Отцы и дети

Авторская колонка Дмитрия Трубочкина в «Театрале»

 
Вопрос о том, есть ли конфликт и непреодолимая дистанция между поколениями – т.е. между преподавателем и студентом вуза, например – на мой взгляд, второстепенный.
 
Увеличение дистанции (возрастной, вкусовой и пр.) – не препятствие для общения. Общение начинается с поиска сходств (иначе оно невозможно), но продолжается через поиск отличий (иначе оно не интересно).

Сходство между преподавателем и студентами театрального вуза уже есть: все они пришли учиться через сознательную мотивацию. Отличия могут стать поводом не для конфликтов, а для построения полноценного общения. Современная молодежь не требует, чтобы их собеседник слушал ту же музыку, читал то же, что и они. Наоборот, молодые люди уважают людей, умеющих убедительно выражать свою позицию, не навязывая ее.

Распространенная ошибка педагогов старшего возраста – понимать интернет-поколение как испытывающее коллективную реакцию фрустрации и бегущее от действительности в духовную «эмиграцию». Наоборот, его надо бы понять как поколение ищущее, творческое, желающее узнать то, что ему интересно, и не жалеющее усилий к этому.

Многолетние исследования показывают, что культура чтения меняется, но не отменяет книгу в принципе. Электронные книги – это новая форма взаимоотношения читателя и идей, воплощенных в тексте. На экзаменах сегодня часто звучат прекрасные ответы студентов, которые пользовались только теми источниками, доступ к которым мог быть исключительно с компьютера.

Многие из преподавателей по сей день сетуют на слабую базовую подготовленность студентов, которую они демонстрируют на вступительных испытаниях в вуз. Полагаю, в абитуриентах сегодня стóит искать не готовый набор знаний, который выдавал бы высококультурного человека (некоторые преподаватели из моих знакомых, мечтая о том, какого бы они хотели увидеть абитуриента, рисовали молодого человека, очень похожего на выпускника вуза, притом круглого отличника).

Важнее – и одновременно сложнее – различить в молодом человеке профессиональные способности, готовность учиться, совершенствоваться, доверие к педагогу и новым знаниям.
Современность предлагает преподавателям, уже давно работающим в высшей школе, новые проблемы.

1) Беспрецедентная доступность информации для студентов во время лекции благодаря моментальной связи с интернетом через планшеты и телефоны. Планшеты всегда наготове, так что фактологическая подготовка преподавателя должна сегодня быть особенно на высоте – он должен по-прежнему работать гораздо больше, чем студент.

2) Моментальная доступность фактов в интернете требует от преподавателя и другого: сегодня нужны убедительные, эмоциональные, личностно-окрашенные рассказы, нацеленные не на информирование, а на глубокое понимание – на то, чтобы в итоге вызвать заинтересованность. Сегодня нужны рассказы, раскрывающие актуальность художественных событий далекого прошлого; излагающие не слишком широко известные их аспекты, дающие глубокие и оригинальные интерпретации общеизвестного, проводящие современные аналогии, демонстрирующие умение видеть в истории искусства человека и его судьбу.

3) От преподавателя необходима также готовность к предоставлению «эксклюзивных» материалов. Уместно еще раз повторить: педагогу даже в большей степени, чем студенту, надо быть сегодня готовым к поиску и саморазвитию.

Философский девиз Спинозы: «не плачь, не смейся, но понимай», мне думается, необходимо применить к массовой культуре, или поп-культуре – к самому жизнеспособному направлению искусства в XX-XXI веке, которое часто заслуживает презрение знатоков.

До сих пор есть историки, которые считают, что мы воспринимаем современность на фоне истории – а значит, и современное искусство на фоне классики. Но на деле все обстоит наоборот: мы видим историю на фоне современности и замечаем в ней только то, что дает нам увидеть наша современная культура.
Это заметили еще в начале XX века. В эпоху авангарда стало особенно активным изучение исторических театральных эпох.

Радикальные эксперименты с театральностью подтолкнули ученых к тому, чтобы всерьез начать исследование «театральной материи» прошлого. В 1910-1920-х возникло античное театроведение, театроведческое исследование средневековых зрелищ и пр., и пр.: все это благодаря серьезному и внимательному отношению ученых к современной культурной ситуации.

Было бы ошибкой воспринимать понятие «массовой культуры» как уничижительное, и видеть суть «популяризации» в снижении высокого искусства. «Популяризацию» можно определить, наоборот, как строительство лестниц в мир высокой культуры. Этих лестниц изначально нет, и такое строительство может быть только снизу вверх. Построить лестницу и совершить по ней восхождение должен ученый вместе с человеком массы, или иначе – педагог вместе со студентом.

 
Справка
Дмитрий Трубочкин
Историк театра, доктор искусствоведения, проректор по научной работе Высшей школы сценических искусств, заведующий сектором классического искусства Запада Государственного института искусствознания, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, секретарь Союза театральных деятелей Российской Федерации. 

Образование: философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.

Научные интересы: история и теория театра; классическое искусство; современный художественный процесс; традиция и авангард; социальная и экономическая история искусства; философия искусства.
Автор более сотни научных работ.
 
  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр как средство легализации частной роскоши

    У Цицерона есть знаменитое высказывание о римском народе, применимое, кажется, к любому народу во все времена: «народ ненавидит частную роскошь, но любит общественное величие».   Театральные зрелища в древнем Риме были частью всенародного праздника – то есть общественного величия. ...
  • Лаура Пицхелаури: «Театр - это территория свободы»

    Сегодня Лаура ПИЦХЕЛАУРИ – одна из самых заметных молодых актрис петербургской сцены. Впрочем, знают её и в Москве: начиная с прошлого сезона, актриса задействована в МХТ им. Чехова – в спектакле «Человек из рыбы». ...
  • Марк Розовский: «Ни одного своего стихотворения не знаю наизусть»

    3 апреля - день рождения лауреата премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» Марка Розовского. «Театрал» поздравляет Марка Григорьевича и желает ему здоровья и энергии для воплощения его многочисленных творческих идей и планов. ...
  • «Повалять дурака»: пять актерских розыгрышей

    По одной из версий День смеха появился после того, как в 15 веке произошёл переход со старого стиля на новый, и отмечать Новый год стали 1 января. Над жителями, которые продолжали праздновать 1 апреля, подсмеивались. Со временем все, конечно, перестроились, но праздник остался. ...
Читайте также