Люди остались прежними

 
«Театрал» продолжает совместный проект с факультетом журналистики МГУ «Журфак театрала». В рамках этого проекта студенты МГУ встречаются с актерами и режиссерами, смотрят спектакли, знакомятся с «закулисьем», и делятся своими впечатлениями с нашими читателями. На этот раз «журфаковцы» побывали в Московском губернском театре на громком премьерном спектакле «Энергичные люди». А сразу после спектакля – обсудили эту работу с актерами, занятыми в премьере.
 
 
«Даже репетиция не может пройти спокойно»
«Энергичные люди», сколько же в вас энергии, сколько драйва, сколько положительных эмоций несётся в зал каждый раз, когда вы появляетесь на сцене!
 
Действие спектакля происходит в 70-е годы прошлого столетия. Герои пьесы – авантюристы, спекулянты эпохи соцреализма. И, в целом-то, неплохие они люди, но вся их неиссякаемая энергия уходит на обустройство собственного благосостояния и богатства, достичь которого обычным путём трудно.
Что мы, молодое поколение, можем сказать, посмотрев постановку по произведению Василия Шукшина, если и сам режиссёр, Сергей Безруков, посвящает «Энергичных людей» своим родителям? Мы, в настоящее время студенты, вправе только верить или не верить тому, что нам показывают на сцене, сравнивать действие на сцене с рассказами бабушек и дедушек о том времени, пересматривать фотографии узеньких квартир, слушать о том, как тогда жили...
Побывав на этом спектакле-караоке  Сергея Безрукова, я, отвечая за весь зал, тонущий в овациях и восторге, с уверенностью утверждаю, что публика получила неимоверное удовольствие. Когда видишь, как артисты делятся своей, казалось бы, нескончаемой энергией со зрителями, то невольно задаешься вопросом, насколько тяжело настроить себя на то, чтобы при любых обстоятельствах суметь подарить публике такой мощный поток адреналина.
 
Сергей Вершинин, исполнивший роль Аристарха Петровича Кузькина, рассказал, что перед каждым выходом на сцену он испытывает чувство волнения и что настроиться перед спектаклем – это определенная сложность, которую актёр преодолевает каждый раз. «Даже репетиция не может пройти спокойно: все равно выкладываешься. Полчаса до спектакля, я пытаюсь проверить весь реквизит. Там все ходят. Я нервничаю: «Да дайте мне немножко тишины-то на сцене...» 20 минут до спектакля, а ты уже без сил. И вот музыка, выходишь на сцену, что-то происходит, ты забываешь свои болячки, свою усталость. В какой-то момент в себе все преодолеваешь и механизм пошёл, машинка завертелась, и все хорошо», – делится артист.
 
«Я перед спектаклем уснула в 6 утра, потому что всю ночь прорабатывала сцены. Актер не может спокойно выйти  и отыграть спектакль. Но мы все вместе, мы команда, и мы вместе идём завоевывать зрителя!» – рассказывает Галина Бокашевская, которая исполнила роль Веры Сергеевны.
 
Артисты признались, что после сыгранного спектакля чувствуют только приятную усталость и никаких негативных эмоций.
 
Софья Попова
 

Нелишние чувства
Существуют несколько вещей, создающие понятие «жизнь», и одно из них – эмоция. Грусть или счастье, гнев или умиротворение, раздражение или удивление – абсолютно любое чувство способно напомнить нам, что мы должны не проживать свою историю, а жить ею. Единственное условие: эмоция должна быть яркой.
Постановка «Энергичные люди» от первой минуты и до последнего, финального слова наполнена вспыхивающими, как бенгальские огни, эмоциями. Каждую секунду актеры буквально производят электрический ток на сцене для того, чтобы поразить им зрителя, наполнить его зарядом – жизнью. Контакт между сценой и залом строится и благодаря особому авторскому жанру караоке-спектакль: персонажи поют знакомые и любимые с детства песни, а зрители, охваченные чувствами ностальгии, удивления или радости, помогают им.

Постановка Московского губернского театра показывает историю Василия Шукшина о жизни самой «предприимчивой» прослойки населения Советского Союза семидесятых годов – о спекулянтах. Это повествование о людях, которые добивались высот и положения в обществе, воруя у государства. «Энергичные люди» показывают, на что шли ради денег и что происходит, когда о тайном заработке узнают другие.
Хоть и само понятие «спекуляция» сегодня почти никто и не вспомнит, тема нелегального распространения товаров актуальна до сих пор. Спекулянты исчезли, но воры-то остались. Сегодня, через десять или даже сто лет жажда денег все равно не будет давать кому-то покоя. Но самая страшная вещь, описанная Василием Шукшиным и показанная актерами на сцене, не воровство. Беда может прийти, откуда ее и не ждешь. Даже самые близкие и любимые люди способны на предательство. И такие предательства существуют не только на страницах книг и сценариев.

Спектакль «Энергичные люди» полностью соответствует названию пьесы Шукшина. Постановка настолько экспрессивная, что может показаться даже излишние эмоциональной. Энергичные люди заставляют чувствовать, и даже порой – чувствовать слишком много.

«Если делать такого экспрессивного, быстрого, четкого, яркого человека, то нужно делать на сто пятьдесят процентов», - считает Степан Куликов, исполнитель героя Курносого, самого эмоционального персонажа караоке-спектакля. Актер подчеркивает, что пытался повлиять на персонажа, показать его менее энергичным, но «проба» не дала положительных результатов. Чрезмерная энергия одного героя истории порождает и двойной заряд остальных: Галина Бокашевская, исполняющая роль Веры Сергеевны, отмечает, что все действующие лица должны находиться в одной эмоциональной среде, следовательно, надо и другим «прибавлять».

Ощутить силу эмоции возможно лишь тогда, когда это чувство уже прожито. Так и актёры могут оценить мощность экспрессии, только попробовав ее на сцене. «Все равно щупаешь так или иначе, где можно поднажать, а где не стоит. В театральных вузах нас учат вкусу и чувству меры, а дальше – мы сами», - говорит Степан Куликов. 

В отличие от кино, театр хорош тем, что всё возможно поправить, замечает исполнитель главной роли Сергей Вершинин. Возможно заменить движения в танце, реквизит на сцене, но реально ли поменять эмоцию, когда она существует в актере в сам момент действия? И нужно ли пытаться изменить то, что создает эмоциональный спектакль, а именно – живой театр? Кино отличается вниманием к деталям, театр же – к широким жестам, большим и ярким эмоциям. Эта широта и позволяет актеру или зрителю чувствовать настоящую жизнь.
Анастасия Поправка
 
Люди остались прежними
Большинство бывших граждан СССР, заставших 70-е годы прошлого века, вспоминают об этом времени не иначе как с теплотой и любовью. Мы, люди, рожденные на рубеже веков, знаем о «золотых семидесятых» только по рассказам наших родителей, бабушек и дедушек. Казалось бы, вновь окунуться в это время невозможно, однако, к счастью, такая возможность появилась благодаря спектаклю Московского Губернского театра «Энергичные люди», поставленному Сергеем Безруковым по одноименной пьесе Василия Шукшина.

Можно было бы предположить, что эта постановка родилась исключительно в связи с юбилеем Шукшина (в этом году Василию Макаровичу исполнилось бы 90 лет). Однако это знаменательное событие – не единственная причина, по которой Сергей Витальевич решил по-новому взглянуть на всенародно любимую пьесу «Энергичные люди». Главная задача, которую поставили перед собой создатели постановки, - показать, что несмотря на то, что за прошедшие 40 лет, отделяющие нас от 70-х годов, кардинально изменилась жизнь людей, сами люди и отношения между ними остались прежними. Актеры спектакля, с которыми нам посчастливилось пообщаться, подчеркнули, что идея, заложенная в основу этой постановки, заключается в том, что самое главное в любом историческом периоде – это люди и что даже отъявленные спекулянты могут быть по натуре своей не только энергичными и предприимчивыми, но еще и добрыми, веселыми и открытыми людьми, способными создать настоящий праздник даже в непростых условиях жизни. Правда, как верно подметил Александр Тютин, исполнитель роли Брюхатого, этот праздник в то время был уголовно наказуемым, потому что в погоне за хорошей жизнью людям приходилось нарушать закон. Сергей Вершинин, исполнитель роли Аристарха Кузькина, подчеркнул, что в данной постановке акцент ставится не на сатире, а на героях. «Этот спектакль о тех людях, которые, несмотря ни на что, все-таки были добрыми», - добавил артист.

Рассуждая об идее постановки, Александр Тютин отметил: «Конечно, для взрослых людей это ностальгический спектакль, тогда как вам, молодым, он говорит о том, откуда ваши родители, что это было за время». Действительно, внешнее оформление спектакля очень точно реконструирует атмосферу СССР 70-х годов.

Еще до входа в зрительный зал гости могут насладиться расположенными в холле инсталляциями, выполненными в виде маленьких комнат. Эти небольшие порталы в прошлое иллюстрируют устройство квартиры и быт простого советского человека. В каждой из «комнат» располагаются подлинные атрибуты эпохи брежневского застоя. Так, на импровизированной кухне, завешанной бельевыми веревками с мокрым бельем, варятся пельмени. В гостиной, которую в семидесятые принято было называть «залом», по телевизору идет знаменитый хоккейный матч между Советским Союзом и Канадой, а в буфете пылится чехословацкий сервиз. В спальне над скрипучей железной кроватью висят часы с кукушкой и ковер-репродукция картины «Утро в сосновом бору». На мгновение может показаться, что в этой комнатушке живет сам Шукшин: зеркало обрамляют его портретные фотокарточки, а на деревянном столе стоит пишущая машинка с напечатанной пьесой «Энергичные люди». Создается ощущение, будто Василий Макарович всего несколько минут назад закончил работу над «сатирической повестью для театра» и теперь готовится войти в зрительный зал, чтобы насладиться постановкой своего детища. В последней из «комнат» гости могут послушать грампластинки, почувствовать аромат одеколонов и заглянуть в шифоньер, хранящий в себе яркие наряды советских модниц. 

Еще одно средство, помогающее зрителям всецело погрузиться в атмосферу времени действия пьесы, - это советские песни, которые звучат на протяжении всей постановки, созданной в придуманном Безруковым жанре караоке-спектакля. Сергей Витальевич неслучайно сделал акцент на известных шлягерах 70-х годов. Ведь песни – это своего рода проводники в тот исторический период, во время которого они были созданы. Кроме того, песни зачастую передают настроение своего времени. Что касается шлягеров эпохи клеша и диско, то можно сказать, что они в большинстве своем наполнены весельем и чувством праздника. Именно под эти песни люди знакомились, влюблялись, грустили во время уютных домашних посиделок, танцевали и вкушали сладость жизни. Стоит отметить, что в постановке принимает участие Губернаторской оркестр, поэтому вся музыка, привносящая в спектакль энергию и драйв, исполняется вживую. При этом костюмы музыкантов, как и актеров спектакля, стилизованы под одежду 70-х годов.

Фарс, гротеск, ирония – в этом спектакле все смешалось воедино, и этот синтез заряжает такой энергией, которая еще очень долго не покидает зрителей. Улыбка не сходит с лица на протяжении всего действия. Режиссеру удалось органично вплести искрометные шутки и необычные сценические решения в канву спектакля. После каждого интересного режиссерского хода я невольно задавалась вопросом: «Что же будет дальше? Какой еще необычный и яркий трюк придумали создатели спектакля?». Нет сомнения в том, что подобными вопросами задавался весь зал, который после каждой сцены разражался хохотом и аплодисментами. И даже несмотря на то, что спектакль, как и сама пьеса, заканчивается довольно печально, после просмотра постановки Безрукова хочется радоваться, петь и наслаждаться жизнью.
Анна Анфиногентова


Читайте также:
Время спекулянтов и авантюристов

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Денис Кмит

    В воскресенье, 21 июля, в возрасте 59 лет скончался актер Денис Кмит. Об этом сообщил его племянник актер Дмитрий Дубровский. «Ушёл из жизни мой дорогой любимый дядя, замечательный, мужественный человек и актёр Денис Кмит. ...
  • «Так умеет далеко не каждая актриса»

    Она всегда знала, что будет артисткой. Ещё в школе снялась в нескольких картинах, а в студенческие годы сыграла в Ленинградском ТЮЗе Джульетту (лучшего старта и не придумать). В Москве актрисе тоже сопутствовал успех: ее приняли в Театр им. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

  • Поющий Маяковский в «Театре Луны»

    Мы привыкли воспринимать Владимира Маяковского как одного из основоположников футуризма. Его стихи пронизаны надрывной интонацией, каждое слово будто бы выковано из железа. Невольно создаётся ощущение, будто и сам Владимир Владимирович был таким – строгим и стальным человеком. ...
  • Чужой среди всех

    В Московском Губернском театре одной из премьер завершающегося сезона стал спектакль «Возмутитель». Режиссер Павел Артемьев воспроизвел инсценировку драматурга Владимира Малягина по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина, центром которой является незавершенный цикл сатирика «В больнице для умалишенных». ...
  • «Меня переехало временем»

    «Театрал» продолжает совместный проект с факультетом журналистики МГУ «Журфак театрала». В рамках этого проекта студенты МГУ встречаются с актерами и режиссерами, смотрят спектакли, знакомятся с «закулисьем», и делятся своими впечатлениями с нашими читателями. ...
  • Люди остались прежними

    «Театрал» продолжает совместный проект с факультетом журналистики МГУ «Журфак театрала». В рамках этого проекта студенты МГУ встречаются с актерами и режиссерами, смотрят спектакли, знакомятся с «закулисьем», и делятся своими впечатлениями с нашими читателями. ...
Читайте также