Незамеченная премьера

 
Впервые журнал «Театрал» встретил осень премьерой. Мы не проводили сбор нашей журналистской труппы (потому что она и не расходилась на лето, ежедневно работая на сайте), но сентябрь встретили, как и положено – на сцене. Причем не где-нибудь, а в одном из лучших театров России – на Симоновской сцене Театра им. Вахтангова.

Именно здесь 4 сентября мы открыли театральный мост Берлин-Москва: своеобразный мини-фест уже ставшего традиционным международного фестиваля «Мир русского театра».

Все три года существования этого форума я не расставался с мечтой пригласить однажды лучшие спектакли русских театров дальнего зарубежья в Москву, показать их столичной публике, российской прессе и околотеатральным руководящим товарищам. Очень хотелось, чтобы русские зарубежные театры, живущие в разных, но чаще всего очень непростых условиях, были по-настоящему замечены, отмечены и поддержаны. Они этого давно и обоснованно заслуживают, о чем мне приходилось не единожды писать в своих колонках и заметках с фестивалей.

В Москву мы пригласили театры «Диалог» из Нью-Йорка (художественный руководитель Ирина Волкович), «ZERO» из Тель-Авива (Олег Родовильский) и «ОК» из Варшавы (Жанна Герасимова). Коллективы очень разные, со своей историей, стилистикой, форматом, труппой... Объединяет их лишь глубочайшая приверженность русскому театральному искусству и безусловная любовь к русской культуре. Любовь, которой они всегда готовы щедро делиться со своей публикой, готовы нести в мир, и объяснять, и просвещать, и увлекать. Не случайно на огонек к таким коллективам тянется в их странах молодежь, зрелое поколение и дети, как, например, в Израиле, где у «ZERO» существует детская студия, как в Нью-Йорке, где на спектакли и лекции в «Диалог» приходят американские студенты, увлеченные русским языком и культурой. Как в Польше, где сегодня едва ли не все русское считается коммунистическим (включая Пушкина, Достоевского и Толстого), но интеллигентная польская публика, тем не менее, с радостью приходит в театр «ОК», чтобы насладиться русской культурой и воспоминаниями о ней...

До Москвы мы встречались в Берлине, на прошлогоднем форуме «Мир русского театра», и увидели там, как горячо немецкие и русскоязычные зрители принимали эти спектакли и работы других участников. Не обошла их вниманием и пресса, рассказав читателям о театрах, об актерах, и, конечно же, о спектаклях, которые вызвали столько эмоций у публики. Появились материалы и в наших российских СМИ, обративших внимание на фестиваль и на его участников. Поэтому, вдохновленные таким успехом, мы с радостью и волнением ждали в Москве эти талантливые коллективы. Сами они волновались еще больше, понимая, как непросто пробудить интерес у московской публики, избалованной и великими театрами, и разнообразными громкими премьерами.

Но публика нашего мини-феста оказалась и очень радушной, и очень щедрой на добрые слова. После каждого спектакля, а их театры играли по два раза, зрители не уходили из зала, потому что тут же устраивалось живое обсуждение увиденного с участием актеров и режиссеров. Принимали в этих беседах участие и наши известные театральные деятели, которые находили для своих зарубежных коллег и теплые слова и пожелания.

Андрей Максимов – писатель, драматург и публицист был щедр на комплименты и доброжелательные замечания. Марина Райкина, организатор фестивалей и театральных премий – и восхищалась, и поддерживала, и подсказывала. Замечательная «Легенда сцены» Вера Васильева нашла удивительно точные, светлые и мудрые слова. А некоторые зрители после варшавского спектакля «Ласточка» выходили к сцене, и ... кланялись актерам! Кланялись с благодарностью за талант, за бескорыстный труд, и за то, что «перевернули душу»...

Значит наши совместные усилия не пропали впустую. Небольшая часть московской публики открыла для себя русский зарубежный театр и оценила его. Московский Театр Вахтангова принял эти коллективы в своем доме, окружив теплотой, заботой и вниманием – и они действительно почувствовали себя дома. Столичный Театр МОСТ, наш партнер по этому форуму, взял на себя множество организационных вопросов, и тем самым очень поддержал театры, впервые приехавшие в Москву. А департамент культуры столицы выделил средства на проведение мини-феста, и благодаря этому нам удалось его провести. Поэтому хочется сказать самое искреннее спасибо Александру Кибовскому и Леониду Ошарину – за поддержку! Кириллу Кроку и Юрию Усачеву – за гостеприимство и теплоту! Яне Лемешко и всем ее неутомимым коллегам – за помощь и заботу!

Наш неформальный, светлый и очень добрый форум не заметили многие высокие чиновники, проигнорировали многие СМИ, которых мы приглашали, не обратили внимание многие критики. В этой высокомерной отстраненности нет ничего нового, к ней и театры зарубежные давно привыкли, и мы не впервые сталкиваемся. Главное совсем другое – то что форум состоялся, что мечты сбылись, и что русские зарубежные театры улетели из России окрыленными. Значит все не зря. Значит – мы сделали это!

Официальный сайт фестиваля:
https://world-of-russian-theatre.com/
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
  • Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу»

    В понедельник, 2 сентября, премьерным спектаклем Сергея Женовача «Бег» в Московском Художественном театре открылся 122-й сезон. Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы, на котором художественный руководитель рассказал о творческих планах, а после ответил на вопросы журналистов. ...
Читайте также


Читайте также

  • Незамеченная премьера

    Впервые журнал «Театрал» встретил осень премьерой. Мы не проводили сбор нашей журналистской труппы (потому что она и не расходилась на лето, ежедневно работая на сайте), но сентябрь встретили, как и положено – на сцене. ...
  • Бить иль не бить...

    Театральные маски выходят из моды. В моде нынче маски садистов в полицейской форме. Сегодня такие маски будут покруче «золотых», потому что дают возможность игнорировать нормы, законы, мораль и право. Из-за разгула такой крутизны в последние недели культурная общественность обсуждает не грядущие премьеры, а массовые избиения граждан на улицах Москвы. ...
  • Похороны отложены. Антракт...

    Сергея Доренко хоронить не стали. Прощание отложено на неопределенное время. И похороны тоже. Или кремация.   Полиция приняла решение не выдавать тело вдове в связи с тем, что дочери Сергея написали заявление о проведении повторной экспертизы. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
Читайте также