Лев Додин

«С человечеством что-то не в порядке»

 
На сцене Малого драматического театра – Театра Европы новый спектакль Льва Додина «Три сестры». После премьеры своей пятой чеховской постановки Лев Додин, лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Театр без границ», поделился с «Театралом» своими мыслями о том, какие вопросы волнуют его в великой пьесе Чехова.
– «Три сестры» – знаковая пьеса. К ней обращались великие режиссеры ХХ века: Станиславский, Немирович-Данченко, Эфрос, Товстоногов, Любимов… Что для вас значит эта пьеса?

– Я не очень люблю понятие «знаковая», потому что я не очень понимаю, что оно обозначает. Всякое большое произведение знак чего-то, и обращение к нему – тоже знак. Имеет это обращение смысл, приобретает ли оно какое-то существенное значение или нет – зависит от результата. Если думать об этом великом ряде – погибнешь, не приступая к работе. Это действительно одна из самых замечательных пьес мирового репертуара, одна из сложнейших пьес у Чехова (я уже говорил как-то, что «Дядя Ваня» для меня самая красивая, самая гармоничная его пьеса, а «Три сестры» – самая сложная, может быть, самая дисгармоничная его история). По сути, это даже не история. Это целый пласт жизни, выхваченный Чеховым, перетертый его индивидуальностью, воображением, острейшим ощущением болезни, его скептически-оптимистическим отношением к жизни, которая идет подчас независимо от нас и подчас против наших желаний и стремлений; жизни, с которой надо бороться, судьбой, с которой надо бороться, даже если знаешь, что она тебя победит.

– Это ваш пятый спектакль по Чехову. Каждая предыдущая постановка Малого драматического ставила в тупик, ломала зрительские стереотипы. Что нас ждет в «Трех сестрах»?

– Ничего не делаешь нарочно. Нарочно не будешь ни оригинальным, ни своеобразным. То, о чем вы говорите, скорее стереотипы не столько зрителей, а критиков. У большинства зрителей нет стереотипов – большинство из них не читали Чехова или читали когда-то давно в школе и помнят его довольно плохо. У меня никогда не было желания что-то ломать, делать что-то вопреки чему-то. Просто есть свое собственное ощущение, собственные поиски, в результате которых что-то находится, случаются свои маленькие открытия, так что я всегда удивляюсь, когда оказывается, что мы что-то опровергли, что-то вывернули наизнанку, «интерпретировали», так сказать. Сейчас я снова делаю только то, что мне кажется абсолютным, единственно возможным, а значит, и правильным. А что из этого получается – вопрос будущего времени – от нас ответ на него не зависит.

– В последние годы вы стали часто обращаться к драматургии Шекспира. Чехов и Шекспир стали самыми репертуарными авторами в МДТ. Говорят, что Шекспира вы ставите, как Чехова, а в Чехове видны шекспировские мотивы. Что привлекает вас в этих двух авторах?

– Для меня существуют три великих театра в истории человечества: древнегреческая трагедия, театр Шекспира и театр Чехова. От каждой из этих ветвей отходят свои побеги и целые исторические пласты литературы. Это очень далекие друг от друга театральные миры и в то же время, как все великое и личностное, они близки, потому что в них максимально пристально анализируется природа человека и сохраняется огромное уважение, нежность и требовательность к человеческой личности. Это есть у Шекспира, когда нам кажется, что все герои укрупнены, и это есть у Чехова, когда нам кажется, что все герои вроде бы существуют в ряду размытого быта, но ведь на самом деле они все – настолько крупные личности! Так происходит, прежде всего потому что Чехов относится к человеку, как к Божьему созданию, абсолютно индивидуальному и не похожему на других. Наверное, занимаясь одной и той же внутренней этической проблематикой, в Чехове используешь Шекспира, и в Шекспире – Чехова, а думаешь о греческой трагедии, потому что изначальные мифологические сюжеты и схемы человеческого бытия были заложены уже тогда.

– В спектакле есть эпизоды, когда все герои слышат странный шум – шум времени. О чем шумит наше время, Лев Абрамович?

– О том, что с человечеством что-то очень не в порядке. Так было всегда, об этом шумело и время Чехова. Просто сегодня мы понимаем, что 100, 200, 300 лет назад на земле все было гораздо понятнее с человеком и с человечеством – обратная чеховской мысль. А ведь на самом деле она вполне чеховская, потому что когда Чехов говорит о будущем, то имеет в виду время, которое никогда лично ни для кого не настанет. Мы увидим небо в алмазах, как известно, когда там за гробом обретем покой и, наконец, возможность отдыха.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В МХТ пройдут бесплатные лекции по истории театра

    МХТ им. Чехова в наступившем году представит цикл лекций по истории Художественного театра. Посетить лекции можно бесплатно, по предварительной записи. Как сообщается на сайте МХТ, перед широкой аудиторией выступят московские и санкт-петербургские театроведы. ...
  • Маргарита Терехова нуждается в помощи

    Семья Маргариты Тереховой на сайте Союза кинематографистов опубликовала просьбу о сборе средств для помощи актрисе. «Уважаемые коллеги, зрители и все, кто знают и ценят творчество народной артистки России Маргариты Тереховой. ...
  • В театре «Сфера» бесплатно покажут кино

    В понедельник, 21 января, в театре «Сфера» пройдет премьерный показ фильма Игоря Калядина «Молога. Между огнем и водой». Документальная лента расскажет о трагедии затопленных в советское время сел и городов. Вход на мероприятие свободный, по предварительной записи на сайте театра. ...
  • БДТ едет на гастроли в Москву

    Сразу несколько спектаклей текущего репертуара БДТ им. Товстоногова представит в российской столице с 19 по 29 января.   В программе – премьера Константина Богомолова «Слава» и спектакли художественного руководителя театра Андрея Могучего, вышедшие относительно недавно и завоевавшие громкий успех. ...
Читайте также


Читайте также

  • Конкурсная программа «Золотой маски» откроется в Перми

    Первые спектакли конкурсной программы фестиваля «Золотая маска»-2019 покажут в Перми: смотр начнется 11 и 12 января с показа оперы «Жанна на костре» Пермского театра оперы и балета в постановке режиссера Ромео Кастеллуччи и дирижера Теодора Курентзиса, а 13 января будет представлен мюзикл «Карлик Нос» Пермского «Театра-Театра» в постановке Бориса Мильграма. ...
  • БДТ едет на гастроли в Москву

    Сразу несколько спектаклей текущего репертуара БДТ им. Товстоногова представит в российской столице с 19 по 29 января.   В программе – премьера Константина Богомолова «Слава» и спектакли художественного руководителя театра Андрея Могучего, вышедшие относительно недавно и завоевавшие громкий успех. ...
  • Театр им. Пушкина ждут в Лондоне

    С 5 по 9 февраля в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» пройдут гастроли Московского драматического театра им. Пушкина. Гастроли откроются спектаклем Владимира Мирзоева «Вишневый сад» (5 и 6 февраля), следом будет сыгран «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Бутусова (8 и 9 февраля). ...
  • В Рязани выбрали лучший спектакль о любви

    С конце ноября в Рязани прошел III Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной». Лучшей постановкой стал «Мнимый больной» Русского драматического театра Башкирии. «Каждый театральный коллектив показал абсолютно разные спектакли, но одинаково интересные, с великолепными актерскими работами и потрясающими режиссерскими решениями. ...
Читайте также