Юрий Бутусов: «Главный зритель – я сам»

 
В субботу, 7 сентября, Театр Вахтангова открывает предъюбилейный 99-й сезон премьерой «Пер Гюнт» Генрика Ибсена в постановке главного режиссера Юрия Бутусова. Накануне днем в театре состоялся сбор труппы, после которого Бутусов в формате блиц-интервью рассказал, чего ожидать от новой работы.
 
– Почему вы решили обратиться к произведению Ибсена?
– Я давно люблю эту пьесу, и мне невероятно близок ее автор. Он вскрывает людские гнойники, болевые точки. Но ответов не дает. Такое было предощущение. А самое важное, я думаю, то, что эта пьеса о милосердии и любви. 
 
– Почему на сцене мы видим двух Перов Гюнтов?
– Это не связано с тем, что в пьесе герой Ибсена предстает перед нами в разные годы своей жизни, это связано с многообразием свойств человеческой натуры. Наверно можно ответить так: человек – это существо не плоское, в нем есть разные грани. Возможно, введение двух персонажей потребовалось, чтобы подчеркнуть это. Перов Гюнтов могло быть и больше. Это настолько многоликий герой, что в каждой картине мог бы появляться новый артист.
 
– Почему образ Осе, матери Пера Гюнта, вы решили сделать таким жестким и угловатым?
– Наверно, потому, что очень легко любить мягкое, теплое и пушистое. Хотелось подчеркнуть, что любовь – это что-то большее, чем просто реакция на приятность.
 
– Пер Гюнт может являться героем нашего времени или это собирательный вневременной образ?
– Я думаю, конечно, может. Спектакль еще не родился, мы в самом начале пути. Но мне бы хотелось, чтобы этот персонаж действительно прозвучал как герой своего времени, потому что он говорит жесткие, сегодняшние вещи – о религии, политике, смысле человеческого существования. Это то, о чем мы сами говорим каждый день.
 
– Зонги – это ваш поклон Брехту?
– Возможно, но также это способ выражения смыслов, когда не хватает слов. Зонги – это продолжение жизни, продолжение текста, который произносит каждый персонаж.
 
– Когда вы ставите спектакли, вы думаете о зрителе? 
– Я думаю, что главный зритель – это я сам. Я делаю спектакли для себя. Потому что мне нравится их смотреть. По ходу дела я многое исправляю, но если меня в данный момент все устраивает, я не буду переделывать, ориентируясь на чужие оценки. 
 
– Изменилось ли в спектакле что-нибудь в сравнении с майскими показами? 
– Принципиально нет. Но за лето в театре появилось новое световое оборудование, которое мы должны были освоить. Это было непросто. 
 
– Почему вы выбрали для спектакля такое минималистичное сценическое решение? 
– Вообще-то там много всего! 
 
– Почему вы так любите играть в «кино на сцене»? Сначала «Макбет. Кино», теперь «Пер Гюнт»... Зачем нужен оператор и видео-трансляции? 
– Не могу сказать, что я это люблю, просто в спектакле «Макбет. Кино» это было необходимо: мы пытались донести мысль, что в последнее время вокруг нас существует такое количество СМИ, что мы перестали быть сами собой. Мы все время в маске, все время играем, и это превращается в привычку. В спектакле «Пер Гюнт», хотя и несколько иначе, звучит та же самая тема поиска себя. А вторая причина скорее техническая: густонаселенную историю мы рассказываем силами очень небольшого числа артистов, и это непросто. Экраны позволяют расширить пространство и сознание. 
 
– На главную роль вы пригласили артиста Театра Ленсовета Сергея Волкова, который недавно пополнил труппу Театра Вахтангова... 
– Да, когда мне пришлось уйти из Театра Ленсовета, Сережа ушел вслед за мной. А сюда мы его позвали потому, что он очень талантливый, мощный молодой человек. Мне кажется, артист должен быть не просто «исполнителем», он должен брать на себя ответственность за то, что он говорит. В Сереже это есть. 
 
– Ваш Пер Гюнт – герой, кажется, не отрицательный. Вы сами как его оцениваете? 
– Я его просто очень люблю.  Мне дороги его проявления,  хотя они могут быть ужасны. Мне кажется, каким бы ни был человек, главное – милосердие и любовь. 
 
– Тем не менее, окружающих женщин он делает несчастными. 
– Но ведь так и бывает в жизни. Ибсен велик потому, что он вскрывает вещи, которых мы боимся, о которых не хотим говорить. Конечно, мужчины очень часто делают женщин несчастными – как, впрочем, и наоборот. И рассказать об этом правдиво может только очень большой драматург. 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
  • Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу»

    В понедельник, 2 сентября, премьерным спектаклем Сергея Женовача «Бег» в Московском Художественном театре открылся 122-й сезон. Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы, на котором художественный руководитель рассказал о творческих планах, а после ответил на вопросы журналистов. ...
Читайте также


Читайте также

  • МАМТ откроет сезон премьерой

    Опера Игоря Стравинского «Похождения повесы» станет первой премьерой предстоящего сезона Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Спектакль покажут 19 сентября. В партии Тома Рэйкуэлла выступит приглашенный солист Богдан Волков. ...
  • Лев Додин объявил планы на новый сезон

    Свой юбилейный, 75-й сезон Малый драматический театр отметит чередой премьер, а также специальным проектом «Отражения», который познакомит зрителей с постановками Льва Додина прошлых лет (каждый месяц в театре будут проходить кинопоказы старых постановок). ...
  • Евгений Миронов: «Мир вступил в эпоху перемен и потрясений»

    В новом сезоне Театр наций представит на Основной сцене пять премьер, первой из них станет спектакль «Дядя Ваня» в постановке художественного руководителя парижского театра Одеон Стефана Брауншвейга. Об этом в среду на церемонии открытия сезона 2019-2020 сообщил художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов. ...
  • Выходит в свет октябрьский «Театрал»

    На страницах осеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - о чем тревожится Римас Туминас;   - как Сергей Женовач будет руководить двумя театрами;   - почему Евгений Водолазкин смотрит в будущее с оптимизмом;   - что объединяет Россию и Запад: в Москве прошли гастроли театров русского зарубежья;   - чем Владимир Машков намерен удивлять зрителей Театра Табакова;   - кого Юрий Бутусов увидел в Ибсене;   - как рассмешить Александра Ширвиндта: молодые артисты Театра сатиры о худруке;   - зачем РАМТу понадобилась еще одна новая сцена;   - о чем Светлана Немоляева никогда не забывала в театре; - что вы знаете о настоящей моде: Павел Каплевич в спецпроекте «Театрала»; - какие секреты таит закулисье Театра сатиры;   - о чем Сергей Плотов не может молчать: сатирик – гость рубрики «Поэт в России – больше, чем поэт…»; - как перестать бояться оперы и начать ходить в музыкальный театр: мастер-класс от Дмитрия Бертмана; - где поужинать истинному театралу: театральные кафе столицы; - как выиграть билеты в Театр им. ...
Читайте также