Константин Богомолов: «Мне хочется, чтобы Бронная стала успешным театром»

 
В четверг, 1 августа, в Театре на Малой Бронной состоялся сбор труппы, на котором Константин БОГОМОЛОВ объявил о предстоящих планах (подробнее см. репортаж «Театрала»). По окончании встречи режиссер ответил на вопросы журналистов.
 
– Константин Юрьевич, объявлено множество планов. Не могли бы вы сформулировать, каким будет концепт этого театра?
– Я уже много раз говорил и буду продолжать говорить… У меня кольцо: здесь чайка и надпись МХТ. Кольцо было подарено мне Олегом Павловичем Табаковым после «Юбилея ювелира», и для меня оно – талисман. Я это говорю потому, что для меня его модель театра представляется идеальной. Он был человек любознательный, очень жадный до жизни, жадный до талантливого и не жадный относительно себя самого – он был щедрым человеком. И мне очень нравилось, что Московский Художественный театр – это тот театр, в котором цвели все цветы. Там была идеальная пропорция. Это был театр коммерчески успешный и театр, который выдавал на-гора главные художественные события.

МХТ давал пищу людям, которые любят традиционные формы, и одновременно давал ее тем, кто любит эксперимент. Олег Павлович всегда поощрял эксперимент, даже когда не очень его принимал. Но если чувствовал, что в этом есть энергия и талант, что это востребовано пусть даже частью зрителей, – то «открывал дорогу», хотя сам любил театр актерский, психологический, яркий и т.д.

Я в своей жизни входил в разные жанры, разные стили, работал с разными труппами, и я это делал не по каким-то карьерным соображениям – мне просто было интересно. Мне интересно делать «разный театр».

…Мне хочется, чтобы Бронная стала успешным театром. Успешным среди, условно говоря, обычной публики, хотя я эту публику люблю гораздо больше, чем профессиональную. Она гораздо свободнее, гораздо более открытая ко всему новому, как это ни странно, чем профессиональная публика. Но я хочу, чтобы здесь была и профессиональная публика, и она интересовалась театром; я хочу, чтобы театр участвовал в фестивалях; номинировался; ездил на гастроли – не только фестивальные, но и коммерческие. Я хочу, чтобы это был театр разного, интересного, талантливого…

Поэтому любая строго сформулированная концепция сразу ограничивает, сразу задает какие-то рамки. Театр это дело, в котором априори рамок нет. Есть рамки сцены, рамки портала, но энергетических рамок у искусства быть не может. Театр это то пространство, которое всегда должно переходить границу. Я хочу, чтобы и Театр на Малой Бронной постоянно преодолевал границы и исследовал новые территории. Вот это главное. Но и, одновременно, зрительский успех.

Я ещё на том сборе [в мае], когда меня представляли, сказал, что для меня очень важно творчество. Творчество – Успех – Деньги – Творчество. Настоящее вложение в творчество, энергетическое вложение в творчество, приводит к успеху. Настоящий успех дает кассу, а касса должна тратиться на то, чтобы снова творить и снова экспериментировать. И чем смелее мы будем это делать, тем достигнем успеха.

– Вырастут ли цены на билеты? На Малой Бронной, кстати, ценовая политика была лояльнее, чем в некоторых столичных театрах.
– Цены, на мой взгляд, неприятно отличались от некоторых других, потому что есть цены адекватные, цены неадекватные, а есть цены демпинговые. Вот в ряде случаев здесь были цены демпинговые. А это всегда говорит о не столько о «доступности театра», сколько о его «невостребованности».

Я сейчас жесткую вещь говорю, но это правда. Цена не должна сигнализировать о «невостребованности». Цена должна быть демократичной, доступной, не нуворишеской. Я ненавижу нуворишевские цены.


Даже если наши спектакли обретут колоссальный коммерческий успех, мы не будем устанавливать на них заоблачные расценки, потому что театр работает в первую очередь не для нуворишей (хотя, конечно, приятно, когда буржуазная публика приходит на твои спектакли), а для рядового зрителя. Театр должен быть доступен для всех: и для студентов, и для пенсионеров, и для прочих «социальных категорий» граждан. Я надеюсь, что в этом плане у нас продолжится плотное партнерство с Департаментом культуры для того, чтобы в театр могли приходить и те слои населения, для которых покупка билета – вещь довольно материально затратная. Театр – демократическое искусство.

– А как будет выглядеть зрительный зал после реконструкции?
– Естественно, он полностью преобразится. Благодаря Департаменту культуры мы обновим технологическую часть, звук, свет, штанкетное оборудование. А что касается самого облика зала, то сейчас мы изучаем архивные материалы, чтобы установить, какой цвет стен был здесь изначально, какой конфигурации устанавливались кресла и т.д. Множество любопытных нюансов. А сама архитектура останется, понятно, прежней.

– Возможно, вы уже почувствовали, что есть некий барьер, который сложнее всего будет взять?
– Барьер… Слушайте, нет никакого барьера, если есть энергия. Не задумываюсь никогда о барьерах, потому что если перед тобой пропасть, то надо ее перепрыгнуть. Падать – самое последнее дело. И если начать думать о том, что можно туда упасть, – к успеху это не приведет. Если прыгаешь, то и прыгай уверенно, зная заранее, что всё у тебя получится.

– Вы объявили так много планов, но в то же время важно ведь и силы рассчитать…
Это реальные планы, а в театре сейчас такое «чрезвычайное положение», что театр должен обновлять репертуар, должен активно о себе заявлять.
И, слушайте, я человек, который работает 24 на 7, я работаю круглые сутки, и того же самого требую от других людей. Признаться, пока я не вижу, что они на пределе возможностей.

Конечно, у всех свои графики, у всех свои ритмы, и я это учитываю, но тем не менее считаю, что сверхприбыль дадут только сверхусилия. Вот сейчас театр должен прилагать сверхусилия, потому что в течение довольно длительного времени находился в некоторой спячке.


И второй вопрос, накопились ли силы во время этой спячки? Отпуск был достаточно продолжительным, поэтому поблажек быть не может. И ведь «объем работы» – это не наказание… Это вообще какая-то вечная драма наша, что мы воспринимаем работу, как некую кару. Но, господи, некоторые люди ходят без работы, ищут её, а мы сетуем: «Ах, какой кошмар! Нас загрузили работой!»
Работы я не боюсь, равно как, уверен, и большинство артистов. Все энергичные люди. Моих сил хватит, а я своими силами ещё напитаю и всех других.

– Можно представить, какой сейчас эмоциональный накал в коллективе: кто-то живет в предвкушении новой работы, а кто-то, возможно, обеспокоен переменами…
– Да ладно, перестаньте, я думаю, здесь главное то, что все поставленные планы – реальны. Они будут реализовываться и даже дополняться.

– Вас часто приглашают в другие театры. Но не нарушится ли теперь такое сотрудничество?
– Я сосредоточен на работе здесь. Другое дело, что у нас будут совместные, как я уже говорил, проекты. Можем считать это какой-то формой моего присутствия на других сценах.

– Сегодня на сборе труппы вы представили двух новых актрис – Василису Перелыгину и Марию Шумакову. На них есть какие-то конкретные планы?
– Да, действительно, приглашение связано с конкретными задачами конкретных постановок и, естественно, с расчетом на то, что они и помимо ближайших работ продолжат сотрудничество с нашим театром.

Подчеркну, что сейчас все актеры приходят уже на срочные контракты (они продлеваются раз в год), а не на бессрочные, и это тоже – принципиальная политика.

– Ко Дню города театр готовит какой-то сюрприз?
– Мы готовим концерт, который будет состоять из песен о Москве – песен, которые в большинстве своём забыты. Это произведения совершенно замечательных композиторов, в том числе и Дунаевского. Я в течение лета нашел много интересного материала и поскольку у нас немало поющих артистов (здесь был даже спектакль Сергея Голомазова «Киномания», в котором молодые актеры исполняли песни из кино), то вот на них этот проект и рассчитан. Мы сделаем с ребятами такой концерт (часовой, может быть, час с лишним), который будет состоять из 10-13 песен.

Для нас очень важно сейчас, чтобы в свете предстоящего ремонта артисты Театра на Малой Бронной появлялись в разных пространствах, чтобы имя театра звучало и потом все эти разошедшиеся молекулы собрались бы здесь снова, когда мы вернемся на эту сцену.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Дмитрий Родионов: «Полуправда хуже лжи»

    На минувшей неделе СМИ сообщили о конфликте в Музее им. Бахрушина, откуда единовременно уволилось 40 человек. «Театрал» попросил прокомментировать ситуацию директора музея Дмитрия Родионова. – Дмитрий Викторович, что случилось в музее? В связи с чем сотрудники высказывают недовольство, почему увольняются? – Я-то хотел «Театралу» рассказать о нашем юбилее, ведь музею в этом году исполняется 125 лет, и мы готовим целую программу. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
Читайте также


Читайте также

  • Олег Табаков: «Очень важно, что будет после нас»

    17 августа народному артисту СССР Олегу Табакову исполнилось бы 84 года. В этот день в его кабинете в МХТ всегда собирались друзья, коллеги, ученики. Поздравляли, говорили слова благодарности и, конечно, слушали бесконечно занятные истории из уст легендарного актера. ...
  • Илья Лыков: «Я хотел бы сыграть с Неёловой роман»

    Илья Лыков – ведущий актер молодой труппы «Современника». За одиннадцать лет работы в театре он выпустил двадцать спектаклей, сыграв в половине из них, если не главные, то значительные роли. Семь  лет назад Илья удивил всех, явившись на сбор труппы в полтора раза худее себя прежнего, потеряв тридцать килограммов, тем самым резко скакнув из острохарактерных персонажей в герои. ...
  • Олегу Стриженову исполнилось 90 лет

    В субботу, 10 августа, известному артисту театра и кино Олегу Стриженову исполняется 90 лет. Отмечать юбилей актер планирует в кругу семьи. По словам юбиляра, он не придает большого значения круглым датам. От публичного празднования своего дня рождения Стриженов отказался уже много лет назад и по сей день следует этому решению. ...
  • Константин Богомолов: «Мне хочется, чтобы Бронная стала успешным театром»

    В четверг, 1 августа, в Театре на Малой Бронной состоялся сбор труппы, на котором Константин БОГОМОЛОВ объявил о предстоящих планах (подробнее см. репортаж «Театрала»). По окончании встречи режиссер ответил на вопросы журналистов. ...
Читайте также