки Таирова. То есть Таиров открыл для страны самого Пристли. Впоследствии его произведения часто ставили и экранизировали. Достаточно вспомнить «Опасный поворот», «Скандальное происшествие в Брикмилле», «Сокровище на острове Пеликана». Когда после подписания Венской конвенции (о праве международных договоров – «Т») в 1969 году были подсчитаны все его авторские, то это вылилось в невероятные суммы. Но эти деньги было невозможно конвертировать, и Пристли предложил их раздать «бедным советским писателям». Они, конечно, все как один от этих денег отказались. Пристли любил СССР и был довольно категоричен в отношении социального строя и политической системы Великобритании. Как вы знаете, когда человек критикует собственную страну, он довольно быстро находит поддержку за границей. Вот и в советской России он стал популярным.

- Как художественный руководитель постановки вы много привнесли в эту работу?
- Для Олега Пышненко это был первый режиссерский опыт в Театре им. Пушкина, поэтому, конечно, я ему помогал. Я пригласил Максима Обрезкова для художественного оформления спектакля и потом уже вносил штрихи в саму постановку. Изначально работа планировалась в филиале нашего театра, но я в ней увидел зрительский потенциал и решил все-таки ставить на Основной сцене.

- Чем, на ваш взгляд, эта история может «зацепить» современного зрителя?
- Это очень хорошо сделанная пьеса. В ней есть то, что, к сожалению, игнорируют многие современные драматурги. В частности, ряд законов драматургии: события, развитие персонажей, детективность сюжета... Кроме того, под формой классического детектива в пьесе поднимаются актуальные вопросы: Стоит ли замыкаться на собственной жизни и думать только о себе? Стоит ли поддерживать падших и малоимущих? Выходить ли на митинг, если это не касается твоего ребенка? То есть в пьесе затронуты очень важные социальные и человеческие проблемы, но все это происходит в игровой детективной форме. И порой именно такой увлекательный жанр помогает достучаться до зрителя.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • Ушел из жизни автор первой советской рок-оперы

    Либреттист, инсценировщик, переводчик Юрий Димитрин скончался в Санкт-Петербурге на 85-м году жизни. Об этом на своей странице в Facebook сообщил соавтор Юрия Георгиевича композитор Александр Журбин. В 1975 году Димитрин и Журбин написали первую для СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика». ...
Читайте также


Читайте также

  • Леонид Роберман: «Мы посадим деревья на всех театральных площадках Москвы»

    Продюсер Леонид Роберман совместно с театром «Практика» выпустил спектакль «Посадить дерево» по пьесе современного драматурга Алексея Житковского, в котором главные роли исполняют – Михаил и Николай Ефремовы. ...
  • «Дикий фейк и злой цирк»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными культурными и общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. На этот раз гостем журнала стала писатель и драматург Ксения ДРАГУНСКАЯ. - Я живу в районе Пушкинской и Страстного бульвара и по дороге на работу в Союз театральных деятелей могу случайно оказаться участником массового митинга. ...
  • Алексей Красовский: «Власть не терпит инакомыслия»

    В прошлом году в журнале «Театрал» появилась новая рубрика «Что наша жизнь?..», в которой известные культурные и общественные деятели рассуждают об актуальных проблемах нашей действительности. За это время гостями рубрики становились Виктор Ерофеев, Ирина Хакамада, Дмитрий Быков, Евгений Водолазкин, Денис и Ксения Драгунские, Леонид Млечин, Михаил Федотов, Юрий Норштейн, Зураб Кекелидзе, а также Алексей КРАСОВСКИЙ, чье высказывание мы решили опубликовать и на нашем сайте. ...
  • Кирилл Крок: «Хочется сделать этот Фестиваль ежегодным»

    На этой неделе в Москве завершился первый Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров, в рамках которого состоялось вручение премии в области организации театрального дела для молодых специалистов. Об итогах и перспективах Фестиваля «Театралу» рассказал один из его руководителей, директор Театра им. ...
Читайте также