«Пустые кресла – как символ жертв сталинизма»

В Театре Маяковского выходит премьера «Московский хор»

 
Во вторник, 21 мая, на Основной сцене Театра Маяковского выходит заключительная премьера 96-го сезона – постановка Никиты Кобелева «Московский хор» по пьесе Людмилы Петрушевской. Спектакль, действие которого происходит в середине 50-х, после смерти Сталина, расскажет историю трех поколений большой и некогда дружной семьи, которая переживает разобщение. Единственный, кто пытается удержать людей от взаимной ненависти, это Лика, героиня Евгении Симоновой.

– Я играю мать, которая пытается в отчаянной попытке соединить несоединимое. Ей это не очень удается, но она не оставляет надежды и продолжает бороться за то, чтобы семья не распалась, – рассказала Симонова журналистам после генерального прогона в понедельник. – Хотя у спектакля открытый финал, семейная драма все же остается неразрешенной. У сына героини за плечами война, и этот ад его не отпускает. В каком-то смысле он тоже жертва обстоятельств. И вообще, все персонажи здесь изломаны, изуродованы, много пережили. Поэтому всем так тяжело и больно.

Вместе с латвийской художницей Моникой Пормале Никита Кобелев выстраивает необычное театральное пространство, меняя артистов и зрителей местами: события разворачиваются в зале Театра Маяковского, бывшего свидетелем исторической эпохи, хранящего память о старой Москве и москвичах.

– Идея сразу мне понравилась, поскольку я люблю новое видение, – продолжает Евгения Симонова. – Не могу сказать, что репетиционный период был простым: перемещаться между рядами поначалу было довольно болезненно, к тому же, приходилось прилагать немалые усилия, чтобы добиться хорошей слышимости. И все-таки, с моей точки зрения, этот пространственный эксперимент удался, потому что он несет в себе мощный смысловой заряд. Пустующие кресла зрительного зала выглядят как символ миллионов жертв сталинского режима, о которых невозможно забыть. О погибших напоминают и черно-белые портреты, задействованные в сценографии. Для меня это очень важно, ведь среди них – портреты моей мамы и моего деда Станислава Венедиктовича Станкевича, который был расстрелян в 37-м. Огромное пространство зала контрастирует с маленькими людьми в нем и словно показывает, насколько беспомощным на самом деле был человек по сравнению с огромной государственной машиной.

К огромному сожалению, сегодня сталинизм вновь актуализируется: люди открыто выходят на улицы с портретами «вождя». Мне сложно сформулировать, почему это происходит, но я от этого физически страдаю. При Гитлере Германия получила мощное развитие, но пропаганда его идей и образа там запрещена и наказуема. Мне кажется, у нас в стране должно быть то же самое в отношении Сталина.


– Портреты из семейных архивов позволяют придать истории личное звучание, и это очень сильное подспорье для актеров, – подчеркивает режиссер Никита Кобелев. По его словам, само название: «Московский хор», несет в себе целый ряд смыслов:

– Прежде всего, это метафора многоголосья – множества семей по всей стране, объединенных общим прошлым и общей бедой. Спектакль начинается среди зрителей, и, наверное, они тоже становятся частью этого хора. Но хор – это еще и символ примирения: люди не могут договориться друг с другом, понять и простить друг друга, а хор заставляет их петь в унисон.

На мой взгляд, пьеса Петрушевской написана виртуозно: юмор перемежается здесь с трагизмом и ужасом. При выборе материала для постановки я не раз возвращался к этой истории, но каждый раз вспоминал спектакль Льва Додина. Казалось: что можно сказать после Льва Абрамовича? И все-таки пьеса не отпускала. Желание переосмыслить ту эпоху, наверное, неслучайно: слишком много параллелей с сегодняшним днем. Видимо, пришло время вспомнить тот опыт, рассказать о нем.

Еще один центральный персонаж – Нета, героиня Татьяны Орловой.

– Этот персонаж – порождение сталинизма: она не гнушается писать доносы на собственную семью. В этом смысле система сделала безупречный человеческий продукт. Думаю, сегодня такие люди тоже существуют, хотя среда для них, конечно, не такая благодатная, развернуться им, к счастью, негде, – рассказала актриса.

Передать атмосферу эпохи помогают подлинные костюмы (художник Виктория Севрюкова). В спектакле звучат хоральные произведения Баха, а также музыка Моцарта, Шуберта, Перголези и Дунаевского.

–  Наверное, великая музыка помогает преодолеть травмы, нанесенные множеству семей и всей стране, как обычно искусство помогает вылечиться и спастись, – сказал в заключении Никита Кобелев. – Но все-таки особенно пронзительно в этой истории звучит тема материнской любви.

В спектакле заняты Михаил Евланов, Юлия Силаева, Зоя Кайдановская, Наталья Филиппова, Нина Щеголева, Ольга Пипченко, Дмитрий Прокофьев, Валерия Куликова, Юлия Соломатина и др. Премьерные показы состоятся 21 и 22 мая.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу»

    В понедельник, 2 сентября, премьерным спектаклем Сергея Женовача «Бег» в Московском Художественном театре открылся 122-й сезон. Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы, на котором художественный руководитель рассказал о творческих планах, а после ответил на вопросы журналистов. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Лев Додин объявил планы на новый сезон

    Свой юбилейный, 75-й сезон Малый драматический театр отметит чередой премьер, а также специальным проектом «Отражения», который познакомит зрителей с постановками Льва Додина прошлых лет (каждый месяц в театре будут проходить кинопоказы старых постановок). ...
  • Евгений Миронов: «Мир вступил в эпоху перемен и потрясений»

    В новом сезоне Театр наций представит на Основной сцене пять премьер, первой из них станет спектакль «Дядя Ваня» в постановке художественного руководителя парижского театра Одеон Стефана Брауншвейга. Об этом в среду на церемонии открытия сезона 2019-2020 сообщил художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов. ...
  • Выходит в свет октябрьский «Театрал»

    На страницах осеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - о чем тревожится Римас Туминас;   - как Сергей Женовач будет руководить двумя театрами;   - почему Евгений Водолазкин смотрит в будущее с оптимизмом;   - что объединяет Россию и Запад: в Москве прошли гастроли театров русского зарубежья;   - чем Владимир Машков намерен удивлять зрителей Театра Табакова;   - кого Юрий Бутусов увидел в Ибсене;   - как рассмешить Александра Ширвиндта: молодые артисты Театра сатиры о худруке;   - зачем РАМТу понадобилась еще одна новая сцена;   - о чем Светлана Немоляева никогда не забывала в театре; - что вы знаете о настоящей моде: Павел Каплевич в спецпроекте «Театрала»; - какие секреты таит закулисье Театра сатиры;   - о чем Сергей Плотов не может молчать: сатирик – гость рубрики «Поэт в России – больше, чем поэт…»; - как перестать бояться оперы и начать ходить в музыкальный театр: мастер-класс от Дмитрия Бертмана; - где поужинать истинному театралу: театральные кафе столицы; - как выиграть билеты в Театр им. ...
  • В Театре на Литейном готовят премьеру по Горину

    Выпускник  РГИСИ (мастерская Анатолия Праудина) режиссер Александр Серенко ставит в Санкт-Петербургском Театре на Литейном спектакль «Тот самый М.» по киносценарию Григория Горина. «Эта история про столкновение двух миров – поэтического и мещанского, - говорится в аннотации спектакля. ...
Читайте также