Константин Богомолов: «Мне хочется, чтобы Бронная стала успешным театром»

 
В четверг, 1 августа, в Театре на Малой Бронной состоялся сбор труппы, на котором Константин БОГОМОЛОВ объявил о предстоящих планах (подробнее см. репортаж «Театрала»). По окончании встречи режиссер ответил на вопросы журналистов.
 
– Константин Юрьевич, объявлено множество планов. Не могли бы вы сформулировать, каким будет концепт этого театра?
– Я уже много раз говорил и буду продолжать говорить… У меня кольцо: здесь чайка и надпись МХТ. Кольцо было подарено мне Олегом Павловичем Табаковым после «Юбилея ювелира», и для меня оно – талисман. Я это говорю потому, что для меня его модель театра представляется идеальной. Он был человек любознательный, очень жадный до жизни, жадный до талантливого и не жадный относительно себя самого – он был щедрым человеком. И мне очень нравилось, что Московский Художественный театр – это тот театр, в котором цвели все цветы. Там была идеальная пропорция. Это был театр коммерчески успешный и театр, который выдавал на-гора главные художественные события.

МХТ давал пищу людям, которые любят традиционные формы, и одновременно давал ее тем, кто любит эксперимент. Олег Павлович всегда поощрял эксперимент, даже когда не очень его принимал. Но если чувствовал, что в этом есть энергия и талант, что это востребовано пусть даже частью зрителей, – то «открывал дорогу», хотя сам любил театр актерский, психологический, яркий и т.д.

Я в своей жизни входил в разные жанры, разные стили, работал с разными труппами, и я это делал не по каким-то карьерным соображениям – мне просто было интересно. Мне интересно делать «разный театр».

…Мне хочется, чтобы Бронная стала успешным театром. Успешным среди, условно говоря, обычной публики, хотя я эту публику люблю гораздо больше, чем профессиональную. Она гораздо свободнее, гораздо более открытая ко всему новому, как это ни странно, чем профессиональная публика. Но я хочу, чтобы здесь была и профессиональная публика, и она интересовалась театром; я хочу, чтобы театр участвовал в фестивалях; номинировался; ездил на гастроли – не только фестивальные, но и коммерческие. Я хочу, чтобы это был театр разного, интересного, талантливого…

Поэтому любая строго сформулированная концепция сразу ограничивает, сразу задает какие-то рамки. Театр это дело, в котором априори рамок нет. Есть рамки сцены, рамки портала, но энергетических рамок у искусства быть не может. Театр это то пространство, которое всегда должно переходить границу. Я хочу, чтобы и Театр на Малой Бронной постоянно преодолевал границы и исследовал новые территории. Вот это главное. Но и, одновременно, зрительский успех.

Я ещё на том сборе [в мае], когда меня представляли, сказал, что для меня очень важно творчество. Творчество – Успех – Деньги – Творчество. Настоящее вложение в творчество, энергетическое вложение в творчество, приводит к успеху. Настоящий успех дает кассу, а касса должна тратиться на то, чтобы снова творить и снова экспериментировать. И чем смелее мы будем это делать, тем достигнем успеха.

– Вырастут ли цены на билеты? На Малой Бронной, кстати, ценовая политика была лояльнее, чем в некоторых столичных театрах.
– Цены, на мой взгляд, неприятно отличались от некоторых других, потому что есть цены адекватные, цены неадекватные, а есть цены демпинговые. Вот в ряде случаев здесь были цены демпинговые. А это всегда говорит о не столько о «доступности театра», сколько о его «невостребованности».

Я сейчас жесткую вещь говорю, но это правда. Цена не должна сигнализировать о «невостребованности». Цена должна быть демократичной, доступной, не нуворишеской. Я ненавижу нуворишевские цены.


Даже если наши спектакли обретут колоссальный коммерческий успех, мы не будем устанавливать на них заоблачные расценки, потому что театр работает в первую очередь не для нуворишей (хотя, конечно, приятно, когда буржуазная публика приходит на твои спектакли), а для рядового зрителя. Театр должен быть доступен для всех: и для студентов, и для пенсионеров, и для прочих «социальных категорий» граждан. Я надеюсь, что в этом плане у нас продолжится плотное партнерство с Департаментом культуры для того, чтобы в театр могли приходить и те слои населения, для которых покупка билета – вещь довольно материально затратная. Театр – демократическое искусство.

– А как будет выглядеть зрительный зал после реконструкции?
– Естественно, он полностью преобразится. Благодаря Департаменту культуры мы обновим технологическую часть, звук, свет, штанкетное оборудование. А что касается самого облика зала, то сейчас мы изучаем архивные материалы, чтобы установить, какой цвет стен был здесь изначально, какой конфигурации устанавливались кресла и т.д. Множество любопытных нюансов. А сама архитектура останется, понятно, прежней.

– Возможно, вы уже почувствовали, что есть некий барьер, который сложнее всего будет взять?
– Барьер… Слушайте, нет никакого барьера, если есть энергия. Не задумываюсь никогда о барьерах, потому что если перед тобой пропасть, то надо ее перепрыгнуть. Падать – самое последнее дело. И если начать думать о том, что можно туда упасть, – к успеху это не приведет. Если прыгаешь, то и прыгай уверенно, зная заранее, что всё у тебя получится.

– Вы объявили так много планов, но в то же время важно ведь и силы рассчитать…
Это реальные планы, а в театре сейчас такое «чрезвычайное положение», что театр должен обновлять репертуар, должен активно о себе заявлять.
И, слушайте, я человек, который работает 24 на 7, я работаю круглые сутки, и того же самого требую от других людей. Признаться, пока я не вижу, что они на пределе возможностей.

Конечно, у всех свои графики, у всех свои ритмы, и я это учитываю, но тем не менее считаю, что сверхприбыль дадут только сверхусилия. Вот сейчас театр должен прилагать сверхусилия, потому что в течение довольно длительного времени находился в некоторой спячке.


И второй вопрос, накопились ли силы во время этой спячки? Отпуск был достаточно продолжительным, поэтому поблажек быть не может. И ведь «объем работы» – это не наказание… Это вообще какая-то вечная драма наша, что мы воспринимаем работу, как некую кару. Но, господи, некоторые люди ходят без работы, ищут её, а мы сетуем: «Ах, какой кошмар! Нас загрузили работой!»
Работы я не боюсь, равно как, уверен, и большинство артистов. Все энергичные люди. Моих сил хватит, а я своими силами ещё напитаю и всех других.

– Можно представить, какой сейчас эмоциональный накал в коллективе: кто-то живет в предвкушении новой работы, а кто-то, возможно, обеспокоен переменами…
– Да ладно, перестаньте, я думаю, здесь главное то, что все поставленные планы – реальны. Они будут реализовываться и даже дополняться.

– Вас часто приглашают в другие театры. Но не нарушится ли теперь такое сотрудничество?
– Я сосредоточен на работе здесь. Другое дело, что у нас будут совместные, как я уже говорил, проекты. Можем считать это какой-то формой моего присутствия на других сценах.

– Сегодня на сборе труппы вы представили двух новых актрис – Василису Перелыгину и Марию Шумакову. На них есть какие-то конкретные планы?
– Да, действительно, приглашение связано с конкретными задачами конкретных постановок и, естественно, с расчетом на то, что они и помимо ближайших работ продолжат сотрудничество с нашим театром.

Подчеркну, что сейчас все актеры приходят уже на срочные контракты (они продлеваются раз в год), а не на бессрочные, и это тоже – принципиальная политика.

– Ко Дню города театр готовит какой-то сюрприз?
– Мы готовим концерт, который будет состоять из песен о Москве – песен, которые в большинстве своём забыты. Это произведения совершенно замечательных композиторов, в том числе и Дунаевского. Я в течение лета нашел много интересного материала и поскольку у нас немало поющих артистов (здесь был даже спектакль Сергея Голомазова «Киномания», в котором молодые актеры исполняли песни из кино), то вот на них этот проект и рассчитан. Мы сделаем с ребятами такой концерт (часовой, может быть, час с лишним), который будет состоять из 10-13 песен.

Для нас очень важно сейчас, чтобы в свете предстоящего ремонта артисты Театра на Малой Бронной появлялись в разных пространствах, чтобы имя театра звучало и потом все эти разошедшиеся молекулы собрались бы здесь снова, когда мы вернемся на эту сцену.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также