Ласточкино гнездо

 
Театральный сезон начался, а вместе с ним и учебный год, а это значит, что наш журнал возобновляет рубрику «Журфак «Театрала», организованную совместно с факультетом журналистики МГУ. И первая «проба пера» посвящается спектаклю «Ласточка», который в сентябре побывал на гастролях в Москве.

«Ласточка» – это самая светлая история про мрак и самый отчаянный пример веры из рассказанных на фестивале «Мир русского театра». Щемящая музыкальная драма по мотивам рассказа «Живые мощи» – чуть ли не единственного мистического произведения Тургенева – как нельзя лучше вписалась в камерное пространство Симоновской сцены Театра им. Вахтангова и раскрыла перед зрителями во всей полноте неповторимость варшавского театра «ОК».   

«ОК» – ещё пока совсем юный театр, начавший свою деятельность в 2017 году. Хотя ранее он уже существовал как авторский проект Жанны Герасимовой в стенах Польского государственно театра. Она много лет была актрисой в Театре Станиславского в Москве, после переезда ставила спектакли в академических театрах Польши, но наступил момент, когда она заметила тревожную тенденцию: русский язык в Польше фактически умер. Молодое поколение его совсем не понимает и скоро не будет знать ни Чехова, ни Достоевского, потому что из школьной программы и из театрального репертуара русская классика исключена. Тогда Жанна решила взять инициативу в свои руки.

У русского театра в Варшаве множество проблем: долгое время труппа не могла найти помещение. Очень символично, что в итоге театр приютила польская католическая церковь, предоставив здание при костёле, оснащённое всем необходимым оборудованием. Со временем нашлись и артисты, готовые работать ради идеи, и люди, готовые распространять билеты. В репертуаре уже два названия – помимо «Ласточки» это спектакль «Искусство», построенный на ранних рассказах Чехова.
В целом, можно сказать, что театру удаётся достигать цели своего создания, так как постановки смотрят польские зрители, которые, по словам Жанны Герасимовой, являются очень благодарной публикой. Ведь какой бы ни была политическая обстановка, люди остаются людьми и ценят честное искусство.

Сейчас в Польше крайне мало русской эмиграции, практически нет русскоговорящей аудитории, не осталось русских актёров. Поэтому для театра «ОК» было особенно важно, чтобы именно русские глаза взглянули на «Ласточку».

«Возможность показать русскому зрителю спектакль – это необыкновенная мечта для нас. Выйти за рамки того, что мы делаем, выйти со своей работой для русской публики», – говорит Жанна Герасимова. 
 
Сюжет и проблематика тургеневских «Живых мощей» и вправду очень труднореализуемы на сцене. Как показать внутренний мир парализованной девушки? Как раскрыть богатство её славянской души? Как разыграть все эти сны и видения на сцене? Как донести до зрителей, что можно оставаться цельным и счастливым несмотря ни на что? Идея пришла через музыку. Ведь не зря «Ласточка» – это пластическая драма, музыкальное оформление которой заслуживает отдельного внимания.

Все песни, оформляющие спектакль, предоставила театру Светлана Бутская, которая на протяжении многих лет ездила по деревням, записывала их за старыми жительницами и в итоге собрала по крупицам совершенно уникальную коллекцию старославянских песен и текстов, часть которых дошла до нас из XII века. Светлана же занималась вокалом с актрисами и совместно с Роксаной Викалюк, написавшей к словам аранжировки, создала всю эту музыкальную картину целиком.

Благодаря музыке, стало понятно, как и куда двигаться дальше.
Всего две актрисы на сцене: Бригида Туровская (Лукерья) и Анна Пак (Дух), статичные декорации, весьма ограниченное пространство, полтора часа времени. Но всё это в совокупности с филигранной игрой актёров, чуткостью постановщика, тонко продуманными костюмами (Беата Волк-Ланевска) и декорациями (Роберт Ворштынович), качественной работой звукорежиссёра (Каетан Ворштынович) и художника по свету (Павел Яблонский) создаёт настолько полный и завершённый образ, что ещё несколько часов после завершения спектакля находишься в сотканном всеми этими людьми сценическом пространство-времени. Загадочное, таинственное и очень красочное действо наполненодревнерусской символикой и способно провести по ту сторону крестьянского быта, где поются обрядовые песни, справляются языческие праздники, оживают мифологические существа, а православной молитвой призываются духи.

Переплетение языческого и христианского, земного и внетелесного, обыденного и сумрачного рассказывает историю больной Лукерьи, неудачно упавшей и семь лет пролежавшей с парализованными ногами. Обездвиженная, ненужная, забытая, она всё видит и слышит – только этой ей и осталось. Лежит в полумраке сеней и слышит как на поле гречиха зацветает, видит как ласточки гнездо над входом вьют. Жизнь идёт мимо неё, а Лукерья – некогда первая красавица, запевала, бой-девица – ссыхающейся мумией, живыми мощами наблюдает за этим шествием со стороны. Порой она видит сны. Красочные и живые, ставшие для неё собственным миром, где обитает её молодой и здоровый дух-двойник, где она может бегать и танцевать. Куда бы она ушла навсегда, если бы не страх совершить смертный грех, если бы не полная покорность воли Божией – ведь если он послал ей такое несчастье, значит, зачем-то это испытание было нужно. То, как две актрисы со сцены передают метания души Лукерьи, переходы от отчаяния к вере, от ненависти к пониманию, от слёз к смирению, от злости к Богу – завораживает. Нам показали перерождение души, объяснили как человек может находить счастье в самом отчаянном бытии, как лишь бледное подобие жизни становится сказкой. Удивительно, что после столь мрачной картины, хотя и написанной так красочно, в душе остаются лишь светлые чувства и непоколебимая надежда.

Это очень красивая история. С самого начала и до конца. От театра и до сюжета. Её невозможно рассказывать спокойно, не любуясь ею в процессе, не находя трудно объяснимое наслаждение в тихой печали и бытовом отчаянии, которые она дарит, не вздёргивая гневно подбородок от давшей в очередной раз знать о себе жестокой закономерности жизни, не оборачиваясь с грустной улыбкой через плечо, мягко опуская солёный взгляд на людей, которые смогли создать всё это. Ведь если такие люди есть, значит, ещё не потеряна вера в человеческие идеалы; значит, действительно, есть вещи, которые невозможно купить; значит, идея и желание важнее денег; значит, есть смысл биться несмотря, делать вопреки и идти до конца. Если итог – все те эмоции, которые из бессознательных глубин всплывали на лицах абсолютно разных и совершенно случайных друг для друга людей; если итог – та гробовая тишина в зале, столь уважаемая и священная в ту минуту, что вздохнуть лишний раз страшно; если итог – желание разорвать, сломать, сжечь всё, что опутывает снаружи и затуманивает изнутри, желание прокричать, что так не должно быть, стремление поймать, сохранить этот свет и вынести его на улицы, то всё это не напрасно. 

Все мытарства по театрам, поиски помещения, трудности с финансированием, многочасовые репетиции, удлиняющиеся порой дополнительно за счёт дороги из соседнего города, – всё это не напрасно, если отозвалась душа хотя бы одного человека в зрительном зале.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ласточкино гнездо

    Театральный сезон начался, а вместе с ним и учебный год, а это значит, что наш журнал возобновляет рубрику «Журфак «Театрала», организованную совместно с факультетом журналистики МГУ. И первая «проба пера» посвящается спектаклю «Ласточка», который в сентябре побывал на гастролях в Москве. ...
  • Поющий Маяковский в «Театре Луны»

    Мы привыкли воспринимать Владимира Маяковского как одного из основоположников футуризма. Его стихи пронизаны надрывной интонацией, каждое слово будто бы выковано из железа. Невольно создаётся ощущение, будто и сам Владимир Владимирович был таким – строгим и стальным человеком. ...
  • Чужой среди всех

    В Московском Губернском театре одной из премьер завершающегося сезона стал спектакль «Возмутитель». Режиссер Павел Артемьев воспроизвел инсценировку драматурга Владимира Малягина по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина, центром которой является незавершенный цикл сатирика «В больнице для умалишенных». ...
  • «Меня переехало временем»

    «Театрал» продолжает совместный проект с факультетом журналистики МГУ «Журфак театрала». В рамках этого проекта студенты МГУ встречаются с актерами и режиссерами, смотрят спектакли, знакомятся с «закулисьем», и делятся своими впечатлениями с нашими читателями. ...
Читайте также