Юрий Бутусов: «Главный зритель – я сам»

 
В субботу, 7 сентября, Театр Вахтангова открывает предъюбилейный 99-й сезон премьерой «Пер Гюнт» Генрика Ибсена в постановке главного режиссера Юрия Бутусова. Накануне днем в театре состоялся сбор труппы, после которого Бутусов в формате блиц-интервью рассказал, чего ожидать от новой работы.
 
– Почему вы решили обратиться к произведению Ибсена?
– Я давно люблю эту пьесу, и мне невероятно близок ее автор. Он вскрывает людские гнойники, болевые точки. Но ответов не дает. Такое было предощущение. А самое важное, я думаю, то, что эта пьеса о милосердии и любви. 
 
– Почему на сцене мы видим двух Перов Гюнтов?
– Это не связано с тем, что в пьесе герой Ибсена предстает перед нами в разные годы своей жизни, это связано с многообразием свойств человеческой натуры. Наверно можно ответить так: человек – это существо не плоское, в нем есть разные грани. Возможно, введение двух персонажей потребовалось, чтобы подчеркнуть это. Перов Гюнтов могло быть и больше. Это настолько многоликий герой, что в каждой картине мог бы появляться новый артист.
 
– Почему образ Осе, матери Пера Гюнта, вы решили сделать таким жестким и угловатым?
– Наверно, потому, что очень легко любить мягкое, теплое и пушистое. Хотелось подчеркнуть, что любовь – это что-то большее, чем просто реакция на приятность.
 
– Пер Гюнт может являться героем нашего времени или это собирательный вневременной образ?
– Я думаю, конечно, может. Спектакль еще не родился, мы в самом начале пути. Но мне бы хотелось, чтобы этот персонаж действительно прозвучал как герой своего времени, потому что он говорит жесткие, сегодняшние вещи – о религии, политике, смысле человеческого существования. Это то, о чем мы сами говорим каждый день.
 
– Зонги – это ваш поклон Брехту?
– Возможно, но также это способ выражения смыслов, когда не хватает слов. Зонги – это продолжение жизни, продолжение текста, который произносит каждый персонаж.
 
– Когда вы ставите спектакли, вы думаете о зрителе? 
– Я думаю, что главный зритель – это я сам. Я делаю спектакли для себя. Потому что мне нравится их смотреть. По ходу дела я многое исправляю, но если меня в данный момент все устраивает, я не буду переделывать, ориентируясь на чужие оценки. 
 
– Изменилось ли в спектакле что-нибудь в сравнении с майскими показами? 
– Принципиально нет. Но за лето в театре появилось новое световое оборудование, которое мы должны были освоить. Это было непросто. 
 
– Почему вы выбрали для спектакля такое минималистичное сценическое решение? 
– Вообще-то там много всего! 
 
– Почему вы так любите играть в «кино на сцене»? Сначала «Макбет. Кино», теперь «Пер Гюнт»... Зачем нужен оператор и видео-трансляции? 
– Не могу сказать, что я это люблю, просто в спектакле «Макбет. Кино» это было необходимо: мы пытались донести мысль, что в последнее время вокруг нас существует такое количество СМИ, что мы перестали быть сами собой. Мы все время в маске, все время играем, и это превращается в привычку. В спектакле «Пер Гюнт», хотя и несколько иначе, звучит та же самая тема поиска себя. А вторая причина скорее техническая: густонаселенную историю мы рассказываем силами очень небольшого числа артистов, и это непросто. Экраны позволяют расширить пространство и сознание. 
 
– На главную роль вы пригласили артиста Театра Ленсовета Сергея Волкова, который недавно пополнил труппу Театра Вахтангова... 
– Да, когда мне пришлось уйти из Театра Ленсовета, Сережа ушел вслед за мной. А сюда мы его позвали потому, что он очень талантливый, мощный молодой человек. Мне кажется, артист должен быть не просто «исполнителем», он должен брать на себя ответственность за то, что он говорит. В Сереже это есть. 
 
– Ваш Пер Гюнт – герой, кажется, не отрицательный. Вы сами как его оцениваете? 
– Я его просто очень люблю.  Мне дороги его проявления,  хотя они могут быть ужасны. Мне кажется, каким бы ни был человек, главное – милосердие и любовь. 
 
– Тем не менее, окружающих женщин он делает несчастными. 
– Но ведь так и бывает в жизни. Ибсен велик потому, что он вскрывает вещи, которых мы боимся, о которых не хотим говорить. Конечно, мужчины очень часто делают женщин несчастными – как, впрочем, и наоборот. И рассказать об этом правдиво может только очень большой драматург. 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Марк Розовский ставит Достоевского

    Театр «У Никитских ворот» 1 ноября представит новый спектакль «Убивец» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». В преддверии премьеры режиссер-постановщик Марк Розовский рассказал о своей новой работе: «Наше прочтение Достоевского зиждется на литературоведческом открытии Михаила Михайловича Бахтина, который назвал «Преступление и наказание» полифоническим романом, гениально обнаружив двойниковость и другие взаимоотражения в персонажной системе этого произведения. ...
  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
Читайте также