Народный артист России, художественный руководитель ансамбля «Зия» Топа Элимбаев

«Танец помог нашему народу отвлечься от войны»

 
Во Дворце культуры «Академический» 16 декабря Детский хореографический ансамбль «Зия» отметит свое десятилетие большим отчетным концертом. Около трехсот ребят исполнят кавказские танцы и пляски, многие из которых известный деятель культуры Чечни Топа Элимбаев восстанавливал по крупицам. В концерте примут участие и многочисленные звезды российской эстрады, ожидается много высоких гостей. Будут там, конечно же, и театральные деятели, уже успевшие привыкнуть к доброй традиции – все публичные акции журнала «Театрал» открывают своим зажигательным танцем юные артисты ансамбля «Зия». О своем детище, о сохранении кавказской культуры и о том, почему выступления «Зии» восторженно встречают на всех континентах, в интервью «Театралу» рассказал Топа Элимбаев – народный артист России и многих республик Северного Кавказа, лауреат государственных и международных премий, основатель легендарного ансамбля «Вайнах».
– Топа Хамитович, в юбилей принято подводить итоги. Ансамблю «Зия» исполнилось десять лет, сегодня его знают уже не только в России, но и за рубежом. Вы довольны?

– С одной стороны, конечно, я рад, что сумел воплотить в жизнь то, о чем мечтал Зия Бажаев. Это известный предприниматель, имя которого после его трагической гибели было присвоено нашему ансамблю. Зия был уроженцем Кавказа, а потому очень переживал, что чеченская война принесла трагедию и боль в каждый дом. Он мечтал, что однажды в России появится танцевальный ансамбль, который будет сохранять чеченскую культуру. Но была у него еще одна мечта. Он ненавидел войну, чувствуя, как ее эхо разносится по Кавказу, и потому надеялся, что ансамбль объединит не только чеченцев, но и все народы Кавказа. Во многом эта задача удалась. Сегодня в ансамбле около трехсот человек. Чеченцев большинство, но кроме них есть и русские, и армяне, и молдаване, и ингуши, и болгары, и осетины, и дагестанцы, и евреи… Они не только познают азы танцевальной культуры, но и учатся общаться друг с другом. Столь же многонациональное население было в довоенном Грозном. Так что, с этой стороны, я результатом доволен. Но с другой – танцы народов Кавказа – это настолько сложное искусство, что всю жизнь можно стремиться к совершенству.

– Я знаю, что к созданию вашего ансамбля был причастен и Махмуд Эсамбаев…

– Махмуд Эсамбаев знал меня еще с советских времен, ведь три десятилетия я возглавлял в Чечне ансамбль «Вайнах», что переводится как «наш народ». В советское время ансамбль объездил полсвета. Тогда же я понял, что моя миссия – знакомить мир с традициями нардов Кавказа, причем знакомить не только через танец, но и через народную музыку, великолепные костюмы и тем самым подпитывать национальную культуру. Эсамбаев не раз подчеркивал, что ценит мое мастерство. И однажды на его дне рождения мы с Зией Бажаевым стали вдруг вспоминать «Вайнах». А потом Зия предложил: «Собери небольшой кружок и обучи детей танцам». Я лишь развел руками: сомневался, что найдутся желающие.

– Но ведь желающие нашлись?

– Не то слово. Желающих заниматься кавказскими танцами в Москве оказалось так много, что наш крохотный кружок довольно скоро превратился в большой коллектив – было совершенно очевидно, что танец помогает нашим землякам отвлечься от войны, ведь заводили дружбу между собой не только дети, но и их родители. Поэтому в какой-то мере к созданию ансамбля причастен и Махмуд. Но уже много лет после гибели Зии огромную помощь нам оказывают Муса и Мавлит Бажаевы. Благодаря им и существует ансамбль. Мало того, при активной поддержке Мусы «Зия» объездил уже пол света. Вы даже не представляете, какими овациями отмечали наших ребят в Германии, Франции, Италии, Ираке, Венгрии!..

– А как получилось, что однажды вашему ансамблю аплодировали президенты сразу нескольких держав, включая Россию и США?

– Это было в Петербурге во время саммита «большой восьмерки». При поддержке президента Путина выступление «Зии» включили в концертную программу и после того, как ребята исполнили чеченский Праздничный танец, раздались громовые овации. Первыми со своих мест поднялись президенты и аплодировали стоя. Они, конечно, аплодировали не только ребятам, но и народу, пережившему войну и сохранившему такую культуру. Это дорогого стоит. Благодаря ансамблю сегодня в самых разных уголках планеты звучит уже не эхо войны, а эхо чеченского искусства. Мы ведь стали единственным детским ансамблем, который в прошлом году принял участие в фестивале «Спасская башня», проходившем на Красной площади. Ансамбль часто выступает на лучших площадках Москвы и является частым гостем Государственного Кремлевского Дворца.

– Вы все время произносите фразу «чеченская культура», а помимо танцев и духовного наследия, у нее есть сегодня характерные черты? Например, что отличает культурного чеченца?

– Прежде всего – уважение к старшим. Приведу такой пример. Однажды я был приглашен по делам к Зие Бажаеву и застал в кабинете его коллегу по бизнесу, но кроме того был там и брат Зии – Муса Бажаев, который был самым младшим среди присутствующих. Так вот Муса за все время встречи ни разу не присел, подчеркивая тем самым, что соблюдает традицию уважения к старшим. Кроме этого, на протяжении всех десяти лет он ни разу не отказал в помощи и мгновенно, без волокиты, решал любые наши вопросы, что тоже – признак особого воспитания. Еще один человек, которому небезразлична судьба нашего коллектива – Мавлит Бажаев – он тоже отличается своей деловитостью, конкретностью и высокой культурой.

– А как сложилась судьба вашего прежнего ансамбля «Вайнах»?

– Это отдельная история. В годы войны в Чечне было не до танцев: «Вайнах» оказался без крова. В руинах была и культурная жизнь республики. Но все же «Вайнах» удалось спасти благодаря Ахмату, а потом и Рамзану Кадыровым. Дело так было. В 2002 году (еще при Ахмате Кадырове) проводились дни чеченской культуры в Москве. Меня вызвали на сцену зала «Россия» вместе с Дикалу Музакаевым – моим учеником, который теперь руководит «Вайнахом». В ту пору ансамбль скитался по городам, переживал не самые радостные времена и я сказал: «Несмотря на тяжелейшие условия, надо найти «Вайнаху» место и дать звание хотя бы его руководителю, который смог изо всех сил сохраняет коллектив». Это я сказал во всеуслышание, поскольку в зале сидели первые лица страны. А в кулуарах я подчеркнул: «Звание поможет сохранить «Вайнах» для чеченского народа. А уж президент с президентом всегда договорится». И точно – Ахмат Кадыров прислушался к моим словам, Музакаев стал народным артистом России, а вскоре уже Рамзан Кадыров создал для коллектива фантастические условия.

– Вы много лет занимаетесь национальной хореографией. А как складываются судьбы ваших учеников?

– Всех назвать, конечно, трудно, но я рад, что многие становятся моими последователями и тоже преподают танцы. Например, еще в «Вайнахе» я работал с Рамзаном Ахмадовым, который теперь возглавляет в Чечне детский ансамбль «Даймохк», стал заслуженным артистом России. Звания получили и Магомед Дидигов, Лидия Айдамирова, Мариям Дамильханова, Зарина Цакаева и Доку Мальцагов. А если говорить о «Зие», то здесь, конечно, я рад успехам Апти и Абди Магомаевых (они, кстати, играли в фильме Михалкова «12»). Апти уже взрослый и работает теперь педагогом в нашем ансамбле. Кстати, когда десять лет назад мы создали ансамбль, то встал вопрос, кто же будет руководить оркестром, ведь танцевать под фонограмму нет смысла. У нас был замечательный гармонист Рамзан Паскаев, но нужен был еще и человек, который мог бы писать аранжировки, собирать образцы кавказской музыки, изучать ее, воссоздавать танцы. И такой человек нашелся – Леонид Бебия. На протяжении десяти лет он пишет партитуры к оркестру, изучает музыкальную и песенную культуру чеченского народа и стал прекрасным музыкальным руководителем истинно чеченского оркестра. Его партитура и оркестровка отличаются особым вкусом и тонкостью. Все десять лет мы работаем вместе.
  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Игорь Ясулович: «Мы выходим на сцену, чтобы разобраться в себе»

    Актер Игорь ЯСУЛОВИЧ много времени и сил уделяет воспитанию творческой молодежи – преподает в ГИТИСе и во ВГИКе. На минувшей неделе артист участвовал в работе жюри на Молодежном театральном форуме в Ереване.   – Игорь Николаевич, некоторые говорят, что сейчас в России – театральный бум, но кто-то считает обратное. ...
  • Валерий Шадрин: «Мы создали условия для творческого общения»

    С 15 по 21 мая в Ереване проходил III Молодежный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии. «Театрал» побеседовал его вдохновителем и организатором – президентом Международной конфедерации театральных союзов, гендиректором Международного театрального фестиваля им. ...
  • «Я перенес Горького в наши дни»

    В преддверии премьеры спектакля по пьесе Горького «На дне» «Театрал» побеседовал с художественным руководителем театра «Модерн» Юрием ГРЫМОВЫМ.   – Юрий Вячеславович, в июне у вас состоится премьера спектакля «На дне». ...
  • Семен Спивак: «Педагогу нужно обладать материнско–отцовским талантом»

    Молодежный театр на Фонтанке 13 мая представит в Москве одну из премьерных своих работ – «Любовные кружева» («Женитьба Белугина») в постановке Семёна Спивака. А незадолго до этого в Петербуге состоялась премьера спектакля «Обыкновенные чудики», в которой заняты студенты третьего курса его мастерской в Российском государственном институте сценических искусств. ...
Читайте также