«Евгений Онегин» дороже икры

В Париже продолжается ажиотаж вокруг гастролей вахтанговцев

 
Каждый вечер на Елисейских полях у театра «Мариньи» можно наблюдать одну и ту же картину – почтенная публика образует очередь на вход, а в толпе бродят люди с самодельными плакатиками, на которых от руки написано – «Ищу свободный билет». Но с билетами – проблема. Даже на сайте театра на оставшиеся дни выставлена стандартная фраза: «Извините, все билеты проданы».
 
Больше всего эта фраза радует вахтанговского директора Кирилла Крока, хотя каждый вечер ему приходится ломать голову, куда посадить важных гостей, которые постоянно звонят с просьбой помочь попасть на «Евгения Онегина». Та же проблема и у Римаса Туминаса, которому тоже обрывают телефон. Но эта проблема не может не радовать и вахтанговских руководителей, и актеров.

Ежедневный аншлаг в центре избалованного фестивалями, зрелищами и гастролями Парижа говорит о многом. Французская театральная публика, обладающая вкусом, знанием и любовью к русскому театру, выражает свою признательность не только покупкой не самых дешевых билетов, но и долгими овациями после каждого спектакля.
 
«Я пригласила своих французских друзей на «Евгения Онегина» и сделала для них настоящий подарок, – рассказывает мне арт-дизайнер Юлия Ройтман. – Они ни разу не были на спектаклях Театра Вахтангова и не читали ранее «Евгения Онегина». Про «Дядю Ваню» они хорошо знают, потому что в Париже эта чеховская пьеса ставится довольно активно и пользуется популярностью. Но такой Пушкин и в такой изумительной постановке даже для меня стал потрясением, хотя «Онегина» я знаю с детства и могу до сих пор с легкостью прочесть любимое мною «Письмо Татьяны». Правда, я никогда не слышала, чтобы оно звучало так, как это было сегодня. Исполнительница  роли Татьяны довела меня до слез. И самое поразительное, что я именно такой и представляла Татьяну. А Ленского в исполнении Василия Симонова мои друзья назвали настоящим французским поэтом. Теперь они, кстати, собираются прочесть «Евгения Онегина», благо в переводах он у нас в Париже продаётся. Да и скачать можно. Говорят, что спектакль просто перевернул им душу. Мне тоже. Туминас - гений! Он снова вернул меня к Пушкину».
 
Такая эмоциональная реакция французской публики не удивительна. О ней говорил и посол России во Франции Алексей Мешков, который пригласил вахтанговцев на торжественный приём в Посольство в честь их гастролей.

«Мы очень рады, что вы приехали в Париж, я внимательно читал французскую прессу – прекрасные отклики о спектакле, – сказал посол. – Я убеждён, что так пройдут все гастроли, тем более что сегодня российская культура во Франции востребована. Я никогда не видел такого взаимопроникновения культур. Вчера вернулся из командировки – участвовал в открытии стелы нашим русским солдатам 1814 года, которые умерли от ранений в госпитале маленького городка на границе с Бельгией. Жители этого городка благодарили меня в память о тех солдатах. «Спасибо, – говорили, – вам! Если бы не русские, наш город был бы не во Франции, а в Бельгии». Потому что царь Александр первый тогда настоял, чтобы границу провели таким образом, чтобы город отошёл Франции. Существует стереотипное мнение, что французы никого не любят. Если это и так, то нас они не любят меньше, чем всех остальных. И в подтверждение, я уверен, вы ещё не раз услышите здесь аплодисменты от благодарной публики».
 
Аплодисменты действительно звучат каждый вечер, но это не снижает напряжения, с которым каждый же вечер готовятся к очередному спектаклю вахтанговцы. Успех их не расслабляет, а мобилизует. К этому все время призывает Римас Туминас, который, кажется, переживает и больше всех, и за каждого в отдельности.

Такое впечатление, что задолго до очередного спектакля он за кулисами успевает одновременно находится в самых разных местах. То я вижу, как он общается с костюмерами, то просит осветителей добавить на сцене теплоты, то обсуждает со сценографом Адомасом Яцовскисом на сколько ещё сантиметров сдвинуть на сцене лавки, потому что зрителям боковых кресел не видна вся сцена, то просит хореографа Анжелику Холину поработать с молодой актрисой, чьи движения ему кажутся не совсем пластичными, то подойдёт к другой актрисе, и начинает объяснять ей, в какой интонации должны звучать слова ее героини. Не просто объяснять, а тут же придумывать биографию этой героини, фрагменты ее детства, ее мечты и разочарования... И через минуту он уже с Кириллом Кроком, который постоянно возникает рядом с худруком, обсуждает даты приезда-отъезда актеров и возможные замены. А Крок, успевая постоянно решать сотни вопросов и вникая в проблемы каждого вахтанговца, занятого гастролями, ещё умудряется следить за тем, что происходит в театре в Москве. Его телефон, кажется, вообще не умолкает. Все время сыпятся сообщения, все время звучат звонки... И директор успевает на все реагировать, не утрачивая чувства юмора и самоиронии.
 
Перед спектаклем он подходит к продюсеру Антону Лошаку и просит его срочно перевести свежие публикации французской прессы. «Мы потом все переведём и пришлём – говорит Антон, которого рвут на части звонками о свободных билетах. – Публикаций слишком много, какой смысл сейчас этим заниматься?» «Римас хочет перед самым началом спектакля озвучить это актерам. Ему важно их порадовать, вдохновить...»
 
И за несколько минут до того, как поднимется занавес, Елена Герасева, организующая эти гастроли вместе с Лошаком, вполголоса переводит актерам, собравшимся на сцене, текст из ведущей французской газеты: «Они уже в заголовке пишут, что «Евгений Онегин» театра Вахтангова дороже чёрной икры. И это не из-за цены, а по уровню высочайшего вкуса и качества... Уж поверьте, французы знают, о чем говорят, когда пишут про любимую и ценимую ими русскую икру...»
 
Елена читает вполголоса потому, что за занавесом в зале уже сидит публика, которая ждёт начала спектакля. Ждёт даже не догадываясь, как сейчас волнуются актеры, как вся труппа собирается в круг и, после газетных цитат, взявшись за руки, слушает своего магического Римаса, настраивающего на успех.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 



  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москву привезут студенческие спектакли из России и Европы

    С 13 по 27 апреля в Москве пройдет Международный фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс».   «За 15 дней фестиваля, который в этом году пройдет в Москве уже в 16-й раз, столичные зрители, а также профессиональное театральное сообщество познакомятся с актуальными течениями, которыми сегодня охвачена творческая молодежь России и Европы, – отмечают организаторы форума. ...
  • Вахтанговский Париж. Антракт...

    Ажиотаж на Елисейских полях у театра «Мариньи» не прекращался до последнего дня показа спектакля «Наш класс», который вахтанговцы впервые привезли из Москвы. Изначально было запланировано три показа, и как только на сайте «Мариньи» появилась информация об этом и началась продажа билетов – буквально за считанные дни они были раскуплены. ...
  • Иво ван Хове может лишиться главного исполнителя

    Около ста протестующих собрались на Бродвее перед премьерой «Вестсайдской истории» в постановке Иво ван Хове, известного бельгийского режиссера, требуя снятия с роли актера Амара Рамасара. «Рамасар должен уйти», – скандировали они в унисон, держа таблички с надписями: «Не подпускайте хищников к сцене», «Сексуальные хищники не должны играть главные роли на Бродвее». ...
  • Вахтанговцы довели Париж до слез

    На Елисейских полях у театра «Мариньи» каждый вечер ажиотаж – театралы «стреляют» лишний билет на вахтанговский спектакль «Наш класс». «Стреляют», впрочем, по-парижски – без лишних слов. ...
Читайте также