Отцы и дети

Авторская колонка Дмитрия Трубочкина в «Театрале»

 
Вопрос о том, есть ли конфликт и непреодолимая дистанция между поколениями – т.е. между преподавателем и студентом вуза, например – на мой взгляд, второстепенный.
 
Увеличение дистанции (возрастной, вкусовой и пр.) – не препятствие для общения. Общение начинается с поиска сходств (иначе оно невозможно), но продолжается через поиск отличий (иначе оно не интересно).

Сходство между преподавателем и студентами театрального вуза уже есть: все они пришли учиться через сознательную мотивацию. Отличия могут стать поводом не для конфликтов, а для построения полноценного общения. Современная молодежь не требует, чтобы их собеседник слушал ту же музыку, читал то же, что и они. Наоборот, молодые люди уважают людей, умеющих убедительно выражать свою позицию, не навязывая ее.

Распространенная ошибка педагогов старшего возраста – понимать интернет-поколение как испытывающее коллективную реакцию фрустрации и бегущее от действительности в духовную «эмиграцию». Наоборот, его надо бы понять как поколение ищущее, творческое, желающее узнать то, что ему интересно, и не жалеющее усилий к этому.

Многолетние исследования показывают, что культура чтения меняется, но не отменяет книгу в принципе. Электронные книги – это новая форма взаимоотношения читателя и идей, воплощенных в тексте. На экзаменах сегодня часто звучат прекрасные ответы студентов, которые пользовались только теми источниками, доступ к которым мог быть исключительно с компьютера.

Многие из преподавателей по сей день сетуют на слабую базовую подготовленность студентов, которую они демонстрируют на вступительных испытаниях в вуз. Полагаю, в абитуриентах сегодня стóит искать не готовый набор знаний, который выдавал бы высококультурного человека (некоторые преподаватели из моих знакомых, мечтая о том, какого бы они хотели увидеть абитуриента, рисовали молодого человека, очень похожего на выпускника вуза, притом круглого отличника).

Важнее – и одновременно сложнее – различить в молодом человеке профессиональные способности, готовность учиться, совершенствоваться, доверие к педагогу и новым знаниям.
Современность предлагает преподавателям, уже давно работающим в высшей школе, новые проблемы.

1) Беспрецедентная доступность информации для студентов во время лекции благодаря моментальной связи с интернетом через планшеты и телефоны. Планшеты всегда наготове, так что фактологическая подготовка преподавателя должна сегодня быть особенно на высоте – он должен по-прежнему работать гораздо больше, чем студент.

2) Моментальная доступность фактов в интернете требует от преподавателя и другого: сегодня нужны убедительные, эмоциональные, личностно-окрашенные рассказы, нацеленные не на информирование, а на глубокое понимание – на то, чтобы в итоге вызвать заинтересованность. Сегодня нужны рассказы, раскрывающие актуальность художественных событий далекого прошлого; излагающие не слишком широко известные их аспекты, дающие глубокие и оригинальные интерпретации общеизвестного, проводящие современные аналогии, демонстрирующие умение видеть в истории искусства человека и его судьбу.

3) От преподавателя необходима также готовность к предоставлению «эксклюзивных» материалов. Уместно еще раз повторить: педагогу даже в большей степени, чем студенту, надо быть сегодня готовым к поиску и саморазвитию.

Философский девиз Спинозы: «не плачь, не смейся, но понимай», мне думается, необходимо применить к массовой культуре, или поп-культуре – к самому жизнеспособному направлению искусства в XX-XXI веке, которое часто заслуживает презрение знатоков.

До сих пор есть историки, которые считают, что мы воспринимаем современность на фоне истории – а значит, и современное искусство на фоне классики. Но на деле все обстоит наоборот: мы видим историю на фоне современности и замечаем в ней только то, что дает нам увидеть наша современная культура.
Это заметили еще в начале XX века. В эпоху авангарда стало особенно активным изучение исторических театральных эпох.

Радикальные эксперименты с театральностью подтолкнули ученых к тому, чтобы всерьез начать исследование «театральной материи» прошлого. В 1910-1920-х возникло античное театроведение, театроведческое исследование средневековых зрелищ и пр., и пр.: все это благодаря серьезному и внимательному отношению ученых к современной культурной ситуации.

Было бы ошибкой воспринимать понятие «массовой культуры» как уничижительное, и видеть суть «популяризации» в снижении высокого искусства. «Популяризацию» можно определить, наоборот, как строительство лестниц в мир высокой культуры. Этих лестниц изначально нет, и такое строительство может быть только снизу вверх. Построить лестницу и совершить по ней восхождение должен ученый вместе с человеком массы, или иначе – педагог вместе со студентом.

 
Справка
Дмитрий Трубочкин
Историк театра, доктор искусствоведения, проректор по научной работе Высшей школы сценических искусств, заведующий сектором классического искусства Запада Государственного института искусствознания, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, секретарь Союза театральных деятелей Российской Федерации. 

Образование: философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.

Научные интересы: история и теория театра; классическое искусство; современный художественный процесс; традиция и авангард; социальная и экономическая история искусства; философия искусства.
Автор более сотни научных работ.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также