«На дне»

постскриптум «Гамлета»

 
Группа актеров, толпящихся в тесном пространстве, используя только минимальные средства и только часть драматургического текста, за короткий период времени сыграла для небольшого количества зрителей представление, аллюзии и смысл которого покрывают собой огромную часть культурного пространства. Чтобы понять все составляющие этого театрального блюда, нужно ознакомиться с пьесой, точно так же, как и с предыдущими работами режиссера, потому что в данном случае термин «закрытый вечер» надо интерпретировать буквально: неподготовленный зритель просто не в состоянии увидеть всех его достоинств. Литовский театр, долгое время удручавший театралов своим репертуаром, теперь может законно гордиться тем, что на его сцене представлен не просто элитарный театр, но один из наиболее сложных для восприятия – последняя театральная постановка OKT.

Перед аудиторией, вдоль стены, простирается белый барьер, напоминающий стол. Позади него мы видим актеров из «Гамлета», которые держат себя как какие-нибудь поп-звезды. Но в отличие от шекспировской постановки они не смотрятся в зеркала, сидя спиной к аудитории, вместо этого они смотрят прямо в глаза зрителям, открыто дразнят их.

На барьере-столе стоят несколько бутылок с водкой; на тарелке – скудная хлебная закуска. По первому впечатлению сцена очень напоминает «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Сатин в исполнении Дайнюса Гавенониса – центральная фигура, он «Мессия», и по обеим сторонам от него – «ученики» (Дэриус Мескаускас, Джулиус Залакевичюс, Дэриус Гумоскас, Паша Самолют, Гедрюс Савицкас, Джонас Версекас и Томас Зайбус). Справа «рядом с рулевым» сидят Неле Савиченко и Рутис Саладзиус. Это та же самая труппа актеров, что играли в «Гамлете».

Все ждут Гавенониса–Сатина. Он появляется тихо, с иронической улыбкой на лице, тыча пальцем в аудиторию. Поначалу актеры говорят как суперзвезды на пресс-конференции, важничают. Слышен звон бутылок, которые достают из-под стола. Мессия вместе с апостолами участвует в игре с бутылками, одновременно обмениваясь с актерами репликами из пьесы. Напряжение усиливается пропорционально количеству бутылок на столе, раздаются хлопки пробок. Настя произносит монолог о любви, полный пьяной страсти, Барон – Мескаускас, с циничной улыбкой и со слезами алкоголика, рассказывает о своем благородном прошлом. У Насти с Бароном начинается перепалка, ссора, которая переходит в физическую потасовку. Поднимается крик, начинается борьба, тарелка разбивается о стену прямо над головой Мессии, и в разные стороны разлетаются священные хлеба. Месса закончена. Темнота.

Мизансцена у стола развивается в течение получаса. Застолье напоминает последнюю трапезу Христа, мессу, пресс-конференцию... Персонажи этого «застольного» спектакля произносят свои монологи как тосты; они насмехаются друг над другом, ссорятся и даже плачут.

Театр играет в очень опасную игру со зрителями, в наше время столь разозленными телевизионной вакханалией и ее деланными героями. Но есть одно обстоятельство, одна «особенность» театрального действа, которая не позволяет зрителям и актерам увязнуть в этом безумстве. Эта особенность – ускорение сценического времени. И – что наиболее важно! – постоянные метаморфозы персонажей, поддержанные превосходным текстом Горького.

И тогда происходит чудо: те же актеры, которые играли в «Гамлете», будто бы сбежали из сюжета Шекспира, чтобы появиться в финале пьесы Горького. Они находят разрешение конфликтов «Гамлета» в последнем акте «На дне».

Кстати говоря, четвертый акт пьесы был поставлен как эпилог. Все трагические события уже отгремели, и главные герои – Василиса, Васька Пепел и старик Лука – уже завершили свои истории. Жители ночлежки делятся своими впечатлениями и соображениями о пережитом. Преступники и бродяги, насквозь пропитанные алкоголем, произносят гуманистические речи о свободе и демократии, которые могли бы прозвучать с самых благородных трибун на встречах наиболее авторитетных мыслителей...

Персонажи убивают в себе остатки человеческого таким вдохновленным, артистическим и самоотверженным способом, что это превращается в своего рода транс, коллективное сумасшествие.

В постановке «На дне» режиссер демонстрирует мир, с которым он, как художник, вынужден быть в конфронтации.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ростовский театр вновь строит мост

    В субботу, 13 октября, спектаклем «Картофельный суп» бельгийского театра Agora в Ростове-на-Дону открылся старейший международный фестиваль для детей и молодежи «Минифест».   Ведущий организатор нынешнего форума – главный режиссер Ростовского молодежного тетра Михаил Заец – любит подчеркивать, что «Минифест» старше «Золотой маски»: его история началась еще в Советском Союзе в 1989 году. ...
  • Большой театр подарит «Богему» Уралу

    Оперная труппа, хор и оркестр Большого театра впервые отправляются на гастроли в Челябинск: 17 и 18 октября театр покажет одну из самых известных опер Пуччини «Богема» на сцене Челябинского театра оперы и балета им. ...
  • В центре Парижа состоялся театрализованный парад ретро-автомобилей

    В преддверии открытия юбилейного 120-го Парижского автосалона, который проходит в столице Франции до 14 октября, на площади Конкорд состоялся театрализованный парад старинных автомобилей.   На одной из центральных площадей города собрались владельцы раритетных авто, чтобы представить парижанам и туристам свои уникальные машины. ...
  • В Лондоне представят пьесу о Михаиле Угарове и Елене Греминой

    19 октября в Пушкинском доме в Лондоне состоится читка новой пьесы Театра.doc «Миша и Лена», посвященной основателям театра Михаилу Угарову и Елене Греминой.   Пьесу представят режиссер Зарема Заудинова и культуролог, театральный критик, журналист и переводчик Джон Фридман, она будет прочитана на русском и английском языках, сообщается на  сайте Пушкинского дома. ...
Читайте также