«Мечтаю, чтобы русский театр появился и в Антарктиде»

Русскоязычные театры зарубежья приехали в Москву

 
Фото: Валерий Яков 

Показы лучших спектаклей Международного фестиваля «Мир русского театра» стартовали в среду в Москве. В течение четырех фестивальных дней, с 4 по 7 сентября, зрители смогут увидеть постановки русскоязычных театров из Тель-Авива, Варшавы и Нью-Йорка.  Первый спектакль – «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ в режиссуре Олега Родовильского (израильский театр «Zero») – состоялся 4 сентября на Симоновской сцене Театра им. Евгения Вахтангова.

– Впервые мы провели наш форум в Италии в 2017 году, – рассказал президент фестиваля «Мир русского театра», главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков. – Уже тогда мы мечтали привезти лучшие постановки в Москву, и вот эта мечта осуществилась. В нашей программе – три спектакля из афиши прошлого года. Надеюсь, что встречи в Москве станут традицией, потому что наши зарубежные коллеги делают потрясающее дело – сохраняют островки русской культуры в разных странах мира на всех пяти континентах, кроме Антарктиды. Хотя, честно говоря, мечтаю, чтобы и в Антарктиде появился русский театр… То, что делают эти люди в наше сложное время – очень важно, ведь русский театр согревает сердца вне зависимости от санкций, международных разногласий и обострившихся политических амбиций. Мы благодарим театр МОСТ, который помог нам построить театральный «мост» Берлин-Москва, благодарим Департамент культуры и этот потрясающе уютный дом – Театр Вахтангова, который гостеприимно распахнул для нас свои двери.

Первым спектаклем афиши стала постановка театра «Zero» – частного профессионального театра, созданного в Израиле в 2003 году Олегом Родовильским и Мариной Белянцевой. Театр работает на двух языках – русском и иврите. Сегодня в его репертуаре более 30 спектаклей по произведениям Чехова, Набокова, Жана Ануя, Эдварда Олби и др. Однако его история началась именно с постановки по мотивам романа Кобо Абэ.

Философский роман японского писателя и драматурга рассказывает историю учителя, который, желая изучить редкий вид насекомых, отправился в поход и по стечению обстоятельств оказался в отдаленной, окруженной песками деревне. Согласившись остаться на ночлег в доме одинокой женщины, наутро он обнаружил, что попал в западню.

– Со студенческих лет мне полюбился роман Кобо Абэ, – рассказал Олег Родовольский «Театралу». – Произведение, конечно, сложное, экзистенциальное, но уже тогда я читал и думал, какая богатая в нем почва для сцены, сколько метафор и аллюзий. Для меня он в ту пору стал глотком свежего воздуха.

После показа состоялся паблик-ток со зрителями. Так, телеведущий, писатель и режиссер Андрей Максимов отметил, что спектакль поднимает те вопросы, которых остро не хватает в современном российском театре:

– Я видел изрядное количество «Женщин в песках», в том числе с большими артистами, но эта работа – потрясающая, поскольку она своеобразна. Она про суть жизни, суть любви, зависимость людей друг от друга. Это разговор о самом важном.

Напомним, в программе гастролей еще три показа: 5 сентября на Симоновской сцене вновь сыграют «Женщину в песках», 6 сентября зрители увидят постановку «Ласточка» молодого театра «ОК» из Варшавы – музыкальную драму по мотивам рассказа Тургенева «Живые мощи» в режиссуре Жанны Герасимовой, а 7 сентября в театре МОСТ литературный театр «Диалог» из Нью-Йорка представит спектакль «Поверх барьеров», посвященный судьбе Бориса Пастернака.

Фестиваль «Мир русского театра» – международный форум русскоязычных театров зарубежья. Впервые прошел в 2017 году в Монтекатини Терме (Италия) и с тех пор проводится ежегодно за пределами России. Миссия фестиваля – укрепление международного культурного сотрудничества, содействие развитию русских театров за рубежом, а также продвижение в мире русской языковой и сценической культуры. Организаторами фестиваля являются дирекция независимой театральной премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» и редакция журнала «Театрал».

Своими словами

Олег Родовильский, театр «Zero
» (Израиль):
– К моменту создания театра мы уже несколько лет жили в Израиле. Как артисты, участвовали в разных проектах, но стремление к самореализации и поиск своего художественного пространства подвиг нас на то, чтобы создать некую творческую территорию. Всё началось с романа Кобо Абэ «Женщина в песках» и затем продолжилось в 35-ти других постановках, как для взрослого зрителя, так и для всей семьи. За это время мы побывали на четырех десятках международных фестивалях, объехали полмира, выступали в России, Беларуси, Дании, Венгрии, Болгарии, Германии, Украине, Литве, Узбекистане. Наши работы удостоены многочисленных призов в различных номинациях.

Жанна Герасимова, театр «ОК» (Польша):  
– Название нашего театра переводится с польского как «Открытый занавес». Мы молодой театр, нам всего два года, и за это время мы сделали два спектакля. Один из них по Тургеневу (мы его представим), второй – по ранним рассказам Чехова. Раньше я ставила спектакли в государственных театрах Польши, а идея сделать театр с русским духом родилась недавно. К сожалению, нам крайне сложно найти поддержку, потому что в Польше сейчас русский язык не учат и дистанцируются от него. «Коммунистов» Чехова и Достоевского из репертуара выбросили. Старшее поколение знает эту литературу, а молодое уже нет. Поэтому мне захотелось, если не играть по-русски (в Польше трудно найти русскоязычных актеров), то хотя бы сделать театр с русским репертуаром, чтобы поляки могли понять нашу литературу и услышать ее. 

Ирина Волкович, литературный театр «Диалог» (США):
– Наш театр несколько отличается от театров моих коллег, поскольку это театр литературно-документальный. Его жизнь началась в то время, когда я работала в Публичной библиотеке Нью-Йорка. В 2003 году, когда моему родному городу Санкт-Петербургу исполнялось 300 лет, я предложила библиотеке отметить эту дату. Идея была встречена администрацией с восторгом. Мы начали готовить программу. К нам присоединились живущие в Нью-Йорке писатели, художники, артисты, музыканты. Эта была большая интересная работа, которая увенчалась вечером «Салют, Санкт-Петербург». А после нашей команде не хотелось расставаться. Поскольку я продолжала работать в библиотеке, то имела доступ к необыкновенному архиву славянского департамента, и так получилось, что начала писать сценарии. Все они посвящены русскому литературному наследию, великим именам. Популярность нашего театра возрастала, и в какой-то момент я поняла, что не могу совмещать театр и работу в библиотеке и решила посвятить себя театральному делу. Сейчас мы играем на Бродвее. Огромное спасибо организаторам фестиваля за возможность показать нашу работу в Москве.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Наш мозг с детства нафарширован стереотипами»

    В Русском драматическом театре Литвы  идет работа над постановкой мюзикла Стефана Сондгейма Into the Woods («Ждет тебя лес»). Премьерные показы состоятся 29 и 30 ноября. «Главная мысль мюзикла в том, что все сказки начинаются с желаний и мечтаний героев, но никто из нас не знает и никогда не задумывался, чем же заканчивается сказка после исполнения этих желаний, - рассказал режиссер Вилюс Малинаускас. ...
  • В Нью-Йорке ставят пьесу о жизни русских актеров

    Русско-американский режиссер и драматург, художественный руководитель театра STEPS (Нью-Йорк) Слава Степнов написал новую пьесу о жизни русских актеров в США. Премьера спектакля состоится весной 2020 года. «Театрал» узнал все подробности из первых уст. ...
  • У Бостонского русского театра «Круг» появился свой дом

    Не каждому режиссёру удаётся создать свой театр и уж совсем единицы могут гордиться, что смогли построить для него дом. Почти четверть века назад в США, в Бостоне Юрий Рубенчик создал русский театр «Круг». Все эти годы коллектив скитался по репетиционным помещениям, снимал для показа спектаклей порой не очень пригодные для этой цели залы, но всё это время постоянно выпускались премьеры, которые пользовались у зрителя неизменным успехом. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
Читайте также