Тараканий бег времени

Сергей Женовач показал премьеру «Бега» на сцене МХТ

 
Михаил Булгаков писал о кастрюле крови, которую из него выпили в Художественном театре. Речь шла о «Кабале святош», которую театр снял с репертуара в 1936 году сразу после премьеры, испугавшись разгромной статьи в «Правде». Не менее дорого стал драматургу отказ от репетиций «Бега».

О вине театра перед своим автором напомнил Олег Ефремов, чьими усилиями в репертуар МХТ вернулась «Кабала святош». Олег Табаков, придя к руководству МХТ, выпустит новую версию «Кабалы...». Так, обратившись к «Бегу», «варяг» Женовач продолжил лучшую из традиций своих предшественников. Премьера «Бега» была сыграна в день рождения автора пьесы, совпадающего с днем рождения постановщика (Михаил Булгаков всегда ценил мистику цифр и дат).
 
Год назад вступив в должность художественного руководителя МХТ, Сергей Женовач для своей первой постановки выбрал «Бег». Пьесу, которую Художественный театр начал репетировать в 1928 году и от которой отказался под нажимом Реперткома и под улюлюкание Ассоциации пролетарских писателей. Именно собрание РАПП с повесткой дня «Юбилей МХАТ перед судом марксистского театроведения» похоронило надежды поставить «Бег». Претензии ассоциированных театральных крыс были стандартными. Эти претензии до сих пор варьируются их наследниками (заменившими «пролетарские ценности» на ценности постмодернизма, но не растерявшими нюх на живое, которое надо задушить). Тот же Женовач слышит регулярно про «отрыв от современности» и «уход от социальных тем», а также про «интеллигентщину» в своем театре.
 
Что делать, если Булгаков в «Беге», действительно, отрывался и отталкивался от современности и смотрел на события недавнего прошлого в «синей бездонной перспективе мглы веков»? А предложенная драматургическая конструкция пьесы «в восьми снах» сплавляла чеховский психологизм с шекспировской свободой предъявления человека, очутившегося в эпицентре исторического катаклизма?
 
Булгаков в «Беге», как сейчас понятно, заглядывал на век вперед.  Метафора «тараканьего бега в неизвестность» станет одной из важнейших и в ХХ веке, и в начале века XXI. Тысячи, десятки тысяч беженцев от русской революции. Сотни тысяч беженцев во времена Второй мировой. Миллионы, бегущие сейчас по всему земного шару.
Сценограф Александр Боровский распахнул черное пространство мхатовской сцены, прорезал его узким парапетом (он же - перрон, он же - мост в постылую бесконечность). Фонарь с оборванными проводами плавно раскачивается, когда помост начинает крениться то в одну, то в другую сторону. Качается маятник исторических событий. И даже наваленные на помосте груды тел не могут его остановить. Из неразличимой массы сапог и шинелей то отделяется повешенный вестовой Крапилин (Алексей Красненков), то вылезает жовиальный министр торговли Корзухин (Игорь Верник), то командир гусарского полка (Артем Быстров). В свете вечных сумерек неразличимы времена («какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»). И не понять: где мертвые? где живые? Грань между бытием и небытием так истончилась...  
 
По помосту марширует генерал Хлудов — Анатолий Белый. Взъерошенный, больной, потерявший голос от монотонных приказов о расстрелах. Заострившиеся черты, ввалившиеся глаза. Этот Хлудов сам похож на призрак, который явился из преисподней, чтобы пугать людей.
 
Впрочем, в ледяном свете полустанка (художник по свету Дамир Исмагилов) все лица кажутся подернутыми мертвенной синевой. Даже витальная сила Чарноты — Михаила Пореченкова и его полковой жены Люськи — Ирина Пегова оказывается бессильной перебороть ужас этого молчаливого мертвого пространства. Появившийся в облике мадам Барабанчиковой, Чарнота своим неистребимым жизнелюбием ненадолго вытесняет ужас близящегося конца...
Как бежит Люська за Чернотой в безоглядном бабьем порыве: хоть на смерть, но за любимым. И как не нужен и обречен этот порыв.
 
Персонажи Булгакова в МХТ даны на эпическом фоне простора и пустоты, тишины молчащих небес и монотонных повторяющихся вопросов Хлудова, адресованных своему кошмару: «поговори со мной!»
 
Михаил Булгаков необычно-тщательно для себя подбирал музыкальную партитуру спектакля, сталкивая русские частушки и голоса константинопольских муэдзинов, песню о Кудеяре и арию Германа из «Пиковой дамы», гул трамваев и звуки маршей. Григорий Гоберник все эти мелодии-цитаты из спектакля убрал, выстроив звуковую партитуру на исключительно «природных звуках» - лязга железа, топота сапог, посвиста метели, звуков города на закате.
 
Перед исполнителями «Бега» Сергей Женовач поставил задачу предельно амбициозную — «поверить» булгаковским императивом день сегодняшний.
Сейчас, кажется, само представление о неразрывной связи с родной страной, о личной ответственности за происходящее на твоей земле, -  вышло из употребления. Страна приравнивается к месту временного проживания, к гостинице, чьи удобства и неудобства бесконечно обсуждаются: здесь плохо кормят, персонал грубит, соседи – сволочи, а менеджеры — ворюги и вообще подонки.
 
Для Булгакова, завещавшего «никогда не сбрасывать абажур с лампы», побег от долга, побег от ответственности, побег от себя — невозможен. Это твое время, это твоя страна, это твоя земля и твоя боль...
 
Мерзавец Корзухин (Игорь Верник придаст ему неожиданно-убедительные повадки сегодняшнего шоумена) будет процветать в Париже на вывезенные из страны пушные изделия. Всем остальным беглецам поневоле и берег турецкий, и город на Сене, и далекий Мадрид, - только постылые сны.
 
Обыграв Корзухина в карты (сцена игры — одна из самых актерски прожитых и сделанных сцен спектакля) Чарнота-Пореченков вздохнет недоумевающе: «Я выиграл столько денег, отчего мне так грустно?»... И поспешит на тараканий тотализатор, где быстро спустит свой выигрыш...
 
Серафима-Яна Гладких затоскует о «снеге над  Караванной». Пока лирическая линия спектакля — линия Серафимы, - только намечена, и актрисе еще надо искать и наживать и боли, и драматизма, и то необоримое чувство, которое властно позовет обратно в город, где никто не ждет. Туда, в снежную мглу, где давно нет ни лампы, ни ее дома, ни той Караванной. Все мы в зрительном зале понимаем, как мало шансов выжить у этой Серафимы и этого Голубкова.
 
Наконец, Хлудов-Белый, центральная трагическая фигура постановки Художественного театра, - почти мечтательно представит в мелких деталях как быстро, «моментально», его расстреляют. Эта мечтательная интонация дорогого стоит. В ней и — стремление  расплатиться с долгами, со всей кровью на руках. И желание лечь в родную землю, чтоб отпевала метель, а не муэдзин... Желание опять ощутить себя собой, русским генералом, а не тараканом в чужом пространстве.
 
В финале «Бега» соединятся оборванные провода, дав ослепительную вспышку света. Спектаклю еще предстоит корректироваться, расти, обретать силу актерского самопредъявления.
 
Но главное - Автор вернулся в свой театр. Нам снова снятся булгаковские сны.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Брусникинцы расскажут об Оттепели

    Новый спектакль Мастерской Брусникина и Центра Вознесенского «В.Е.Р.А.»  из современности обращается к эпохе «больших надежд» — советской Оттепели. Спектакль в жанре поэтического вербатима создан поэтами Екатериной Троепольской и Андреем Родионовым и режиссером Сергеем Карабанем на основе документальных материалов эпохи 1960-х годов. ...
  • В Большом театре появятся шедевры Баланчина и Бежара

    В четверг, 13 июня, на Новой сцене Большого театра состоится премьера двух одноактных балетов – «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина и «Парижское веселье» Мориса Бежара. Большой театр впервые обращается к творчеству Мориса Бежара – легенде современного балета – и представляет одну из его самых радостных постановок, балет «Парижское веселье» – яркое балетное попурри на музыку Жака Оффенбаха и Манюеля Розенталя. ...
  • «Сатирикон» готовит премьеру

    Под занавес театрального года «Сатирикон» представит заключительную премьеру в сезоне «Мой папа – Питер Пэн» по современной пьесе Керен Климовски, отмеченной главной наградой конкурса «В поисках новой пьесы» (РАМТ, 2018). ...
  • Во МХАТе Горького поставят спектакль о леди Гамильтон

    Премьера исторической  драмы Александра Дмитриева по пьесе британского драматурга Теренса Реттигена «Леди Гамильтон» состоится 16 июня на сцене МХАТа им. Горького. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. ...
Читайте также