Время спекулянтов и авантюристов

«Энергичные люди» в Московском Губернском театре

 
Спектакль «Энергичные люди» поставлен в Московском губернском театре по повести Василия Шукшина. Действие переносит зрителя в СССР 70-х годов, время спекулянтов и авантюристов, но, по словам автора произведения, людей неплохих  на «плохие» поступки их заставило пойти время, когда не существовало честных способов достичь благосостояние.

Эпоха показана в судьбе нескольких ее представителей, а именно супругов Кузькиных и пятерых друзей главы семейства, «деловых и энергичных людей», как называют себя Брюхатый, Чернявый, Лысый, Курносый и Простой человек. Товарищи любят летать в жаркие страны и совершать поездки во Владивосток, оставаясь в доме Аристарха Кузькина – для путешествий им достаточно употребить спиртное в разных количествах, которое зависит от расстояния маршрута. Жене Аристарха, Вере Сергеевне, надоедает терпеть выходки мужа, а последней каплей становится любовное письмо от некоей Сони. Госпожа Кузькина идет на решительные меры и пишет о спекулянтстве мужа и компании в милицию. Еще не доставленное письмо случайно обнаруживает Аристарх – основное действие спектакля начинается.

Возвращаемся в май 2019 года – продолжаются первые показы «Энергичных людей» в МГТ. Режиссер и художественный руководитель театра, Сергей Безруков, поставил повесть в оригинальном жанре караоке-спектакля. Зритель поет вместе с актерами известные как старшему, так и молодому поколению советские песни из культовых фильмов. В начале спектакля показалось, что идея совместного исполнения песен не оправдывает себя, однако с течением действия зритель постепенно погружается в происходящее на сцене. Запомнилось, как одна из зрительниц на четвертом ряду уже с первыми песнями закрыла глаза и пела вместе с артистами. Порой действие переходит в зал. Аристарх Кузькин роняет что-то из холодильника, находясь в поисках спасительной банки с солеными огурцами, – зритель подает некий предмет его обладателю и получает благодарность. Девушка из зрительного зала помогает Брюхатому поведать историю его жизни. Она на время становится его супругой, посадившей спекулянта в тюрьму, – так друг Аристарха пытается показать Вере Сергеевне ошибочность ее намерений и внушает не повторять поступка, ставшего для его жены роковым.

Атмосфера семидесятых годов дополняется танцами и несколько экстравагантными костюмами героев «Энергичных людей»: перед нами настоящие стиляги своего времени. Постановка в целом носит ностальгический характер: предметы быта времен наших родителей, бабушек и дедушек встречают уже перед спектаклем, а гости театра, в свою очередь, могут прикоснуться к советским кроватям и игрушкам, старой посуде, телефону с крутящимся циферблатом. Многие вещи принадлежат актерам и сотрудникам театра – МГТ собрал настоящий музей в фойе. Ностальгию усиливают фотографии и видео, сопровождающие спектакль: Брюхатый поет «Телегу», а после зритель видит молодого человека с гитарой в черно-белой записи, который поет ту же песню. «Это я в 18 лет», - объясняет герой пьесы.

Идея спектакля в целом вовсе не кажется веселой – завершается действие арестом «энергичных людей» в момент, когда этого никто не ожидал, а Вера Сергеевна уже не желала. Несмотря на это, зрителя, да и самих актеров, переполняют настоящие, живые эмоции. Пока спектакль еще не сформировался окончательно: актеры пробуют новое на сцене и признаются, что каждый показ отличается от предыдущего. Галина Бокашевская, которую зритель видит в образе Веры Сергеевны, рассказывает о последних часах перед спектаклем: «Уже вчера пришла в театр, уже вчера ходила с текстом. Кончилось тем, что я уснула в шесть утра, потому что сна не было – всю ночь прорабатывала свои сцены. Я поняла – это неправильный подход. Мы все пришли на следующий день и не понимали, куда и что. Сергей Витальевич собрал нас – он всегда так за пять или десять минут до начала спектакля – и говорит: «Ребята, о чем?» Мы все складываем руки – называется «обряд ручки», а он спрашивает: «О чем? Ради чего мы сегодня будем отдавать свою кровь, рвать свои жилы?» Так он нас объединяет – это очень важно. Мы чувствуем и понимаем, что мы вместе, мы бригада и идем в бой завоевывать зрителя и новые земли!»

И артисты завоевывают. В какой-то момент перестаешь видеть яркие костюмы и декорации – лица исполнителей ролей выходят на первый план, их эмоции становятся эмоциями зрителя, а песни к завершению второго акта поют даже самые поначалу стеснительные гости МГТ. Из зала выходишь с желанием пересмотреть советские фильмы и «Бременских музыкантов», а также обязательно привести на «Энергичных людей» дедушек и бабушек.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ласточкино гнездо

    Театральный сезон начался, а вместе с ним и учебный год, а это значит, что наш журнал возобновляет рубрику «Журфак «Театрала», организованную совместно с факультетом журналистики МГУ. И первая «проба пера» посвящается спектаклю «Ласточка», который в сентябре побывал на гастролях в Москве. ...
  • Поющий Маяковский в «Театре Луны»

    Мы привыкли воспринимать Владимира Маяковского как одного из основоположников футуризма. Его стихи пронизаны надрывной интонацией, каждое слово будто бы выковано из железа. Невольно создаётся ощущение, будто и сам Владимир Владимирович был таким – строгим и стальным человеком. ...
  • Чужой среди всех

    В Московском Губернском театре одной из премьер завершающегося сезона стал спектакль «Возмутитель». Режиссер Павел Артемьев воспроизвел инсценировку драматурга Владимира Малягина по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина, центром которой является незавершенный цикл сатирика «В больнице для умалишенных». ...
  • «Меня переехало временем»

    «Театрал» продолжает совместный проект с факультетом журналистики МГУ «Журфак театрала». В рамках этого проекта студенты МГУ встречаются с актерами и режиссерами, смотрят спектакли, знакомятся с «закулисьем», и делятся своими впечатлениями с нашими читателями. ...
Читайте также