Путь грешного человека

«Пер Гюнт» в Вахтанговском театре

 

Юрий Бутусов в прошлом сезоне стал главным режиссером Театра им. Вахтангова, и первой его постановкой стал «Пер Гюнт» Генриха Ибсена. Заглавную роль сыграл Сергей Волков, перешедший на московскую сцену из Театра им. Ленсовета.
 
«Здесь с криками чудовищных глумлений, // Как сатана на огненном коне,//  Пер Гюнт летал на бешеном олене // По самой неприступной крутизне», - писал Николай Гумилев.
 
Трудно найти слова точнее о пьесе, где резвятся хвостатые тролли, Сфинкс, Черт, Пуговичник, переливающий человеческие души в новые формы (интересно, чеховский Треплев учитывал этот «контекст Пуговичника» в своих мечтах о новых формах в искусстве)...  Впрочем, когда самого Чехова спрашивали о драматургии Ибсена, он отвечал, что «так нельзя писать пьесы», явно имея в виду примат общей идеи над правдой быта и психологии.
 
Развитие сюжета у Ибсена, как правило, служит развернутой иллюстрацией исходного философского тезиса (предрассудка любой мысли автора). Все чудеса в «Пер Гюнте», как и в средневековых моралите, служат наглядными доказательствами кривого пути грешного человека.
 
Героя мы встречаем юношей-охотником и расстаемся с ним – стариком, ставшим легкой добычей для Пуговичника. Мы видим Пера в оборванце и денежным мешком, на белом коне и на тонущем корабле. Видим его великодушные поступки и преступные деяния. Бросающим любящих женщин и покинутым и обобранным девушкой, чей танец его заворожил. На длинном пути он потеряет друзей и односельчан, свою мать и мать своего ребенка. Действие переносится из Норвежских гор на марокканское побережье, потом в пустыню Сахару, потом в сумасшедший дом в Каире.  Пер Гюнт плывет по течению жизни, руководствуясь сомнительным девизом Доврского деда: «быть самим собой довольным». И потому неизбежна расплата. Ни небеса, ни ад не хотят принимать «бракованную душу».
 
Ибсен понимал неизбежные трудности восприятия публикой материй столь отвлеченных и предусмотрительно попросил Грига написать музыку к  постановке «Пер Гюнта», разумно полагая, что театральные зрители, как женщины – любят ушами.
 
Юрий Бутусов задействовал в своем спектакле целый оркестр, добавил в число действующих лиц Музыканта (Юрий Цокуров) и дал практически каждому персонажу возможность выйти на авансцену и выплеснуть эмоции в мелодиях французского шансона или немецкой группы Rammstein.
 
Поют не только Сольвейг (Яна Соболевская), которая тут сдвоена с Женщиной в зеленом. Но и Мать (Евгения Крегжде).  И сам Пер Гюнт (Сергей Волков). И другой Пер (Павел Попов), он же Доврский дед, он же Пуговичник... 
Юрий Бутусов ужал многофигурную – почти из полсотни действующих лиц – пьесу до шести персонажей. Притом, что безразмерный текст Ибсена сокращен крайне умеренно и взамен еще обогащен вкраплениями о Сыне человеческом, которого пытаются посадить за решетку, а также кинохроникой ХХ века со Сталиным, Гитлером, «Битлз» и т.д.
 
Сценографы Максим Обрезков и Александр Барменков закрывают сцену театра десятками зеркальных трюмо, в которых дробятся и множатся фигуры персонажей, увиденных с разного ракурса. Видеоэкраны также отражают и множат лица исполнителей. Стальные щиты, загораживающие сцену, также умножают картинки.  Покинутая Женщина в зеленом сдвоена с любимой Пером Сольвейг.  А отвергнутая дочь Доврского деда – с отвергнувшей Пера Анитрой.  В самом Пере живут сказочник и мечтатель (Сергей Волков) и зверообразный тролль (Павел Попов), вымазанный черной землей и алой кровью. Один говорит женщинам возвышенные слова, второй берет их грубо и резко. Доктор Джекил и Мистер Хайд – они находятся друг с другом в постоянной борьбе, в которой «злое начало» все больше пачкает начало доброе.

Мотив грязи здесь один из сильнейших и наиболее последовательно разработанных. «Грязь жизни», пачкающая героя, в спектакле Бутусова чувственно-осязаема: черная и красная краски, наконец, серая глина, облепляющая и Пера, и Женщину в зеленом, с которой он занялся любовью... Потеки туши и помады на лице тоскующей невесты Ингрид. Грязное платье отыскавшей Пера Женщины, ждущей ребенка.
 
Многослойный текст Ибсена еще усложнен наслоениями образов мрачной и безудержной режиссерской фантазии и представляет тот ребус, который лучше и вовсе не разгадывать. Поскольку – прямо по Тютчеву – «умом не понять», «аршином общим не измерить».  Но можно нырнуть в чувственную пульсирующую сценическую среду, принять на веру разворачивающуюся магию зеркал, горящих люстр, грязевых ванн и снежных метелей.
 
Единственный персонаж, которого постановщик не стал ни с кем сдваивать, – Мать Пера Гюнта. И, может, поэтому героиня Евгении Крегжде стала главной связующей нитью, которая держит почти четырехчасовой распадающийся на эпизоды и сцены спектакль.
 
Поразительно красивая юная женщина с седыми волосами в черном платье обличает сына и жалеет его, гонит прочь и тоскует о нем, говорит о нем безжалостную правду и слова, полные невозможной нежности. Ее безмерная материнская любовь окутывает Пера мантией избранности. Любовью матери к Перу облучается Сольвейг (и любовь Сольвейг к Перу – только отблеск материнского всепоглощающего чувства).
 
Сложносочиненный, медленно разворачивающийся спектакль подводит к мысли ослепительно-простой.
 
Пер Гюнт искал себя в ласках самых разных женщин (а нужна была одна – любимая). Искал царской короны (хотя бы и царства троллей). Искал богатства, торгуя людьми и идолами. Искал власти, мечтая построить на краю земли Гюнтиану со столицей Перополем. А оказалось, что нужна ему была только хижина в родных ущельях. Подойдя к краю могилы открыл, что «самим собою» он был в материнской любви, в материнской надежде и вере. 
 
В финале Сольвейг убаюкивает Пера, уложив его на колени, как маленького: спи, усни, ненаглядный ты мой.
 
Вокруг них сгущаются сумерки.



  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • МДТ готовит премьеру

    Спектакль по повести Дины Сабитовой «Где нет зимы» в январе пополнит репертуар МДТ – Театра Европы. Над постановкой работает режиссер Яна Тумина (сценограф Эмиль Капелюш). Дина Сабитова через судьбу своих героев говорит про одиночество детей, их беззащитность и абсолютную зависимость от взрослых, поскольку центральными темами повести являются сиротство, дом, приют и… семья. ...
  • В Мариинском театре представят балет «Дафнис и Хлоя»

    В Концертном зале Мариинского театра готовится премьерный показ балета «Дафнис и Хлоя» хореографа Владимира Варнавы на музыку Мориса Равеля. Главные партии исполнят Виктория Брилева, Екатерина Петрова, Альбина Сатыналиева, Эрвин Загидуллин и другие. ...
  • «Инъекция реальности»

    Режиссер Юрий Квятковский представил в театре «Практика» новую работу «Пограничное состояние». Документальный спектакль основан на интервью с жителями Ивангорода и Нарвы, двух населенных пунктов, находящихся на границе России и Эстонии. ...
  • Премьеру «Макбета» сыграют в «Глобусе»

    В театре «Школа драматического искусства» представят премьеру «Макбета» в постановке Александра Огарева. Первые показы состоятся 22 и 23 ноября в «шекспировском» зале ШДИ – «Глобус». Новую версию шекспировского «Макбета» в современном переводе Андрея Чернова Заслуженный артист России, режиссер Александра Огарёв создал в соавторстве с художником Александром Моховым. ...
Читайте также