«Социальный театр»: искусство учиться языку собеседника

 
«Театрал» предложил доктору искусствоведения Дмитрию ТРУБОЧКИНУ авторскую рубрику, в которой профессор выступал бы с актуальными размышлениями о современном театре. Тематика этих колонок будет предельно широкой, продолжение – в следующих номерах. Итак, слово ученому.

В своем письме «О возрождении искусства танца» великий французский хореограф XVIII века Жан-Жорж Новерр описал свой «вещий сон», в котором он совершил путешествие в катакомбы Древнего Рима.
 
В катакомбах он встретился с тенями легендарных танцовщиков-пантомимов эпохи Августа, приводивших своими спектаклями в восторг многотысячные толпы зрителей. Тени общались с ним жестами – «тривиальными и бессодержательными», как сперва показалось Новерру. Он так ничего бы не понял из их немой речи, если бы рядом не возникла тень знаменитого римского комика Квинта Росция, умевшая говорить.
Новерра волновало, были ли понятны зрителям жесты пантомимов, ибо он сам в то время занимался соединением мимической жестикуляции с танцем. Квинт Росций заверил, что все римляне отлично понимали танцовщиков-пантомимов, «потому что существовало много школ, где обучали искусству танца, которое есть не что иное как искусство жеста. Эти условные жесты, этот немой разговор были понятны всем классам граждан…».

Пробудившись от сна, Новерру пришло в голову сравнить жестикуляцию кистей рук, применяемую его танцовщиками в Лионском театре, с языком для глухих, который придумал его современник – аббат Шарль Эпе, открывший в 1770 году у себя в доме в Париже первый в мире институт для глухих. Он нашел существенное сходство между ними. И сценический жест, и жестовый язык глухих состояли из условных знаков, способных объяснить самые отвлеченные идеи и события из прошлого, настоящего и будущего.

Новерр восхитился этим языком, «столь выразительным и полезным для человечества» и, отдав должное восторгам, все же закончил письмо вопросом, в котором звучали и тревога, и сомнение:
«Но пожелает ли публика, которая вовсе не состоит из глухих и из немых, посещать эти школы [подобные древнеримским], говорить без помощи языка и слушать без помощи ушей?»
Новерр, конечно, не мог и предполагать, насколько актуальным станет его вопрос в начале XXI века. Сегодня он звучит в гораздо более глубоком и общем плане. Я бы переформулировал его так: «Пожелает ли публика учиться непонятному и непривычному языку собеседника?»

Это – центральный вопрос культурной коммуникации. В театре он стал главным для всех, кто занимается искусством «социального театра». «Социальный театр» – термин, устоявшийся в русском языке лишь в начале XXI века; он не имеет строго определенного значения и подразумевает очень многое.

В английском языке нашему «социальный театр» соответствует «applied theatre» – «прикладной театр». За последний десяток лет в англоязычной науке не было года, когда бы не вышла новая монография (одна или несколько) и сборник статей, посвященный различным аспектам «прикладного театра». На русском языке крупные работы, посвященные «социальному театру», по-прежнему единичны.

Интересное определение такому театру дал один из его учителей Джеймс Томпсон: «Прикладной театр – это театр, предполагающий вовлечение и участие [а не только созерцание] и создаваемый теми, для кого театр не является привычным делом. Это, как бы я надеялся, практика, осуществляемая теми, с теми и для тех, кто оказался исключенным или изолированным».
В эту рубрику попадает «театр как способ научиться общению», «театр как средство социализации», «театр как средство физической и ментальной терапии», «театр в зонах военных конфликтов», «театр в тюрьмах», «инклюзивный театр», «театр как инструмент образования и воспитания в школах», «театр угнетенных» (созданный в 1960-е Аугусто Боалом) и пр.
Цель, преследуемая «прикладным театром», или «социальным театром» – ни много ни мало, как «благоприятное изменение в социуме», достигаемое не одним и не двумя спектаклями, но всей совокупностью его деятельности.

Выясняется, что первый шаг к социальному изменению – добрая воля к тому, чтобы признать рядом с собой существование другого, чем ты. Второй шаг – желание учиться языку этого другого, чтобы его понять. Какие это имеет следствия для социального театра?

Всемирно знаменитый Роберт Уилсон в конце 1960-х работал инструктором в департаменте социальной защиты Нью-Йорка, обучая искусству живописи детей с особенностями ментального развития. Он учил их прижимать мел и медленно чертить линии, брызгать краской на стены, покрытые газетами. В своих уроках он действовал так, как когда-то действовала его учительница танцев Бёрд Хоффман, сумевшая своими уроками избавить подростка Роберта Уилсона от телесных зажимов и излечить от заикания. Очищающее воздействие искусства Уилсон ощутил на себе самом и на своих учениках. Через них он увидел, сколь напряженным может быть поиск смысла и сколь трудным бывает обучение непривычному. Через них он понял и то, что в любом методе обучения искусству неотменяемым принципом должен оставаться принцип свободы: иначе искусство утратит свое очищающее воздействие.

«Максимум достижимого — это учиться языку собеседника; а он такой же трудный, как горациевский или китайский…»
Мне думается, бурное развитие в России направления «социальный театр», «инклюзивный театр» в наши дни – прекрасный повод начать учиться языкам, непривычным в нашей театральной практике. Их «высшую степень полезности» (вспоминая Новерра), нам еще предстоит открыть.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Олег Табаков: «Очень важно, что будет после нас»

    17 августа народному артисту СССР Олегу Табакову исполнилось бы 84 года. В этот день в его кабинете в МХТ всегда собирались друзья, коллеги, ученики. Поздравляли, говорили слова благодарности и, конечно, слушали бесконечно занятные истории из уст легендарного актера. ...
  • Илья Лыков: «Я хотел бы сыграть с Неёловой роман»

    Илья Лыков – ведущий актер молодой труппы «Современника». За одиннадцать лет работы в театре он выпустил двадцать спектаклей, сыграв в половине из них, если не главные, то значительные роли. Семь  лет назад Илья удивил всех, явившись на сбор труппы в полтора раза худее себя прежнего, потеряв тридцать килограммов, тем самым резко скакнув из острохарактерных персонажей в герои. ...
  • Олегу Стриженову исполнилось 90 лет

    В субботу, 10 августа, известному артисту театра и кино Олегу Стриженову исполняется 90 лет. Отмечать юбилей актер планирует в кругу семьи. По словам юбиляра, он не придает большого значения круглым датам. От публичного празднования своего дня рождения Стриженов отказался уже много лет назад и по сей день следует этому решению. ...
  • Константин Богомолов: «Мне хочется, чтобы Бронная стала успешным театром»

    В четверг, 1 августа, в Театре на Малой Бронной состоялся сбор труппы, на котором Константин БОГОМОЛОВ объявил о предстоящих планах (подробнее см. репортаж «Театрала»). По окончании встречи режиссер ответил на вопросы журналистов. ...
Читайте также