«На дне»

постскриптум «Гамлета»

 
Группа актеров, толпящихся в тесном пространстве, используя только минимальные средства и только часть драматургического текста, за короткий период времени сыграла для небольшого количества зрителей представление, аллюзии и смысл которого покрывают собой огромную часть культурного пространства. Чтобы понять все составляющие этого театрального блюда, нужно ознакомиться с пьесой, точно так же, как и с предыдущими работами режиссера, потому что в данном случае термин «закрытый вечер» надо интерпретировать буквально: неподготовленный зритель просто не в состоянии увидеть всех его достоинств. Литовский театр, долгое время удручавший театралов своим репертуаром, теперь может законно гордиться тем, что на его сцене представлен не просто элитарный театр, но один из наиболее сложных для восприятия – последняя театральная постановка OKT.

Перед аудиторией, вдоль стены, простирается белый барьер, напоминающий стол. Позади него мы видим актеров из «Гамлета», которые держат себя как какие-нибудь поп-звезды. Но в отличие от шекспировской постановки они не смотрятся в зеркала, сидя спиной к аудитории, вместо этого они смотрят прямо в глаза зрителям, открыто дразнят их.

На барьере-столе стоят несколько бутылок с водкой; на тарелке – скудная хлебная закуска. По первому впечатлению сцена очень напоминает «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Сатин в исполнении Дайнюса Гавенониса – центральная фигура, он «Мессия», и по обеим сторонам от него – «ученики» (Дэриус Мескаускас, Джулиус Залакевичюс, Дэриус Гумоскас, Паша Самолют, Гедрюс Савицкас, Джонас Версекас и Томас Зайбус). Справа «рядом с рулевым» сидят Неле Савиченко и Рутис Саладзиус. Это та же самая труппа актеров, что играли в «Гамлете».

Все ждут Гавенониса–Сатина. Он появляется тихо, с иронической улыбкой на лице, тыча пальцем в аудиторию. Поначалу актеры говорят как суперзвезды на пресс-конференции, важничают. Слышен звон бутылок, которые достают из-под стола. Мессия вместе с апостолами участвует в игре с бутылками, одновременно обмениваясь с актерами репликами из пьесы. Напряжение усиливается пропорционально количеству бутылок на столе, раздаются хлопки пробок. Настя произносит монолог о любви, полный пьяной страсти, Барон – Мескаускас, с циничной улыбкой и со слезами алкоголика, рассказывает о своем благородном прошлом. У Насти с Бароном начинается перепалка, ссора, которая переходит в физическую потасовку. Поднимается крик, начинается борьба, тарелка разбивается о стену прямо над головой Мессии, и в разные стороны разлетаются священные хлеба. Месса закончена. Темнота.

Мизансцена у стола развивается в течение получаса. Застолье напоминает последнюю трапезу Христа, мессу, пресс-конференцию... Персонажи этого «застольного» спектакля произносят свои монологи как тосты; они насмехаются друг над другом, ссорятся и даже плачут.

Театр играет в очень опасную игру со зрителями, в наше время столь разозленными телевизионной вакханалией и ее деланными героями. Но есть одно обстоятельство, одна «особенность» театрального действа, которая не позволяет зрителям и актерам увязнуть в этом безумстве. Эта особенность – ускорение сценического времени. И – что наиболее важно! – постоянные метаморфозы персонажей, поддержанные превосходным текстом Горького.

И тогда происходит чудо: те же актеры, которые играли в «Гамлете», будто бы сбежали из сюжета Шекспира, чтобы появиться в финале пьесы Горького. Они находят разрешение конфликтов «Гамлета» в последнем акте «На дне».

Кстати говоря, четвертый акт пьесы был поставлен как эпилог. Все трагические события уже отгремели, и главные герои – Василиса, Васька Пепел и старик Лука – уже завершили свои истории. Жители ночлежки делятся своими впечатлениями и соображениями о пережитом. Преступники и бродяги, насквозь пропитанные алкоголем, произносят гуманистические речи о свободе и демократии, которые могли бы прозвучать с самых благородных трибун на встречах наиболее авторитетных мыслителей...

Персонажи убивают в себе остатки человеческого таким вдохновленным, артистическим и самоотверженным способом, что это превращается в своего рода транс, коллективное сумасшествие.

В постановке «На дне» режиссер демонстрирует мир, с которым он, как художник, вынужден быть в конфронтации.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Театр останется независимой площадкой»

    Режиссер и педагог, руководитель мастерской в Школе-студии МХАТ Дмитрий БРУСНИКИН подтвердил «Театралу» свое назначение на пост художественного руководителя московского театра «Практика» (информация о кадровых изменениях в театре появилась во вторник, 8 мая). ...
  • «Освобожденный Ширвиндт»

    Когда круглогодичного ажиотажа с расширением тротуаров еще не было, а что-то для благоустройства Москвы для наглядности надо было обозначить, перетаскивали Пушкина через улицу Горького туда и обратно. Дорого, бессмысленно, но – деятельность. ...
  • Погиб режиссер Юрий Томошевский

    В Германии на 62-м году жизни скончался актер и театральный режиссер Юрий Томошевский. «Пятого мая 2018 года трагически погиб в результате несчастного случая актер и режиссер, заслуженный деятель искусств России Юрий Валентинович Томошевский, - сообщается на странице «ВКонтакте» Романтического театра, который возглавлял Юрий Томошевский. ...
  • Ксения Ларина: «Ни адвокатов, ни жену к нему не пускали»

    Фото: композитор Александр Маноцков, режиссер Рузанна Мовсесян, переводчик Ольга Варшавер, пришедшие в Басманный суд поддержать Алексея Малобродского, и врачи скорой реанимационной помощи Около половины шестого вечера 10 мая продюсер Алексей Малобродский, проходящий обвиняемым по уголовному делу «Седьмой студии», был госпитализирован в Московскую городскую больницу № 20. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Сохранить единое театральное пространство»

    В понедельник, 21 мая, в Ереване завершится III Молодежный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии. Насыщенная событиями неделя подходит к концу, скоро станут известны итоги Молодежного театрального форума. ...
  • РАМТ отправился в большой гастрольный тур

    Фото: кадр из спектакля «Правила поведения в современном обществе», реж. Александр Назаров  Российский академический молодежный театр начал гастрольный тур в рамках программы «Большие гастроли». ...
  • Александр Калягин: «Человек все время борется с самим собой»

    Московский театр «Et Cetera» отправляется на гастроли в Санкт-Петербург. 19 и 20 мая артисты сыграют на сцене БДТ им. Товстоногова спектакль Роберта Стуруа «Ревизор. Версия», за главную роль в котором Александр Калягин получил премию зрительских симпатий «Звезда Театрала». ...
  • «Современник» начинает гастроли в Тбилиси

    В среду, 16 мая, спектаклем «Три товарища» московский театр «Современник» открывает гастроли в столице Грузии – на сцене Русского драматического театра им. Грибоедова. Помимо «Трех товарищей» (16 и 17 мая) в программе гастролей «Вишнёвый сад» (19 и 20 мая), а также творческие встречи с Галиной Волчек (21 мая), Валентином Гафтом и Сергеем Гармашем. ...
Читайте также