Отцы и дети

Авторская колонка Дмитрия Трубочкина в «Театрале»

 
Вопрос о том, есть ли конфликт и непреодолимая дистанция между поколениями – т.е. между преподавателем и студентом вуза, например – на мой взгляд, второстепенный.
 
Увеличение дистанции (возрастной, вкусовой и пр.) – не препятствие для общения. Общение начинается с поиска сходств (иначе оно невозможно), но продолжается через поиск отличий (иначе оно не интересно).

Сходство между преподавателем и студентами театрального вуза уже есть: все они пришли учиться через сознательную мотивацию. Отличия могут стать поводом не для конфликтов, а для построения полноценного общения. Современная молодежь не требует, чтобы их собеседник слушал ту же музыку, читал то же, что и они. Наоборот, молодые люди уважают людей, умеющих убедительно выражать свою позицию, не навязывая ее.

Распространенная ошибка педагогов старшего возраста – понимать интернет-поколение как испытывающее коллективную реакцию фрустрации и бегущее от действительности в духовную «эмиграцию». Наоборот, его надо бы понять как поколение ищущее, творческое, желающее узнать то, что ему интересно, и не жалеющее усилий к этому.

Многолетние исследования показывают, что культура чтения меняется, но не отменяет книгу в принципе. Электронные книги – это новая форма взаимоотношения читателя и идей, воплощенных в тексте. На экзаменах сегодня часто звучат прекрасные ответы студентов, которые пользовались только теми источниками, доступ к которым мог быть исключительно с компьютера.

Многие из преподавателей по сей день сетуют на слабую базовую подготовленность студентов, которую они демонстрируют на вступительных испытаниях в вуз. Полагаю, в абитуриентах сегодня стóит искать не готовый набор знаний, который выдавал бы высококультурного человека (некоторые преподаватели из моих знакомых, мечтая о том, какого бы они хотели увидеть абитуриента, рисовали молодого человека, очень похожего на выпускника вуза, притом круглого отличника).

Важнее – и одновременно сложнее – различить в молодом человеке профессиональные способности, готовность учиться, совершенствоваться, доверие к педагогу и новым знаниям.
Современность предлагает преподавателям, уже давно работающим в высшей школе, новые проблемы.

1) Беспрецедентная доступность информации для студентов во время лекции благодаря моментальной связи с интернетом через планшеты и телефоны. Планшеты всегда наготове, так что фактологическая подготовка преподавателя должна сегодня быть особенно на высоте – он должен по-прежнему работать гораздо больше, чем студент.

2) Моментальная доступность фактов в интернете требует от преподавателя и другого: сегодня нужны убедительные, эмоциональные, личностно-окрашенные рассказы, нацеленные не на информирование, а на глубокое понимание – на то, чтобы в итоге вызвать заинтересованность. Сегодня нужны рассказы, раскрывающие актуальность художественных событий далекого прошлого; излагающие не слишком широко известные их аспекты, дающие глубокие и оригинальные интерпретации общеизвестного, проводящие современные аналогии, демонстрирующие умение видеть в истории искусства человека и его судьбу.

3) От преподавателя необходима также готовность к предоставлению «эксклюзивных» материалов. Уместно еще раз повторить: педагогу даже в большей степени, чем студенту, надо быть сегодня готовым к поиску и саморазвитию.

Философский девиз Спинозы: «не плачь, не смейся, но понимай», мне думается, необходимо применить к массовой культуре, или поп-культуре – к самому жизнеспособному направлению искусства в XX-XXI веке, которое часто заслуживает презрение знатоков.

До сих пор есть историки, которые считают, что мы воспринимаем современность на фоне истории – а значит, и современное искусство на фоне классики. Но на деле все обстоит наоборот: мы видим историю на фоне современности и замечаем в ней только то, что дает нам увидеть наша современная культура.
Это заметили еще в начале XX века. В эпоху авангарда стало особенно активным изучение исторических театральных эпох.

Радикальные эксперименты с театральностью подтолкнули ученых к тому, чтобы всерьез начать исследование «театральной материи» прошлого. В 1910-1920-х возникло античное театроведение, театроведческое исследование средневековых зрелищ и пр., и пр.: все это благодаря серьезному и внимательному отношению ученых к современной культурной ситуации.

Было бы ошибкой воспринимать понятие «массовой культуры» как уничижительное, и видеть суть «популяризации» в снижении высокого искусства. «Популяризацию» можно определить, наоборот, как строительство лестниц в мир высокой культуры. Этих лестниц изначально нет, и такое строительство может быть только снизу вверх. Построить лестницу и совершить по ней восхождение должен ученый вместе с человеком массы, или иначе – педагог вместе со студентом.

 
Справка
Дмитрий Трубочкин
Историк театра, доктор искусствоведения, проректор по научной работе Высшей школы сценических искусств, заведующий сектором классического искусства Запада Государственного института искусствознания, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, секретарь Союза театральных деятелей Российской Федерации. 

Образование: философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.

Научные интересы: история и теория театра; классическое искусство; современный художественный процесс; традиция и авангард; социальная и экономическая история искусства; философия искусства.
Автор более сотни научных работ.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Выдающаяся актриса и потрясающий нежный человек»

    Широкая популярность пришла к Алисе Фрейндлих после выхода на экраны фильма «Служебный роман», хотя театралы Ленинграда знали и любили актрису задолго до этого события. Творческий путь начинала в Театре им. Комиссаржевской, затем были Театр им. ...
  • «За жизнью ее героинь можно наблюдать бесконечно»

    У великой Алисы Фрейндлих - юбилей! Обычно я остерегаюсь называть даже самых выдающихся артистов великими — и слово обносилось от частого употребления не по делу, и, на мой взгляд, великих — единицы, даже не единицы, а один или два. ...
  • «Первая скрипка»

    «Первая скрипка» петербургской сцены. Миниатюрная и безупречно «настроенная». Она лицедействовала с малолетства, обустроив первый театр между тремя ножками рояля. Она дирижировала все симфонии и пела все оперы, стоя на табуретке у радиоточки. ...
  • Старейшему актеру Театра Моссовета посвятили кино

    В 98-й день рождения народного артиста России Николая Лебедева, 15 декабря, в Доме кино покажут документальный фильм Виталия Максимова «Николай Лебедев. Война без грима». В документальном фильме актер рассказывает о своем участии в боевых действиях в начале войны и трагических обстоятельствах плена, в который он попал. ...
Читайте также