«На дне»

постскриптум «Гамлета»

 
Группа актеров, толпящихся в тесном пространстве, используя только минимальные средства и только часть драматургического текста, за короткий период времени сыграла для небольшого количества зрителей представление, аллюзии и смысл которого покрывают собой огромную часть культурного пространства. Чтобы понять все составляющие этого театрального блюда, нужно ознакомиться с пьесой, точно так же, как и с предыдущими работами режиссера, потому что в данном случае термин «закрытый вечер» надо интерпретировать буквально: неподготовленный зритель просто не в состоянии увидеть всех его достоинств. Литовский театр, долгое время удручавший театралов своим репертуаром, теперь может законно гордиться тем, что на его сцене представлен не просто элитарный театр, но один из наиболее сложных для восприятия – последняя театральная постановка OKT.

Перед аудиторией, вдоль стены, простирается белый барьер, напоминающий стол. Позади него мы видим актеров из «Гамлета», которые держат себя как какие-нибудь поп-звезды. Но в отличие от шекспировской постановки они не смотрятся в зеркала, сидя спиной к аудитории, вместо этого они смотрят прямо в глаза зрителям, открыто дразнят их.

На барьере-столе стоят несколько бутылок с водкой; на тарелке – скудная хлебная закуска. По первому впечатлению сцена очень напоминает «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Сатин в исполнении Дайнюса Гавенониса – центральная фигура, он «Мессия», и по обеим сторонам от него – «ученики» (Дэриус Мескаускас, Джулиус Залакевичюс, Дэриус Гумоскас, Паша Самолют, Гедрюс Савицкас, Джонас Версекас и Томас Зайбус). Справа «рядом с рулевым» сидят Неле Савиченко и Рутис Саладзиус. Это та же самая труппа актеров, что играли в «Гамлете».

Все ждут Гавенониса–Сатина. Он появляется тихо, с иронической улыбкой на лице, тыча пальцем в аудиторию. Поначалу актеры говорят как суперзвезды на пресс-конференции, важничают. Слышен звон бутылок, которые достают из-под стола. Мессия вместе с апостолами участвует в игре с бутылками, одновременно обмениваясь с актерами репликами из пьесы. Напряжение усиливается пропорционально количеству бутылок на столе, раздаются хлопки пробок. Настя произносит монолог о любви, полный пьяной страсти, Барон – Мескаускас, с циничной улыбкой и со слезами алкоголика, рассказывает о своем благородном прошлом. У Насти с Бароном начинается перепалка, ссора, которая переходит в физическую потасовку. Поднимается крик, начинается борьба, тарелка разбивается о стену прямо над головой Мессии, и в разные стороны разлетаются священные хлеба. Месса закончена. Темнота.

Мизансцена у стола развивается в течение получаса. Застолье напоминает последнюю трапезу Христа, мессу, пресс-конференцию... Персонажи этого «застольного» спектакля произносят свои монологи как тосты; они насмехаются друг над другом, ссорятся и даже плачут.

Театр играет в очень опасную игру со зрителями, в наше время столь разозленными телевизионной вакханалией и ее деланными героями. Но есть одно обстоятельство, одна «особенность» театрального действа, которая не позволяет зрителям и актерам увязнуть в этом безумстве. Эта особенность – ускорение сценического времени. И – что наиболее важно! – постоянные метаморфозы персонажей, поддержанные превосходным текстом Горького.

И тогда происходит чудо: те же актеры, которые играли в «Гамлете», будто бы сбежали из сюжета Шекспира, чтобы появиться в финале пьесы Горького. Они находят разрешение конфликтов «Гамлета» в последнем акте «На дне».

Кстати говоря, четвертый акт пьесы был поставлен как эпилог. Все трагические события уже отгремели, и главные герои – Василиса, Васька Пепел и старик Лука – уже завершили свои истории. Жители ночлежки делятся своими впечатлениями и соображениями о пережитом. Преступники и бродяги, насквозь пропитанные алкоголем, произносят гуманистические речи о свободе и демократии, которые могли бы прозвучать с самых благородных трибун на встречах наиболее авторитетных мыслителей...

Персонажи убивают в себе остатки человеческого таким вдохновленным, артистическим и самоотверженным способом, что это превращается в своего рода транс, коллективное сумасшествие.

В постановке «На дне» режиссер демонстрирует мир, с которым он, как художник, вынужден быть в конфронтации.
  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Дядя Ваня» приедет в Таганрог из Мелихово

    В сентябре в Таганроге пройдет Международный театральный фестиваль «На родине А.П. Чехова». Мелиховский театр представит на фестивале спектакль «Дядя Ваня», премьера которого состоялась в мае 2018 года в музее-заповеднике Чехова. ...
  • Фестиваль в Локарно назвал победителей

    В субботу, 11 августа, завершился 71-й кинофестиваль в Локарно. Победу в главной номинации одержал фильм режиссера Сью Хуа Ео из Сингапура, страны впервые представленной на этом престижном киносмотре.    Спецприз достался француженке Иолане Соберман и ее киноленте «М», рассказывающей о сексуальных преступлениях в сообществе израильских религиозных ортодоксов. ...
  • Молодежные театры всех стран, объединяйтесь!

    С 20 по 24 августа при информационной поддержке «Театрала» молодежные и университетские театры из разных стран съедутся в Москву. Театр МОСТ проводит VI Международный фестиваль молодежных и университетских театров в рамках XII Всемирного конгресса Международной ассоциации университетских театров AITU-IUTA. ...
  • В Москве состоятся гастроли театра из Кинешмы

    На сцене Театра им. Маяковского состоятся гастроли Кинешемского драматического театра им. Островского. 18 августа в 18.00 будет показан спектакль «Ромео и Джульетта» в постановке Владимира Беляйкина. «Две равно уважаемых семьи» враждуют не первое столетье. ...
Читайте также