«За мной, читатель!»

На улицах Москвы играют спектакль по Булгакову

 
Нынешним июнем, в час небывало жаркого заката, в Москве на Патриарших прудах открылся новый театр. Толпы людей стояли в наушниках и с гаджетами в руках, а затем тронулись вдоль пруда и скрылись за поворотом. Вернуться на Патриаршие им предстояло через пару часов, проведенных в плутаниях по переулкам, подворотням и тайным скверикам. Это были первые зрители, слушатели и участники «Мастера и Маргариты» – премьерного спектакля Мобильного художественного театра.

Студия «История будущего» продолжает создавать новые форматы – после сериала для мобильных телефонов «1968» создатели студии Михаил Зыгарь и Карен Шаинян придумали театр, который был бы всегда под рукой – в смартфоне, уже ставшем неорганическим продолжением верхней конечности человека. Пробный спектакль нового формата «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» прошел весной, а к полноценному запуску приложения подготовлена постановка, собравшая исключительно звездный состав и соединившая в себе признаки сразу нескольких жанров современного театра. При этом, созданный продукт, который нельзя назвать ни сайт-специфик-зрелищем, ни иммерсивным шоу, ни книгой, ни радиоспектаклем, ни экскурсией – хотя он понемногу взял от каждого – претендует на то, чтобы стать новой театральной формой.

Алексей Киселев написал пьесу по мотивам самого известного булгаковского романа, позаимствовав лишь образы и некоторые линии фабулы. В остальном – это самостоятельное произведение о современной Москве, где совершенно переосмыслена тема завороженности злом и противостояния ада и неба. Прежде всего, автор работает с мифом, каковым стал роман, растасканный на мемы и присказки. Зло не персонифицировано более ни в ком конкретно, и в отдельной человеческой душе ему больше не с чем бороться. Вся христианская линия уведена в намеки и отдаленные упоминания, оставлена за кадром. Конфликта больше нет, осталась драма состояния.

Когда-то Булгаков создал матрицу сталинской Москвы, с эпицентром на Патриарших, и сила этого художественного акта пережила и писателя, и тирана, и советскую власть. Попадая на Патриаршие в XXI веке, любой русскоязычный путник оказывается в булгаковском мифе, определившем эти места надолго. Здесь Воланд сгущается из воздуха ежевечерне, и тает в лунном свете тоже. Зло стало обыденностью, абсурд и дьяволиада жизни растворены в повседневности, на которой и сосредоточено внимание в спектакле. Декорациями его становятся веранды модных ресторанов и фасады элитных новостроек, ежегодное московское благоустройство и заповедные тайные уголки. Лицо и изнанка города сливаются в карусель, озвученную снаружи голосами прохожих и гудками дорогих автомобилей, а в наушниках – тщательно выстроенной какофонией новостей о терактах, расследованиях и иностранных агентах, малаховского шоу о коррупции, онлайн-трансляции из театра «Варьете» и репортажа с сатанинского бала в американском, разумеется, посольстве. Эта реальность, в которой булгаковские мотивы сплетены с почти документальными штрихами сегодняшнего дня – и есть тот роман, который нам рассказывает Мастер, автор провалившегося блокбастера о Христе. Москва наших дней, а не библейская история сводит его с ума.

Режиссер Михаил Зыгарь сочинил пространство, избегая «булгаковских адресов», назначив произвольные точки местами действия и заставив работать на свой сюжет и незаметные городские детали – вроде зеркала в одной из подворотен, перед которым мажется кремом Маргарита, или распятия, спрятанного на Садовой – и знаковые топосы – например, сад «Аквариум» или памятник Маяковскому. Он же подобрал изумительно точный каст из звездных и начинающих актеров и журналистов.

Само сочетание этих голосов – уже узнаваемый аудиопортрет времени, где интонации Ирады Зейналовой и Андрея Малахова, играющих себя, Парфенова-Берлиоза, Венедикитова-Пилата, Ксении Собчак в севшей как влитой роли шоумена Бенгальского высвечивают истинную театральность мира, в котором мы живем, а само распределение ролей исполнено иронии.

Лишение визуальных средств выразительности – всегда вызов для актера, и здесь среди актерских работ есть несколько выдающихся. В первую очередь, это Воланд Ингеборги Данкунайте, в обморочно-ледяном, мерцающем андрогине давшей и обольстительность, и всевластье, и космический холод безразличного зла. Это Маргарита Александры Ребенок, скорее девчонка, чем женщина, смешная, кокетливая и живая наша современница из инстаграма, на бал Сатаны улетающая с качелей на Триумфальной. Это Мастер Юрия Колокольникова, очень взрослый, мудро-печальный и нежный, и это Евгений Стычкин, роскошно рокочущий в роли вальяжного умника психиатра Стравинского.
Вся симфония города, с отбивками новостей, заставками программ, рекламными роликами («Масло «Аннушка» – отвал башки!»), звонками мобильных, криками, шумами и музыкой – это заслуга третьего автора спектакля, композитора и звукорежиссера Леонида Андрулайтиса, создавшего тонкую и точную аудиопалитру города, где сквозь злободневность проступает легенда.

Здесь нет смерти, нет воздаяния – Мастер не совершил того, за что мог бы быть лишен света. Здесь есть бегство – от людей и бесов, часто неразличимых, от властей и новостей, от обывателей и богемы – прочь, читатель. В финале двое невидимых уходят, поглощенные друг другом и нежностью, вспоминая первую встречу – уходят от преследующего и не могущего их разглядеть в сумерках зрителя, уходят от абсурдной дьяволиады – в свою любовь, как в единственное спасение и покой. Сама закольцованность маршрута рифмуется с замкнутым в дурную повторяемость сюжетом, из которого за сто лет не вырвались ни мы, ни отражения булгаковских героев. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Денис Кмит

    В воскресенье, 21 июля, в возрасте 59 лет скончался актер Денис Кмит. Об этом сообщил его племянник актер Дмитрий Дубровский. «Ушёл из жизни мой дорогой любимый дядя, замечательный, мужественный человек и актёр Денис Кмит. ...
  • «Так умеет далеко не каждая актриса»

    Она всегда знала, что будет артисткой. Ещё в школе снялась в нескольких картинах, а в студенческие годы сыграла в Ленинградском ТЮЗе Джульетту (лучшего старта и не придумать). В Москве актрисе тоже сопутствовал успех: ее приняли в Театр им. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также