«На дне»

постскриптум «Гамлета»

 
Группа актеров, толпящихся в тесном пространстве, используя только минимальные средства и только часть драматургического текста, за короткий период времени сыграла для небольшого количества зрителей представление, аллюзии и смысл которого покрывают собой огромную часть культурного пространства. Чтобы понять все составляющие этого театрального блюда, нужно ознакомиться с пьесой, точно так же, как и с предыдущими работами режиссера, потому что в данном случае термин «закрытый вечер» надо интерпретировать буквально: неподготовленный зритель просто не в состоянии увидеть всех его достоинств. Литовский театр, долгое время удручавший театралов своим репертуаром, теперь может законно гордиться тем, что на его сцене представлен не просто элитарный театр, но один из наиболее сложных для восприятия – последняя театральная постановка OKT.

Перед аудиторией, вдоль стены, простирается белый барьер, напоминающий стол. Позади него мы видим актеров из «Гамлета», которые держат себя как какие-нибудь поп-звезды. Но в отличие от шекспировской постановки они не смотрятся в зеркала, сидя спиной к аудитории, вместо этого они смотрят прямо в глаза зрителям, открыто дразнят их.

На барьере-столе стоят несколько бутылок с водкой; на тарелке – скудная хлебная закуска. По первому впечатлению сцена очень напоминает «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Сатин в исполнении Дайнюса Гавенониса – центральная фигура, он «Мессия», и по обеим сторонам от него – «ученики» (Дэриус Мескаускас, Джулиус Залакевичюс, Дэриус Гумоскас, Паша Самолют, Гедрюс Савицкас, Джонас Версекас и Томас Зайбус). Справа «рядом с рулевым» сидят Неле Савиченко и Рутис Саладзиус. Это та же самая труппа актеров, что играли в «Гамлете».

Все ждут Гавенониса–Сатина. Он появляется тихо, с иронической улыбкой на лице, тыча пальцем в аудиторию. Поначалу актеры говорят как суперзвезды на пресс-конференции, важничают. Слышен звон бутылок, которые достают из-под стола. Мессия вместе с апостолами участвует в игре с бутылками, одновременно обмениваясь с актерами репликами из пьесы. Напряжение усиливается пропорционально количеству бутылок на столе, раздаются хлопки пробок. Настя произносит монолог о любви, полный пьяной страсти, Барон – Мескаускас, с циничной улыбкой и со слезами алкоголика, рассказывает о своем благородном прошлом. У Насти с Бароном начинается перепалка, ссора, которая переходит в физическую потасовку. Поднимается крик, начинается борьба, тарелка разбивается о стену прямо над головой Мессии, и в разные стороны разлетаются священные хлеба. Месса закончена. Темнота.

Мизансцена у стола развивается в течение получаса. Застолье напоминает последнюю трапезу Христа, мессу, пресс-конференцию... Персонажи этого «застольного» спектакля произносят свои монологи как тосты; они насмехаются друг над другом, ссорятся и даже плачут.

Театр играет в очень опасную игру со зрителями, в наше время столь разозленными телевизионной вакханалией и ее деланными героями. Но есть одно обстоятельство, одна «особенность» театрального действа, которая не позволяет зрителям и актерам увязнуть в этом безумстве. Эта особенность – ускорение сценического времени. И – что наиболее важно! – постоянные метаморфозы персонажей, поддержанные превосходным текстом Горького.

И тогда происходит чудо: те же актеры, которые играли в «Гамлете», будто бы сбежали из сюжета Шекспира, чтобы появиться в финале пьесы Горького. Они находят разрешение конфликтов «Гамлета» в последнем акте «На дне».

Кстати говоря, четвертый акт пьесы был поставлен как эпилог. Все трагические события уже отгремели, и главные герои – Василиса, Васька Пепел и старик Лука – уже завершили свои истории. Жители ночлежки делятся своими впечатлениями и соображениями о пережитом. Преступники и бродяги, насквозь пропитанные алкоголем, произносят гуманистические речи о свободе и демократии, которые могли бы прозвучать с самых благородных трибун на встречах наиболее авторитетных мыслителей...

Персонажи убивают в себе остатки человеческого таким вдохновленным, артистическим и самоотверженным способом, что это превращается в своего рода транс, коллективное сумасшествие.

В постановке «На дне» режиссер демонстрирует мир, с которым он, как художник, вынужден быть в конфронтации.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В МХТ пройдут бесплатные лекции по истории театра

    МХТ им. Чехова в наступившем году представит цикл лекций по истории Художественного театра. Посетить лекции можно бесплатно, по предварительной записи. Как сообщается на сайте МХТ, перед широкой аудиторией выступят московские и санкт-петербургские театроведы. ...
  • Маргарита Терехова нуждается в помощи

    Семья Маргариты Тереховой на сайте Союза кинематографистов опубликовала просьбу о сборе средств для помощи актрисе. «Уважаемые коллеги, зрители и все, кто знают и ценят творчество народной артистки России Маргариты Тереховой. ...
  • В театре «Сфера» бесплатно покажут кино

    В понедельник, 21 января, в театре «Сфера» пройдет премьерный показ фильма Игоря Калядина «Молога. Между огнем и водой». Документальная лента расскажет о трагедии затопленных в советское время сел и городов. Вход на мероприятие свободный, по предварительной записи на сайте театра. ...
  • БДТ едет на гастроли в Москву

    Сразу несколько спектаклей текущего репертуара БДТ им. Товстоногова представит в российской столице с 19 по 29 января.   В программе – премьера Константина Богомолова «Слава» и спектакли художественного руководителя театра Андрея Могучего, вышедшие относительно недавно и завоевавшие громкий успех. ...
Читайте также


Читайте также

  • Конкурсная программа «Золотой маски» откроется в Перми

    Первые спектакли конкурсной программы фестиваля «Золотая маска»-2019 покажут в Перми: смотр начнется 11 и 12 января с показа оперы «Жанна на костре» Пермского театра оперы и балета в постановке режиссера Ромео Кастеллуччи и дирижера Теодора Курентзиса, а 13 января будет представлен мюзикл «Карлик Нос» Пермского «Театра-Театра» в постановке Бориса Мильграма. ...
  • БДТ едет на гастроли в Москву

    Сразу несколько спектаклей текущего репертуара БДТ им. Товстоногова представит в российской столице с 19 по 29 января.   В программе – премьера Константина Богомолова «Слава» и спектакли художественного руководителя театра Андрея Могучего, вышедшие относительно недавно и завоевавшие громкий успех. ...
  • Театр им. Пушкина ждут в Лондоне

    С 5 по 9 февраля в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» пройдут гастроли Московского драматического театра им. Пушкина. Гастроли откроются спектаклем Владимира Мирзоева «Вишневый сад» (5 и 6 февраля), следом будет сыгран «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Бутусова (8 и 9 февраля). ...
  • В Рязани выбрали лучший спектакль о любви

    С конце ноября в Рязани прошел III Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной». Лучшей постановкой стал «Мнимый больной» Русского драматического театра Башкирии. «Каждый театральный коллектив показал абсолютно разные спектакли, но одинаково интересные, с великолепными актерскими работами и потрясающими режиссерскими решениями. ...
Читайте также