Молодые силы

Чем запомнился фестиваль «Фабрика Станиславского»

 
Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» инициирован московским Губернским театром – тем, что шесть лет назад возник в Кузьминках под художественным руководством Сергея Безрукова. Как понятно из названия, фестиваль привозит в столицу работы из провинции, делая акцент на традициях русской психологической школы в актерской игре.
 
Жюри оценивает спектакли только с точки зрения исполнительства, вручая призы за лучшие мужскую и женскую роли и за ансамбль. Правда, почему для фестиваля актерского искусства выбрано имя Станиславского, создавшего русский режиссерский театр, не очень понятно. С другой стороны, Станиславский в театре – наше всё, поэтому и спорить не о чем.
 
У фестиваля есть основная программа, внеконкурсная и образовательная. В конкурсе были представлены Пермь, Минусинск, Саратов, Екатеринбург и более всего – Петербург, сразу четырьмя театрами.
 
Спектакли Козлова, Песегова, Федотова, молодых режиссеров, несмотря на то, что проходили в дни престижнейшего Чеховского фестиваля, показывающего москвичам вершины западного и восточного театра всех видов и жанров, не остались без внимания публики. Зрители заполняли тысячный зал в Кузьминках каждый вечер, порой диаметрально расходясь в оценках после представления.
 
Из того, что удалось увидеть, хочется отметить работу самого молодого режиссера фестиваля. Айдар Заббаров – ученик Сергея Женовача, уже востребованный театром; он успел за пару сезонов поставить спектакли в московском Современнике и казанском Театре им. Камала. Показанная на нынешнем фестивале работа – из Петербурга, из репертуара Малой сцены Театра им. Ленсовета – пожалуй, лучшая в пока скромном активе начинающего постановщика. Несмотря на камерность, спектакль многонаселен, громкоголос, длится почти три часа и оставляет впечатление молодой силы, буйства и свежести. Повесть Толстого «Казаки» инсценирована под первым вариантом названия – «Беглец». Диагональ делит сидящих лицом к лицу зрителей. Она горбится дощатыми ступенями, помостами – по ним перескакивают как по горным уступам, они же с откинутой крышкой становятся дорожными сундуками, ящиками с награбленным добром, погребами, могилой.

Бегство Дмитрия Оленина от светской пустоты на беспокойный Кавказ приводит к столкновению молодого саморефлексирующего сознания и первозданности южной природы и нравов. Дикость и красота мира, которой очаровывается и в которой почти растворяется Оленин, переданы музыкальными, как по клавишам, мизансценами, опасно-четким, словно военным, ритмом, звериной пластикой, резкими косыми лучами в полумраке, как от садящегося меж гор солнца, красотой молодых полуобнаженных тел, протяжностью и лихостью песен и обрядов. От Оленина, увальня во фраке и в «грибоедовских очочках», совсем не вояки (Александр Крымов), внимание забирает на себя хищный, острый, стихийный Лукашка (Иван Батарев) – молодой казак, пьяный убийством, вином, собственной силой. Его влечет не невеста, которой околдован столичный барин, а опасность и смерть. Она из самых выразительных сцен – схватка-танец двух врагов, казака и абрека, как двух сошедшихся на смерть барсов. Интересны образы старого инвалида Ерошки (Александр Сулимов) – ставшего духом-хранителем всех новобранцев, живущего войной и умеющего выжить, и немой сестры Луки (София Никифорова), которой отданы самые нежные, философски-поэтические сцены.
 
Еще одна яркая работа – тоже из Питера. Театр «Суббота» привез «Ревизора» в постановке Андрея Сидельникова – остроумное и хулиганское переложение гоголевского сюжета на реалии наших дней.

Самоуверенный кругленький хипстер, мгновенно ориентирующийся, где, как и сколько урвать удовольствий – Хлестаков (Владислав Демьяненко), два Петра Ивановича – ведущие сразу всех программ на местном телевидении, мать и дочь, инстаграммно-неотличимые по возрасту и интересам, и команда администрации маленького городка – череда узнаваемых не столько классических, сколько современных чиновничьих типов. Сцена пьяной бешеной езды всей шайки под шансонные хиты, ликующей от открывающихся перспектив, – карикатурно-точный образ местной власти, теряющей человеческий облик.
 
Проводив гостей фестиваля, будем ждать новых губернских премьер в следующем июне. Фестивалю, который привозит в Москву яркие работы из разных концов страны, хочется пожелать дальнейшего развития и растущего интереса зрителей.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Берлине пройдут гастроли Сургутского театра

    С 22 по 30 сентября 2019 года в Берлине пройдут гастроли Сургутского музыкально-драматического театра – крупнейшего театра Ханты-Мансийского автономного округа (Югры). Мероприятия входят в программу международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
  • В Москве открывается фестиваль «Уроки режиссуры»

    Фестиваль «Уроки режиссуры» стартует в Москве в эту субботу, 21 сентября, в рамках III Биеннале театрального искусства. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе смотра. В конкурсную программу вошли спектакли, поставленные в течение предыдущих двух сезонов молодыми режиссерами, чей профессиональный стаж не превышает 10 лет. ...
  • Римас Туминас: «Спасти нас никто не может. Только сами...»

    Фото: Анатолий Морковкин  В Париже начались большие гастроли Театра Вахтангова. Приезд прославленного российского коллектива вызвал заметный ажиотаж и в кругах французских театралов, и у местной прессы. Поэтому на пресс-конференцию, предваряющую начало гастролей, собралось множество журналистов, и вопросы они задавали не только о привезенных спектаклях. ...
  • В театре «АпАРТе» пройдет фестиваль «Театральное притяжение»

    Театр «АпАРТе» открывает двери экспериментам и синтезу искусств. С 16 по 20 октября на основной сцене Московского драматического театра «АпАРТе», при поддержке Департамента культуры города Москвы пройдет 1-й Московский фестиваль искусств «Театральное притяжение», приуроченный к году театра в России. ...
Читайте также