«Лучший способ победить дракона – иметь своего собственного»

Театр комедии им. Акимова представил в Москве свои лучшие спектакли

 
В июле в Малом театре прошли ставшие уже традиционными гастроли Санкт-Петербургского Театра комедии им. Акимова. Столичные зрители увидели четыре спектакля в постановке художественного руководителя театра Татьяны Казаковой: «Хитрая вдова» Гольдони, «Дракон» Шварца, «Визит дамы» Дюрренматта и «Бешеные деньги» Островского. Произведения очень разные, но в каждом из них режиссер видит отнюдь не только развлекательный жанр, но и органичное сочетание смешного с драматическим.
 
Премьера минувшего сезона «Бешеные деньги» в прочтении Татьяны Казаковой приблизились к циклу пьес автора о театре и его людях. Персонажи не только проживают отмеренную им на сцене жизнь, но и от души комедиантствуют так, словно эта игра поможет им выйти за пределы ограниченного круга условностей. А ведь подобный прием еще и нивелирует присущую Островскому нравоучительность.
 
Даже костюмы и декорации Стефании Граурогкайте в эту сценическую игру замечательным образом включаются. Затемненная и почти пустая сцена в начале спектакля постепенно вместит в себя все эти креслица, козетки, столы, портьеры и прочие приметы жизни «комильфо». А потом это все исчезнет за большим забором, который отгородит от видимого мира домик «в три окошечка», куда Васильков переселил молодую жену. Дамы же сменят платья со светлых на темные, сохранив, правда, модные фасоны.
 
Юная красавица Лидия Чебоксарова в исполнении Дарии Лятецкой – настоящая звезда и даже в приступах раздражения грозится пойти в актрисы. Влюблённые гимназисты, добавленные режиссером в спектакль, впрягаются в сани, чтобы провезти по улицам своего кумира и восторженно аплодируют, когда она поет. Вот и приходится кавалерам сочинять себе «роли», чтобы соответствовать блестящей красавице.
 
Кучумов, гротескно сыгранный Сергеем Русскиным, – типичный «комический старик»: глазки масленые, губы сальные, то и дело плотоядно облизывается и готов обещать золотые горы. Комическая стихия, впрочем, так захватывает актера, что он подчас не в силах ей сопротивляться. Николай Смирнов замечательно играет «фата» Телятева: его герой легкомыслен и добродушен, любит розыгрыши, способен поделиться последним рублем, умеет насмешить и успокоить, отчасти гармонизируя кипящие страсти. Дмитрий Лебедев в роли Глумова – этакий «резонёр»: умный, циничный, расчётливый.  
 
В этой сыгранной мужской компании молодой Савва Васильков в исполнении Александра Матвеева кажется человеком чужим, непростым, но искренним. Артист, как опытный поводырь, проводит своего героя сквозь разнообразные чувственные перипетии: от  безрассудной любви к прозрению и  обиде. Он на наших глазах изучает «любовную педагогику», учится прощать, но не забывать обиды. Старшая Чебоксарова – Ирина Мазуркевич весьма противоречива. Она привычно плывет по течению жизни, впитавшей обман и цинизм, но способна так искренне и остро ужаснуться высказываниям дочери, что начинаешь понимать сложность натуры ее героини.
 
Впрочем, весь спектакль держится на перепадах чувств и настроений, синтеза игры и жизни. При этом в нем есть правда обстоятельств, характеров и поступков. Он лёгок и глубок в сути своей, что в современном театре очень важно.
 
Новым для Татьяны Казаковой автором стал Фридрих Дюрренматт. Для постановки на сцене Театра комедии она выбрала его самую известную пьесу «Визит старой дамы». Правда, в названии спектакля возраст дамы не упоминается, потому что лирическая линия взаимоотношения героев здесь еще не успела перейти в область старческих воспоминаний. Многочисленные кино- и театральные интерпретации пьесы остались в стороне: режиссер сочиняет свою сценическую историю с новыми акцентами и нюансами. Здесь нет ни гипертрофированного «быта», ни подчеркнутого осовременивания.
 
Сценограф Эмиль Капелюш выстраивает абстрактное пространство: с помостами и люками, металлическими «перронными» конструкциями, с помощью вертикальных «палок» и веревок высаживает Конрадов лес. А в костюмах, придуманных Стефанией Граурогкайте, угадывается смешение эпох и стилей, подчеркивающее вечность истории. И ясно ощущаешь присутствие двух миров: патриархальный Гюллен и иное измерение, откуда является Клара – Ирина Мазуркевич.
 
В последнем, как и в самой Кларе, присутствует явная «чертовщинка». В ожидании ее прибытия реальность начинает сдавать позиции: в световых перепадах бликуют огни проносящихся поездов (художник по свету Игорь Фомин), музыка Фаустаса Латенаса меняет эмоциональный регистр. Из люка в центре помоста появляются сначала два костыля, а вслед за ними какая-то неведомая сила  выталкивает оттуда и саму Клару.
 
Отбросив костыли, рыжая ведьмочка, властная и обаятельная, сразу же начинает устанавливать свои порядки. Но Кларе при этом ничто человеческое не чуждо: чуть только встретила взгляд бывшего возлюбленного Альфреда Илла (Дмитрий Лебедев) и вот уже в ней проступают черты озорной девчонки. Ирине Мазуркевич удается сыграть в едином синтезе абсолютно все: незаживающую рану-любовь, желание мести, жажду справедливости и смутную надежду на то, что спровоцированная ею ситуация с убийством Илла разрешится как-то по-другому.
 
Но хрупкость этой Клары обманчива, ее стержень – закаленная сталь. Да и у Дюрренматта внятно звучит тема проверки каждого человека на прочность, совесть, достоинство, умение признавать и искупать старые грехи.
 
Этот спектакль Татьяны Казаковой стал не бенефисом главной героини, а страстным и эмоциональным диалогом Клары и Илла. Достоинство, хотя и граничащее со смирением, – вот что доносит до нас Дмитрий Лебедев от лица своего запутавшегося персонажа.
 
«Дракон» Евгения Шварца – знаковое название театра, носящего имя Николая Акимова, дань памяти режиссеру и художнику, который дважды ставил это произведение. И спектакль Татьяны Казаковой оказался очень современным, потому что, кажется, главное здесь – не только шварцевский сюжет, но и осмысление нашей эпохи, граничащей порой с безвременьем. Не зря же визуальной метафорой спектакля стали часы без стрелок, нависающие над безымянным городком (сценография Эмиля Капелюша). Да и живут персонажи «Дракона», словно заключенные внутри сломанного часового механизма: привычные жизненные координаты сбиты, белое и черное растворились в буйстве красок и огней очередного бессмысленного праздника. 
 
Дракон в исполнении Юрия Лазарева вполне очеловечен. Его резиденция – модный бар со светящейся вывеской «У Дракона». Над ним в качестве «крыши» зависают неоновые трубки, в нужное время вспыхивающие красным светом. В битве Дракона с Ланцелотом – Денисом Зайцевым трубки поочередно будут падать на землю, символизируя отрубленные головы. Сам «тиран» похож на престарелого шоумена в длинном плаще и черных перчатках-крагах (костюмы Стефании Граурогкайте).
 
На фоне такого Дракона Ланцелот куда более скромен и обычен. Похож не на сказочного рыцаря, а на вечного странника, бродящего по городам и весям. Зато временный правитель Бургомистр – Сергей Кузнецов – явный хозяин жизни, словно сошедший с телеэкранов. Он все время в суетливом движении, его руки-ноги похожи на неуправляемые шарниры, лицо складывается в немыслимые гримасы.
 
Битва Дракона с Ланцелотом превращается в захватывающее шоу. Жители городка, прихватив с собой еду и напитки, наблюдают смертельную схватку. И когда красные трубки-головы падают на землю и гаснут, вроде бы можно праздновать победу и начать жить свободно и без страха. Только о свободе здесь никто никогда и не слышал, а потому кстати будет цитата из Шварца: «Лучший способ победить дракона – иметь своего собственного». Им и становится Бургомистр, нарядившись в белый парадный китель, увешанный «погремушками».
 
В основе спектакля «Хитрая вдова» – пьеса Гольдони «Один из последних вечеров карнавала». И на сцене действительно царит красочный венецианский карнавал и его привычные обитатели, собирая зрителей уже в течение десяти лет.
 
Но авторы спектакля в данном случае не стремятся к аутентичности. Сценограф Александр Орлов и художник по костюмам Ирина Чередникова создали, скорее, венецианский миф, прекрасный, но лишенный бытовых подробностей. И действие происходит не в гольдониевских домах, а словно бы под открытым звездным небом. Но там вы найдете и предметы домашних интерьеров, и не плывущую, а будто летящую гондолу, и роскошный белоснежный занавес, и невероятной красоты платья и костюмы.
 
Первой исполнительницей роли хитрой вдовы Розауры была Елена Руфанова (теперь эту роль играет молодая актриса Дария Лятецкая). А театральный квартет женихов представлен актерами, «примеряющими» смешные карнавально-национальные маски, дабы завоевать сердце капризной красавицы: француз месье Лебло – Сергей Романюк, англичанин лорд Рунбиф – Антон Падерин, итальянец граф ди Боско Неро – Дмитрий Лебедев и испанец дон Альваро де Кастилья – Владимир Миронов. И получается замечательный сценический турнир, где претенденты соревнуются в интригах и хитрости, вступают в словесные перепалки, демонстрируя свои замечательные артистические способности. А главным заводилой становится, конечно, Арлекин – Матвеев, темпераментный, взрывной, пластичный, изобретательный, приводящий зрителей в состояние полного восторга. Вот и Розауре – Лятецкой приходится соответствовать национальным темпераментам и приметам, игра повышает свой сценический градус и, конечно, заканчивается победой настоящей любви.
 
Впрочем, в любви к этому петербургскому театру признались и московские зрители, ведь все спектакли шли на аншлагах.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Эстонии покажут лучшие российские спектакли

    Лучшие спектакли последних сезонов смогут увидеть жители Эстонии в рамках 15-го юбилейного фестиваля «Золотой маски», который пройдет с 18 по 30 октября в Таллине и городах Нарва, Кохтла-Ярве и Силламяэ.  «Фестиваль позволяет нам приобщиться к высокому театральному искусству, увидеть лучшие российские спектакли, дает богатую пищу для чувств и размышлений, - цитирует РИА слова мэра Таллина Михаила Кылварта. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
  • От комикса до «кукольного балета»

    Сергей Безруков и Губернский театр собрали лучшее, что есть сегодня в театре для детей в Москве, Петербурге и десяти городах за пределами двух столиц. В обширной мультижанровой программе «Театрал» рекомендует не пропустить как минимум пять спектаклей. ...
  • В Германии стартовали гастроли Вахтанговского театра

    Накануне вечером, 16 октября, в Германии начались гастроли Театра им. Вахтангова. Труппа представляет постановку Римаса Туминаса «Дядя Ваня» в трех городах страны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
Читайте также