Почти весь Някрошюс

Гид по спектаклям литовского гения в Петербурге и Москве

 
На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира.

«Сукины дети»: литовский дух
Клайпедский драматический театр (Литва)

Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. Мифология и история, вечность и повседневная жизнь – все здесь переплетено и взаимозаменяемо. «Сукины» дети» затрагивают саму сущность литовской нации, её архаичные, экзистенциальные истоки и её способность выживать, несмотря на немецкую колонизацию и войны с русскими, напоминают о привычке двигаться по бесконечной спирали, которая неизбежно возвращает не самые лушие  времена. Сдержанно, аскетично и удивительно точно Някрошюс передает дух своей земли и боль, которая всё очищает и заставляет литовцев обращаться к Богу. Контейнером исторической памяти он делает дерево, бумагу и стекло – материализует то, что в романе описано как литовское наследие и «своя аура».

«Сукины дети» – еще один пример «космического театра» Някрошюса, с мистическим контекстом, в который вписаны судьбы личностей, с внутренней тишиной, строгим ритмом, основанным на почти математической логике, и страшной глубиной.

Где: фестиваль «Балтийский дом» (Санкт-Петербург)
Когда: 13 октября

Где: Театр им. Маяковского (Москва), «Арт-Партнёр XXI» Леонида Робермана
Когда: 15, 16 октября

«Венчание»: польские комплексы
Национальный театр Варшавы (Польша)

«Венчание» польского писателя Гомбровича – сложный текст, за которым стоит личный опыт автора и, прежде всего, конфликтные отношения с родителями. Някрошюс чутко это уловил. Спектакль в Национальном театре Варшавы – о войне со лживым окружением, внешность которого всегда обманчива. Он исследует границы свободы человека, который, не желая попадать в зависимость от других, в итоге терроризирует близких, мнит себя Богом и раздувает иллюзию власти.

Някрошюс строит из текста Гомбровича лабиринт метафор и культурных ассоциаций, вводит загадочные решения в актерскую игру. Он не оставляет места иллюстративности, переключая театр в режим многозначных «аббревиатур» и поэзии. «Свадьба» – «сонная, пьяная и сумасшедшая» – это квинтэссенция поэтики мастера, узнаваемой и одновременно неуловимой. Она наполнена гротескной энергией, но это дух Гомбровича. И это особенный, мрачный гротеск: своего рода кошмар, в котором темная сторона личности отделяется и захватывает «я», приводя к катастрофе.

Где: фестиваль «Балтийский дом» (Санкт-Петербург)
Когда: 16 октября

«Цинк (Zn)»: между войной и катастрофой
Государственный молодёжный театр Литвы, театр Meno Fortas (Литва)

Постановка по мотивам двух книг нобелевского лауреата Светланы Алексиевич – «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва» – посвящен концу советской эпохи, периоду, в котором кроются корни многих проблем современности. О десятилетней и бессмысленной войне в Афганистане и взрыве на Чернобыльской АЭС, когда весь мир оказался в шаге от Апокалипсиса, Някрошюс говорит как о вине и беде. Говорит о распаде цивилизации, где было принято не рассуждать о долге и жертвовать собой, где люди были не просто рабами, а «романтиками рабства».

Как и Алексиевич, Някрошюс «уменьшает историю до человека» и делает ставку на «текст», на голоса очевидцев, на исповеди. Эти свидетельства катастроф, глобальных и личных, записывает на бобинный магнитофон и таскает за собой по сцене писательница – центральный образ. Она превращает документ в поэзию и сама свидетельствует о судьбе художника. Не о политическом режиме, а о грузе услышанного и записанного. О путешествии во времени, от детских мечтаний до профессиональных высот. О своей единственной цели – «разминировать» человека как минное поле. О базовых «элементах мироздания», где Zn, необходимый человеку для жизни, стал символом смерти, а цинковые гробы, в которых погибших везли на родину, провозвестниками агонии советской империи. Она погрузилась в небытие, но, как утверждает последний спектакль Някрошюса, мы все еще ощущаем ее влияние сегодня и после одной катастрофы незаметно движемся к другой.

Когда: 23, 24 октября
Где: Театр наций

«Книга Иова»: между Богом и дьяволом
Театр Meno Fortas (Литва)

Cпектакль по ветхозаветной «Книге Иова» создает универсальный, архетипический образ жертв всех гонений и преследований, которыми переполнена история человечества. Самый парадоксальный христианский текст, о котором до сих пор спорят богословы разных конфессий, у Някрошюса рассказан с трех точек зрения: от лица Создателя, сатаны и самого Иова, ставшего заложником большого спора. Испытания, которые он терпит, утратив благосостояние, детей, дом, – все, чем дорожил, – результат эксперимента. Его цели и задачи «подопытному» знать не дано.

В космически черном пространстве есть только карты, где пунктиром обозначны неисповедимые пути господни, и есть личный стол Някрошюса, раскрытый и разобранный на ящики, – на минуту они образуют крону раскидистого древа жизни, на минуту выстраиваются как гробы или надгробья всех, кого потерял Иов, на минуту становятся отсеками его души. «Книга Иова» – это герметичный Някрошюс: в лаконичных образах он не оставляет зазора, в который можно было бы подсмотреть ответ на главный вопрос: где справедливость? Спор сатаны и Создателя разрешается тем, что один дает Иову яблочко, а другой – ножичек. Искушают человека оба, а он оказывается между ними, как между двух жерновов

Где: фестиваль «Сезон Станиславского», МТЮЗ
Когда: 7 ноября

Лекция «Миры Эймунтаса Някрошюса: в начале было тело?»

Някрошюс – признанный мастер поэтического театра, далекого от бытовой контретики и примитивного психологизма. Его спектакли разрастаются до библейских масштабов. Но как они организованы ритмически? Как музыка и звучащее слово связаны с пластикой и предметным миром? Этим вопросам посвящена лекция театроведа, критика Глеба Ситковского.

Где: фестиваль «Территория», Дом Щепкина (ул. Щепкина, д. 47, стр. 2)
Когда: 19 октября, 17:30

Паблик-ток «Тело на войне и в катастрофе»

«Цинк (Zn)» Нярошюса основан на книгах Светланы Алексиевич и посвящён взгляду писателя на человека в катастрофе, которой стали война в Афганистане и атомный взрыв в Чернобыле. Критик Алена Солнцева и физиолог Вячеслав Дубынин обсудят, как соотносятся литературный и научный подход к физически страдающему телу человека.

Где: фестиваль «Территория», Библиотека им. Ф.М. Достоевского (Чистопрудный бул., 23, стр. 1)
Когда: 23 октября, 20:00

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Пьеса Чапека «Мать» особенно актуальна сейчас»

    На малой сцене Московского Губернского театра 4 и 5 марта состоится премьера спектакля «Сердце матери» по пьесе Карела Чапека «Мать».   Драма «Мать» стала итогом творчества писателя. Карел Чапек написал свою пьесу в 1938 году, когда Чехия, как и вся Европа, была в отчаянном положении: она боролась и с внутренними, и с внешними проблемами, набирал силу третий рейх. ...
  • Театр Вахтангова расскажет о Людмиле Гурченко

    Премьерные показы спектакля «Люся. Признание в любви» состоятся 6 и 7 марта на Новой сцене Театра им. Вахтангова, информирует в среду пресс-служба Вахтанговского театра. Спектакль режиссера Александра Нестерова будет посвящен Людмиле Гурченко. ...
  • Марк Розовский посвятит спектакль памяти Олега Табакова

    Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский вновь обратился к знаменитой пьесе «Амадей» британского драматурга Питера Шеффера.   Впервые спектакль по этой пьесе Розовский поставил в 1983 году на сцене Художественного театра по приглашению Олега Ефремова. ...
  • В Театре Виктюка поставят Гумилева

    Одну из главных пьес Серебряного века ставит художественный руководитель театра Роман Виктюк. Главные роли исполнит звёздный состав театра: Дмитрий Бозин, Людмила Погорелова, Анна Подсвирова, Дмитрий Жойдик. Работая над новой постановкой, Виктюк вновь обращается к эпохе, которая представляет для режиссера наибольший интерес и отвечает эстетике его авторского поиска, к Серебряному веку. ...
Читайте также