Один год с «Человеком»

 
Театр «Человек» окончил свой первый сезон с новым главным режиссером Владимиром Скворцовым. Некогда андеграундный, подвальный театр-студия гремел в перестроечные годы, когда здесь начинали молодые Сергей Женовач, Михаил Мокеев, Роман Козак, Александр Феклистов, Валерий Гаркалин и многие друге. Однако, в последние годы об этом театре было мало что слышно, разве что здесь так и не прижилась приглашенная в качестве резидента Мастерская Дмитрия Брусникина, который тоже начинал в этом театре. Но в этом году ситуация начала меняться.
 

Были и внезапные неприятности: в феврале пожарные опечатали обе сцены из-за нарушений техники безопасности (одна из них до сих пор закрыта). Но несмотря на каверзы судьбы, за год театр успел выпустить шесть премьер и две из них в постановке нового главрежа: «Кроткие» по рассказу Достоевского и «Биография» по пьесе Макса Фриша. Интересно, что две эти истории, написанные совершенно разными авторами, вдруг обнаружили неожиданные пересечения.
 
Говорят, что швейцарец Макс Фриш создал свою пьесу «Биография», оттолкнувшись от реплики Вершинина в «Трех сестрах»: «Я часто думаю: что, если бы начать жизнь снова, притом сознательно? Если бы одна жизнь, которая уже прожита, была, как говорится, начерно, другая – начисто». Драматург решил дать человеку такую возможность и посмотреть, что из этого выйдет. Его герой, профессор этологии, после смерти попадает в некое подобие чистилища, где ему предлагают переписать свою биографию, исправить какие-то ошибки. Но выясняется, что сделать это не так просто: встреча с будущей женой, её измены, ссоры и болезни оказываются фатальны и неотменимы.
 
В постановке Владимира Скворцова и художника Марии Рыбасовой герои оказываются в строгом, аскетичном пространстве, напоминающем то ли экспериментальную лабораторию, то ли павильон для съемок, где друг за другом проигрываются, словно на репетиции, ключевые эпизоды из жизни профессора. Причем, актеры здесь существуют одновременно в двух регистрах: изображают героев в молодости и их же, разыгрывающих эти странные вариации судьбы. И между молодыми влюбленными и уже прожившей жизнь несчастной парой образуется вольтова дуга напряжения и целый букет разнообразных чувств, эмоций, отношений и оценок.
 
Главные роли тут исполняют приглашенные звезды – Анатолий Кот и Евгения Крюкова, однако, они не тянут одеяло на себя, а составляют одну команду с артистами труппы – инфернальными распорядителями судеб, способными в один момент сменить личину и угодливо предстать любыми персонажами из воспоминаний клиентов. Эти мгновенные переодевания вносят немного здорового гротеска в мелодраматический сюжет со сценами ревности, слезами и выстрелами. И разбавляют пафос фатализма мыслью о том, что если весь мир – игра, то играть в нее стоит весело.
 
В «Кроткой» история тоже строится на воспоминаниях героя о жене, замученной им и доведенной до самоубийства. Но монологичный рассказ Достоевского Владимир Скворцов разбил на несколько голосов. Он ввел новые исходные обстоятельства: герой исповедуется не условным читателям, а вполне конкретному психотерапевту. Ход удачный и современный: ну а кому еще излить душу в наши дни, как не специально обученному человеку? Он позволяет и немного разбавить монотонную структуру повествования вставными эпизодами, и отыграть реакции и перемены настроения в прихотливом рисунке текста.
 
Вместе с психотерапевтом (актриса театра и кино Светлана Свибильская) и её не говорящим по-русски помощником (Мурадин Хуранов) они разыгрывают сцены из неудавшейся семейной жизни героя, как и в пьесе Макса Фриша, только без намерения что-то в ней изменить. Однако, сама возможность выговориться приносит клиенту этих психологических игрищ некоторое облегчение.
 
Но проблема в том, что Владимир Скворцов выступил здесь и режиссером, и исполнителем главной роли. Мало кому удается успешно совмещать эти две функции, быть внутри и снаружи спектакля одновременно. Что-то неизбежно теряется, особенно, когда речь идет о таком сложном материале, как Достоевский. И если с собственной ролью Скворцов как опытный и нутряной артист, в общем, справился, то отношения между ним и другими персонажами остались явно недоработанными. Такого слаженного ансамбля, как в «Биографии», тут не случилось.
 
Впрочем, в ближайшем будущем Владимир Скворцов все же намерен оставаться режиссером и в следующем сезоне готовится выпустить «Гамлета», но не Шекспира, а Александра Сумарокова – первого русского литератора, создавшего собственный вариант великой трагедии.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Один год с «Человеком»

    Театр «Человек» окончил свой первый сезон с новым главным режиссером Владимиром Скворцовым. Некогда андеграундный, подвальный театр-студия гремел в перестроечные годы, когда здесь начинали молодые Сергей Женовач, Михаил Мокеев, Роман Козак, Александр Феклистов, Валерий Гаркалин и многие друге. ...
  • «Как картина Пикассо»

    В рамках лектория «Прямая речь» писатель Дмитрий Быков расспросил режиссера Дмитрия Крымова о работе над постановкой «Борис» по драме Пушкина «Борис Годунов» (организатор проекта – продюсер Леонид Роберман). ...
  • «Золотая маска» для Чубайса

    «Заходите, заходите, сейчас начнется экскурсия!» - молодой актер «Школы современной пьесы» возле гардероба собирает небольшую группку гостей и ведет знакомить с закулисьем театра. Здесь еще пахнет краской, видны следы завершающегося ремонта, но уже в субботу, 26 января, «ШСП» сыграет спектакль «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное». ...
  • Мхатовцы соберутся в «Кругу чтения»

    Первый в этом сезоне литературный вечер из традиционного цикла «Круг чтения» состоится 30 сентября на Малой сцене МХТ им. Чехова, передает пресс-служба театра. «Уже 20 лет в «Круге чтения» со сцены Художественного театра звучат произведения наших современников – поэтов, прозаиков, драматургов», – напомнили в театре, отметив, что в этот раз вечер будет посвящен прозе. ...
Читайте также