Чужой среди всех

В Губернском театре поселился «Возмутитель»

 
В Московском Губернском театре одной из премьер завершающегося сезона стал спектакль «Возмутитель». Режиссер Павел Артемьев воспроизвел инсценировку драматурга Владимира Малягина по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина, центром которой является незавершенный цикл сатирика «В больнице для умалишенных».
 
На «больничной» сцене показан весь мир: и государственные чиновники, и люди искусства, и семья, и даже революционеры, обличающие не социальные проблемы. Действие разворачивается вокруг Семёна Петровича Берёзкина, помощника прокурора и борца со взяточничеством. Герой попадает в настроенную на мятеж среду, ожидающую только одного – прирождённого лидера, способного возглавить бунт пациентов. Они ждут возмутителя.
 
Спектакль открывается необычным этюдом: актёры исполняют движения то вместе, то «по цепочке», из стороны в сторону, один за другим. Далее к хореографии присоединяется голос: каждый обладает своим определённым звуком, звучащим сольно, а потом – в хоре. Эта сцена – знакомство зрителя с персонажами – показывает и одну из главных идей «Возмутителя», а именно – взаимодействие личности и общества. Все герои индивидуальны, но они – «заложники» этой больницы.
 
В «больнице для умалишенных» находятся «свои» и «чужие». Мятеж возглавляет «первая женщина-генерал» Анна Павловна, которая ищет в революционной деятельности способ реализации себя и борьбы с неудавшейся любовью; за идеологическую программу отвечает Фурье, продвигающий убеждения справедливого устройства жизни, здесь же присутствует и Императрица Мира, Король Европы и Губернатор Кавказа, которым нужны только свобода и независимость. В другом лагере – пациент Григоренко, бывший санитар и местный стукач, и доктор Степан Степанович. Берёзкин, будущий возмутитель и лидер восстания, не может отнести себя ни к одной стороне: он любит начальство, согласен на лечение, но и не признаёт себя сумасшедшим и против страшных мук, которым подвергаются больные.
 
Постановка «Возмутитель» запоминается не только яркими главными персонажами, но и необычными образами второстепенных героев. Гротескные инспекторши напоминают каких-то инопланетян или представителей гуманоидной расы из фильма «Аватар». Сходство с персонажами кинофильма феноменальное: и походка, пластика героинь, и красные линии на лице, и способ связываться с помощью пальцев вытянутой руки – всё это определённо признак нечеловеческой природы персонажей.
 
Ещё одной особенностью спектакля является живая музыка на сцене. Гитара в руках музыканта губернского театра Ильи Махова создаёт атмосферу, дополняет диалоги героев, а иногда говорит даже больше, чем слова персонажей. Мелодии трогают душу, ужасают, напрягают нервы, воздействуют на восприятие, помогая проникнуться историей на сцене ещё сильнее.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
  • Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу»

    В понедельник, 2 сентября, премьерным спектаклем Сергея Женовача «Бег» в Московском Художественном театре открылся 122-й сезон. Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы, на котором художественный руководитель рассказал о творческих планах, а после ответил на вопросы журналистов. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ласточкино гнездо

    Театральный сезон начался, а вместе с ним и учебный год, а это значит, что наш журнал возобновляет рубрику «Журфак «Театрала», организованную совместно с факультетом журналистики МГУ. И первая «проба пера» посвящается спектаклю «Ласточка», который в сентябре побывал на гастролях в Москве. ...
  • Поющий Маяковский в «Театре Луны»

    Мы привыкли воспринимать Владимира Маяковского как одного из основоположников футуризма. Его стихи пронизаны надрывной интонацией, каждое слово будто бы выковано из железа. Невольно создаётся ощущение, будто и сам Владимир Владимирович был таким – строгим и стальным человеком. ...
  • Чужой среди всех

    В Московском Губернском театре одной из премьер завершающегося сезона стал спектакль «Возмутитель». Режиссер Павел Артемьев воспроизвел инсценировку драматурга Владимира Малягина по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина, центром которой является незавершенный цикл сатирика «В больнице для умалишенных». ...
  • «Меня переехало временем»

    «Театрал» продолжает совместный проект с факультетом журналистики МГУ «Журфак театрала». В рамках этого проекта студенты МГУ встречаются с актерами и режиссерами, смотрят спектакли, знакомятся с «закулисьем», и делятся своими впечатлениями с нашими читателями. ...
Читайте также