Юрий Бутусов: «Главный зритель – я сам»

 
В субботу, 7 сентября, Театр Вахтангова открывает предъюбилейный 99-й сезон премьерой «Пер Гюнт» Генрика Ибсена в постановке главного режиссера Юрия Бутусова. Накануне днем в театре состоялся сбор труппы, после которого Бутусов в формате блиц-интервью рассказал, чего ожидать от новой работы.
 
– Почему вы решили обратиться к произведению Ибсена?
– Я давно люблю эту пьесу, и мне невероятно близок ее автор. Он вскрывает людские гнойники, болевые точки. Но ответов не дает. Такое было предощущение. А самое важное, я думаю, то, что эта пьеса о милосердии и любви. 
 
– Почему на сцене мы видим двух Перов Гюнтов?
– Это не связано с тем, что в пьесе герой Ибсена предстает перед нами в разные годы своей жизни, это связано с многообразием свойств человеческой натуры. Наверно можно ответить так: человек – это существо не плоское, в нем есть разные грани. Возможно, введение двух персонажей потребовалось, чтобы подчеркнуть это. Перов Гюнтов могло быть и больше. Это настолько многоликий герой, что в каждой картине мог бы появляться новый артист.
 
– Почему образ Осе, матери Пера Гюнта, вы решили сделать таким жестким и угловатым?
– Наверно, потому, что очень легко любить мягкое, теплое и пушистое. Хотелось подчеркнуть, что любовь – это что-то большее, чем просто реакция на приятность.
 
– Пер Гюнт может являться героем нашего времени или это собирательный вневременной образ?
– Я думаю, конечно, может. Спектакль еще не родился, мы в самом начале пути. Но мне бы хотелось, чтобы этот персонаж действительно прозвучал как герой своего времени, потому что он говорит жесткие, сегодняшние вещи – о религии, политике, смысле человеческого существования. Это то, о чем мы сами говорим каждый день.
 
– Зонги – это ваш поклон Брехту?
– Возможно, но также это способ выражения смыслов, когда не хватает слов. Зонги – это продолжение жизни, продолжение текста, который произносит каждый персонаж.
 
– Когда вы ставите спектакли, вы думаете о зрителе? 
– Я думаю, что главный зритель – это я сам. Я делаю спектакли для себя. Потому что мне нравится их смотреть. По ходу дела я многое исправляю, но если меня в данный момент все устраивает, я не буду переделывать, ориентируясь на чужие оценки. 
 
– Изменилось ли в спектакле что-нибудь в сравнении с майскими показами? 
– Принципиально нет. Но за лето в театре появилось новое световое оборудование, которое мы должны были освоить. Это было непросто. 
 
– Почему вы выбрали для спектакля такое минималистичное сценическое решение? 
– Вообще-то там много всего! 
 
– Почему вы так любите играть в «кино на сцене»? Сначала «Макбет. Кино», теперь «Пер Гюнт»... Зачем нужен оператор и видео-трансляции? 
– Не могу сказать, что я это люблю, просто в спектакле «Макбет. Кино» это было необходимо: мы пытались донести мысль, что в последнее время вокруг нас существует такое количество СМИ, что мы перестали быть сами собой. Мы все время в маске, все время играем, и это превращается в привычку. В спектакле «Пер Гюнт», хотя и несколько иначе, звучит та же самая тема поиска себя. А вторая причина скорее техническая: густонаселенную историю мы рассказываем силами очень небольшого числа артистов, и это непросто. Экраны позволяют расширить пространство и сознание. 
 
– На главную роль вы пригласили артиста Театра Ленсовета Сергея Волкова, который недавно пополнил труппу Театра Вахтангова... 
– Да, когда мне пришлось уйти из Театра Ленсовета, Сережа ушел вслед за мной. А сюда мы его позвали потому, что он очень талантливый, мощный молодой человек. Мне кажется, артист должен быть не просто «исполнителем», он должен брать на себя ответственность за то, что он говорит. В Сереже это есть. 
 
– Ваш Пер Гюнт – герой, кажется, не отрицательный. Вы сами как его оцениваете? 
– Я его просто очень люблю.  Мне дороги его проявления,  хотя они могут быть ужасны. Мне кажется, каким бы ни был человек, главное – милосердие и любовь. 
 
– Тем не менее, окружающих женщин он делает несчастными. 
– Но ведь так и бывает в жизни. Ибсен велик потому, что он вскрывает вещи, которых мы боимся, о которых не хотим говорить. Конечно, мужчины очень часто делают женщин несчастными – как, впрочем, и наоборот. И рассказать об этом правдиво может только очень большой драматург. 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Бигбаев поставит «оперный киноколлаж»

    Режиссер Дмитрий Бигбаев готовится представить 2 февраля на сцене московского музыкального театра «Геликон-опера» премьерный спектакль «Туда и обратно». Это совместный проект «Геликона» и театра-студии «15», созданный под впечатлением от одноименного произведения немецкого композитора Пауля Хиндемита. ...
  • «Чайка» — это молодая пьеса, которая жива всегда»

    29 января, в день рождения А.П. Чехова, в музее МХАТ состоятся бесплатные мероприятия, посвященные 160-летию знаменитого писателя и драматурга: лекция «Загадка «Чайки» и спектакль «Медведь». Легендарную пьесу «Чайка» сегодня ставят и играют по-разному. ...
  • В Губернском театре поставили кабаре

    Губернский театр 13 февраля представит премьеру спектакля «Серебряное зеркало» в новом для себя жанре – поэтическое кабаре. В основе постановки Ольги Матвеевой – женская поэзия начала XX века. «Работая над спектаклем, нам хотелось восстановить забытые страницы истории русской поэзии, – рассказала Ольга Матвеева. ...
  • Александр Морфов выпускает премьеру в ТЮЗе им. Брянцева

    Болгарский режиссер Александр Морфов представит свою версию шекспировской «Ромео и Джульетты». Как сообщает пресс-служба театра, в его интерпретации «эта история для современного поколения – поколения YouTube и социальных сетей». ...
Читайте также