Год неравных возможностей

Театральный критик Наталья Каминская подводит итоги сезона

 
По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Успехи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии КАМИНСКОЙ (мнения других экспертов – ищите по хэштэгу «Итоги сезона» внизу этой публикации). 
 
1. Очень сильный в этом году был фестиваль «Золотая маска». Программа вобрала старое и молодое, академическое и родившееся вдали от стационаров, драматическое и постдраматическое, иммерсивный театр, социальный проект, спектакли-променады, двухчастную сценическую феерию Андрея Могучего и Александра Шишкина в БДТ («Три толстяка»), опыты документального театра и театра в музейном пространстве… 
 
Такое впечатление, что в год своего 25-летия «Маска» абсорбировала все, что бурно и часто болезненно нарождается и отживает свой век, накапливает, трансформирует и выплескивает сегодняшний российский театр. Этот процесс сумбурен, конфликтен, но это самое интересное сегодня для всех нас, каких бы эстетических взглядов каждый ни придерживался.
 
"Слава" БДТ им. Товстоногова. Фото: Стас Левшин

Из конкретных художественных впечатлений назову филигранный спектакль Константина Богомолова «Слава» (БДТ им. Товстоногова), в котором откровенный соцарт соседствует с честной психологической правдой актерского существования, что дает невероятный, глубоко иронический эффект; спектакль Дмитрия Крымова «Серёжа» (МХТ им. Чехова), где привычные свободные рефлексии режиссера в адрес классического оригинала (на этот раз «Анна Каренина») работают с новой недюжинной силой; и, конечно, неподражаемый Боб Уилсон, чью виртуозную «Лекцию о ничто» показал в Москве фестиваль «Территория». 
 
Последнее по времени сильное впечатление – спектакль Дмитрия Волкострелова в Пермском Театре-Театре «Пермские боги» (на фото), где режиссер, актеры и художник Ксения Перетрухина воплощают свои ощущения от знаменитых деревянных фигур Христа и святых, хранящихся в Пермской художественной галерее. Пересказать спектакль так же сложно, как, скажем, картину Тарковского. Перед нами умное, тонкое, философское и очень нежное сочинение. Театральность его очевидна, но в ней нет ни капли агрессии и принуждения.
 
Конечно, счастливым событием стало освобождение из-под домашнего ареста фигурантов дела «Седьмой студии». Приходится радоваться малому. Кирилл Серебренников и Софья Апфельбаум вернулись к любимой работе, получили относительную свободу передвижения – уже радость!
 
2. Дело «Седьмой студии» далеко от завершения, и что впереди, неизвестно. Между тем стартовал Год театра. Мощно. С марафонами через всю страну, с ковровыми дорожками, дорогостоящими отелями, сытными обедами, праздничными представлениями и прочей «атрибутикой».
 
Внимание государства, обращенное в сторону театра с целым возом его реальных, не решаемых годами проблем, регулярно оборачивается созданием проблем новых. То странные проекты объединения крупных театров в некую общую структуру. То арест хорошо зарекомендовавшего себя директора Большого театра кукол (Санкт-Петербург) Александра Калинина. То смена хорошего директора, крупнейшего специалиста в области театрального менеджмента Ирины Корчевниковой (Театр кукол им. Образцова) на директора, который не отличается столь же богатым опытом. (Список отставленных опытных директоров здесь можно продолжить, но, вероятно, это тема для отдельной статьи.) То призыв к детским театрам активно ставить классику, как будто они с роду этого раньше не делали. Год театра только еще подходит к своей середине, а список государственных резолюций и пожеланий уже настолько велик, что, право, настораживает.
 
3. Наверное, вышесказанное и есть тенденция нынешнего отрезка времени, и лучше бы ее не было.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
Читайте также


Читайте также

  • Пермскому театру запретили использовать историческое здание

    Трехэтажное кирпичное здание начала ХХ века, в котором располагаются офисы, кафе и служебные квартиры Пермского театра оперы и балета, запрещено эксплуатировать по решению суда. В иске, поданном прокуратурой, написано, что объект является культурным наследием и для дальнейшей его эксплуатация необходимо провести капитальный ремонт и реставрацию. ...
  • «Необходимо менять отношение к культуре как к затратной отрасли»

    В Москве 9 и 10 декабря в СТД прошел Всероссийский театральный форум. Среди выступавших на мероприятии, собравшем театральных деятелей со всей страны, представила свой доклад профессор Института экономики РАН, Института искусствознания и Школы-студии МХАТ Валентина Музычук, которая изложила основные экономические противоречия, существующие во взаимоотношениях культуры и государства. ...
  • Директор «Сатирикона» сообщил причину иска от Росимущества

    Требование Росимущества взыскать около 287 млн рублей с «Сатирикона» связано с неправильным оформлением земельного участка, где расположен столичный театр. Иск был подан столичным управлением Росимущества 6 д причину екабря, он пока не принят к производству. ...
  • Александр Калягин: «Это почти фантастика»

    В понедельник, 9 декабря, в Москве открылся Всероссийский форум СТД, посвященный итогам Года театра. Встреча началась с доклада председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина. – Я готовил это выступление, с одной стороны, с грустью, с другой стороны, с радостью. ...
Читайте также