Лев Додин

«С человечеством что-то не в порядке»

 
На сцене Малого драматического театра – Театра Европы новый спектакль Льва Додина «Три сестры». После премьеры своей пятой чеховской постановки Лев Додин, лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Театр без границ», поделился с «Театралом» своими мыслями о том, какие вопросы волнуют его в великой пьесе Чехова.
– «Три сестры» – знаковая пьеса. К ней обращались великие режиссеры ХХ века: Станиславский, Немирович-Данченко, Эфрос, Товстоногов, Любимов… Что для вас значит эта пьеса?

– Я не очень люблю понятие «знаковая», потому что я не очень понимаю, что оно обозначает. Всякое большое произведение знак чего-то, и обращение к нему – тоже знак. Имеет это обращение смысл, приобретает ли оно какое-то существенное значение или нет – зависит от результата. Если думать об этом великом ряде – погибнешь, не приступая к работе. Это действительно одна из самых замечательных пьес мирового репертуара, одна из сложнейших пьес у Чехова (я уже говорил как-то, что «Дядя Ваня» для меня самая красивая, самая гармоничная его пьеса, а «Три сестры» – самая сложная, может быть, самая дисгармоничная его история). По сути, это даже не история. Это целый пласт жизни, выхваченный Чеховым, перетертый его индивидуальностью, воображением, острейшим ощущением болезни, его скептически-оптимистическим отношением к жизни, которая идет подчас независимо от нас и подчас против наших желаний и стремлений; жизни, с которой надо бороться, судьбой, с которой надо бороться, даже если знаешь, что она тебя победит.

– Это ваш пятый спектакль по Чехову. Каждая предыдущая постановка Малого драматического ставила в тупик, ломала зрительские стереотипы. Что нас ждет в «Трех сестрах»?

– Ничего не делаешь нарочно. Нарочно не будешь ни оригинальным, ни своеобразным. То, о чем вы говорите, скорее стереотипы не столько зрителей, а критиков. У большинства зрителей нет стереотипов – большинство из них не читали Чехова или читали когда-то давно в школе и помнят его довольно плохо. У меня никогда не было желания что-то ломать, делать что-то вопреки чему-то. Просто есть свое собственное ощущение, собственные поиски, в результате которых что-то находится, случаются свои маленькие открытия, так что я всегда удивляюсь, когда оказывается, что мы что-то опровергли, что-то вывернули наизнанку, «интерпретировали», так сказать. Сейчас я снова делаю только то, что мне кажется абсолютным, единственно возможным, а значит, и правильным. А что из этого получается – вопрос будущего времени – от нас ответ на него не зависит.

– В последние годы вы стали часто обращаться к драматургии Шекспира. Чехов и Шекспир стали самыми репертуарными авторами в МДТ. Говорят, что Шекспира вы ставите, как Чехова, а в Чехове видны шекспировские мотивы. Что привлекает вас в этих двух авторах?

– Для меня существуют три великих театра в истории человечества: древнегреческая трагедия, театр Шекспира и театр Чехова. От каждой из этих ветвей отходят свои побеги и целые исторические пласты литературы. Это очень далекие друг от друга театральные миры и в то же время, как все великое и личностное, они близки, потому что в них максимально пристально анализируется природа человека и сохраняется огромное уважение, нежность и требовательность к человеческой личности. Это есть у Шекспира, когда нам кажется, что все герои укрупнены, и это есть у Чехова, когда нам кажется, что все герои вроде бы существуют в ряду размытого быта, но ведь на самом деле они все – настолько крупные личности! Так происходит, прежде всего потому что Чехов относится к человеку, как к Божьему созданию, абсолютно индивидуальному и не похожему на других. Наверное, занимаясь одной и той же внутренней этической проблематикой, в Чехове используешь Шекспира, и в Шекспире – Чехова, а думаешь о греческой трагедии, потому что изначальные мифологические сюжеты и схемы человеческого бытия были заложены уже тогда.

– В спектакле есть эпизоды, когда все герои слышат странный шум – шум времени. О чем шумит наше время, Лев Абрамович?

– О том, что с человечеством что-то очень не в порядке. Так было всегда, об этом шумело и время Чехова. Просто сегодня мы понимаем, что 100, 200, 300 лет назад на земле все было гораздо понятнее с человеком и с человечеством – обратная чеховской мысль. А ведь на самом деле она вполне чеховская, потому что когда Чехов говорит о будущем, то имеет в виду время, которое никогда лично ни для кого не настанет. Мы увидим небо в алмазах, как известно, когда там за гробом обретем покой и, наконец, возможность отдыха.
  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • Иван Вырыпаев примет участие в фестивале «Любимовка»

    Фестиваль молодой драматургии «Любимовка-2018» пройдет в Москве с 1 по 8 сентября. В рамках форума состоится читка отобранных на конкурс пьес. Мэтры современной драматургии представят свои пьесы вне конкурса, Среди них -  Иван Вырыпаев и  Алексей Паперный. ...
  • «Дядя Ваня» приедет в Таганрог из Мелихово

    В сентябре в Таганроге пройдет Международный театральный фестиваль «На родине А.П. Чехова». Мелиховский театр представит на фестивале спектакль «Дядя Ваня», премьера которого состоялась в мае 2018 года в музее-заповеднике Чехова. ...
  • Фестиваль в Локарно назвал победителей

    В субботу, 11 августа, завершился 71-й кинофестиваль в Локарно. Победу в главной номинации одержал фильм режиссера Сью Хуа Ео из Сингапура, страны впервые представленной на этом престижном киносмотре.    Спецприз достался француженке Иолане Соберман и ее киноленте «М», рассказывающей о сексуальных преступлениях в сообществе израильских религиозных ортодоксов. ...
  • Молодежные театры всех стран, объединяйтесь!

    С 20 по 24 августа при информационной поддержке «Театрала» молодежные и университетские театры из разных стран съедутся в Москву. Театр МОСТ проводит VI Международный фестиваль молодежных и университетских театров в рамках XII Всемирного конгресса Международной ассоциации университетских театров AITU-IUTA. ...
Читайте также