«На дне»

постскриптум «Гамлета»

 
Группа актеров, толпящихся в тесном пространстве, используя только минимальные средства и только часть драматургического текста, за короткий период времени сыграла для небольшого количества зрителей представление, аллюзии и смысл которого покрывают собой огромную часть культурного пространства. Чтобы понять все составляющие этого театрального блюда, нужно ознакомиться с пьесой, точно так же, как и с предыдущими работами режиссера, потому что в данном случае термин «закрытый вечер» надо интерпретировать буквально: неподготовленный зритель просто не в состоянии увидеть всех его достоинств. Литовский театр, долгое время удручавший театралов своим репертуаром, теперь может законно гордиться тем, что на его сцене представлен не просто элитарный театр, но один из наиболее сложных для восприятия – последняя театральная постановка OKT.

Перед аудиторией, вдоль стены, простирается белый барьер, напоминающий стол. Позади него мы видим актеров из «Гамлета», которые держат себя как какие-нибудь поп-звезды. Но в отличие от шекспировской постановки они не смотрятся в зеркала, сидя спиной к аудитории, вместо этого они смотрят прямо в глаза зрителям, открыто дразнят их.

На барьере-столе стоят несколько бутылок с водкой; на тарелке – скудная хлебная закуска. По первому впечатлению сцена очень напоминает «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Сатин в исполнении Дайнюса Гавенониса – центральная фигура, он «Мессия», и по обеим сторонам от него – «ученики» (Дэриус Мескаускас, Джулиус Залакевичюс, Дэриус Гумоскас, Паша Самолют, Гедрюс Савицкас, Джонас Версекас и Томас Зайбус). Справа «рядом с рулевым» сидят Неле Савиченко и Рутис Саладзиус. Это та же самая труппа актеров, что играли в «Гамлете».

Все ждут Гавенониса–Сатина. Он появляется тихо, с иронической улыбкой на лице, тыча пальцем в аудиторию. Поначалу актеры говорят как суперзвезды на пресс-конференции, важничают. Слышен звон бутылок, которые достают из-под стола. Мессия вместе с апостолами участвует в игре с бутылками, одновременно обмениваясь с актерами репликами из пьесы. Напряжение усиливается пропорционально количеству бутылок на столе, раздаются хлопки пробок. Настя произносит монолог о любви, полный пьяной страсти, Барон – Мескаускас, с циничной улыбкой и со слезами алкоголика, рассказывает о своем благородном прошлом. У Насти с Бароном начинается перепалка, ссора, которая переходит в физическую потасовку. Поднимается крик, начинается борьба, тарелка разбивается о стену прямо над головой Мессии, и в разные стороны разлетаются священные хлеба. Месса закончена. Темнота.

Мизансцена у стола развивается в течение получаса. Застолье напоминает последнюю трапезу Христа, мессу, пресс-конференцию... Персонажи этого «застольного» спектакля произносят свои монологи как тосты; они насмехаются друг над другом, ссорятся и даже плачут.

Театр играет в очень опасную игру со зрителями, в наше время столь разозленными телевизионной вакханалией и ее деланными героями. Но есть одно обстоятельство, одна «особенность» театрального действа, которая не позволяет зрителям и актерам увязнуть в этом безумстве. Эта особенность – ускорение сценического времени. И – что наиболее важно! – постоянные метаморфозы персонажей, поддержанные превосходным текстом Горького.

И тогда происходит чудо: те же актеры, которые играли в «Гамлете», будто бы сбежали из сюжета Шекспира, чтобы появиться в финале пьесы Горького. Они находят разрешение конфликтов «Гамлета» в последнем акте «На дне».

Кстати говоря, четвертый акт пьесы был поставлен как эпилог. Все трагические события уже отгремели, и главные герои – Василиса, Васька Пепел и старик Лука – уже завершили свои истории. Жители ночлежки делятся своими впечатлениями и соображениями о пережитом. Преступники и бродяги, насквозь пропитанные алкоголем, произносят гуманистические речи о свободе и демократии, которые могли бы прозвучать с самых благородных трибун на встречах наиболее авторитетных мыслителей...

Персонажи убивают в себе остатки человеческого таким вдохновленным, артистическим и самоотверженным способом, что это превращается в своего рода транс, коллективное сумасшествие.

В постановке «На дне» режиссер демонстрирует мир, с которым он, как художник, вынужден быть в конфронтации.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • На кинофоруме в Роттердаме раздали награды

    Кинофестиваль в Роттердаме, показавший 267 полнометражных фильмов, среди которых 60 мировых и 35 международных премьер, зафиксировал 329 тысяч посещений.  Форум привлек в залы публику со всей Голландии. Это было особенно заметно в последний – воскресный – день, когда уже объявили призы нескольких конкурсов и призовые фильмы крутили целый день в кинотеатрах города, и от вокзала с утра к ним тянулись людские ручейки. ...
Читайте также


Читайте также

  • Борис Эйфман везет «Реквием» в Канаду

    Обновленную версию «Реквиема» - одноактного балета о вечном таинстве человеческой жизни – театр Борис Эйфмана представит в Монреале на сцене концертного зала Wilfrid-Pelletier культурного комплекса Place des Arts. Гастроли состоятся с 21 по 25 февраля. ...
  • «Мы обязательно выпустим этот спектакль вместе с Кириллом»

    Домашний арест Кирилла Серебренникова, который начался 23 августа прошлого года в связи с обвинениями по делу «Седьмой студии», вынудил руководство Deutsches Theater отложить премьеру спектакля «Декамерон», который режиссер собирался выпустить в мае на знаменитой немецкой сцене. ...
  • «На нас смотрела сама Алиса Фрейндлих!»

    В Санкт-Петербурге с успехом проходят гастроли театра Романа Виктюка.  В город на Неве мэтр привез премьерный спектакль «Мандельштам» и своих знаменитых «Саломею» и «Служанок». О том, как принимали премьеру на сцене БДТ «Театралу» рассказал актер Александр ДЗЮБА. ...
  • Фестиваль АРТМИГРАЦИЯ 2018 состоится в сентябре

    Союз театральных деятелей до 15 марта принимает заявки на участие во Всероссийском фестивале молодой режиссуры АРТМИГРАЦИЯ 2018, который пройдет в Москве с 10 по 16 сентября.  Этот фестиваль - одно из главных событий проекта «Start Up», рассчитанного на поддержку творческой молодежи. ...
Читайте также