«Пустые кресла – как символ жертв сталинизма»

В Театре Маяковского выходит премьера «Московский хор»

 
Во вторник, 21 мая, на Основной сцене Театра Маяковского выходит заключительная премьера 96-го сезона – постановка Никиты Кобелева «Московский хор» по пьесе Людмилы Петрушевской. Спектакль, действие которого происходит в середине 50-х, после смерти Сталина, расскажет историю трех поколений большой и некогда дружной семьи, которая переживает разобщение. Единственный, кто пытается удержать людей от взаимной ненависти, это Лика, героиня Евгении Симоновой.

– Я играю мать, которая пытается в отчаянной попытке соединить несоединимое. Ей это не очень удается, но она не оставляет надежды и продолжает бороться за то, чтобы семья не распалась, – рассказала Симонова журналистам после генерального прогона в понедельник. – Хотя у спектакля открытый финал, семейная драма все же остается неразрешенной. У сына героини за плечами война, и этот ад его не отпускает. В каком-то смысле он тоже жертва обстоятельств. И вообще, все персонажи здесь изломаны, изуродованы, много пережили. Поэтому всем так тяжело и больно.

Вместе с латвийской художницей Моникой Пормале Никита Кобелев выстраивает необычное театральное пространство, меняя артистов и зрителей местами: события разворачиваются в зале Театра Маяковского, бывшего свидетелем исторической эпохи, хранящего память о старой Москве и москвичах.

– Идея сразу мне понравилась, поскольку я люблю новое видение, – продолжает Евгения Симонова. – Не могу сказать, что репетиционный период был простым: перемещаться между рядами поначалу было довольно болезненно, к тому же, приходилось прилагать немалые усилия, чтобы добиться хорошей слышимости. И все-таки, с моей точки зрения, этот пространственный эксперимент удался, потому что он несет в себе мощный смысловой заряд. Пустующие кресла зрительного зала выглядят как символ миллионов жертв сталинского режима, о которых невозможно забыть. О погибших напоминают и черно-белые портреты, задействованные в сценографии. Для меня это очень важно, ведь среди них – портреты моей мамы и моего деда Станислава Венедиктовича Станкевича, который был расстрелян в 37-м. Огромное пространство зала контрастирует с маленькими людьми в нем и словно показывает, насколько беспомощным на самом деле был человек по сравнению с огромной государственной машиной.

К огромному сожалению, сегодня сталинизм вновь актуализируется: люди открыто выходят на улицы с портретами «вождя». Мне сложно сформулировать, почему это происходит, но я от этого физически страдаю. При Гитлере Германия получила мощное развитие, но пропаганда его идей и образа там запрещена и наказуема. Мне кажется, у нас в стране должно быть то же самое в отношении Сталина.


– Портреты из семейных архивов позволяют придать истории личное звучание, и это очень сильное подспорье для актеров, – подчеркивает режиссер Никита Кобелев. По его словам, само название: «Московский хор», несет в себе целый ряд смыслов:

– Прежде всего, это метафора многоголосья – множества семей по всей стране, объединенных общим прошлым и общей бедой. Спектакль начинается среди зрителей, и, наверное, они тоже становятся частью этого хора. Но хор – это еще и символ примирения: люди не могут договориться друг с другом, понять и простить друг друга, а хор заставляет их петь в унисон.

На мой взгляд, пьеса Петрушевской написана виртуозно: юмор перемежается здесь с трагизмом и ужасом. При выборе материала для постановки я не раз возвращался к этой истории, но каждый раз вспоминал спектакль Льва Додина. Казалось: что можно сказать после Льва Абрамовича? И все-таки пьеса не отпускала. Желание переосмыслить ту эпоху, наверное, неслучайно: слишком много параллелей с сегодняшним днем. Видимо, пришло время вспомнить тот опыт, рассказать о нем.

Еще один центральный персонаж – Нета, героиня Татьяны Орловой.

– Этот персонаж – порождение сталинизма: она не гнушается писать доносы на собственную семью. В этом смысле система сделала безупречный человеческий продукт. Думаю, сегодня такие люди тоже существуют, хотя среда для них, конечно, не такая благодатная, развернуться им, к счастью, негде, – рассказала актриса.

Передать атмосферу эпохи помогают подлинные костюмы (художник Виктория Севрюкова). В спектакле звучат хоральные произведения Баха, а также музыка Моцарта, Шуберта, Перголези и Дунаевского.

–  Наверное, великая музыка помогает преодолеть травмы, нанесенные множеству семей и всей стране, как обычно искусство помогает вылечиться и спастись, – сказал в заключении Никита Кобелев. – Но все-таки особенно пронзительно в этой истории звучит тема материнской любви.

В спектакле заняты Михаил Евланов, Юлия Силаева, Зоя Кайдановская, Наталья Филиппова, Нина Щеголева, Ольга Пипченко, Дмитрий Прокофьев, Валерия Куликова, Юлия Соломатина и др. Премьерные показы состоятся 21 и 22 мая.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Хотелось показать «изнанку» театра»

    На этот раз зрители попадают в театр не привычным способом – через главный вход со стороны Театральной площади, а через арку на Большой Дмитровке. Первое, что бросается в глаза при входе во двор – крошечная дощатая сцена. ...
  • БДТ готовит премьеру со Светланой Крючковой в главной роли

    Спектакль «Жизнь впереди» (по роману Ромена Гари) пополнит репертуар БДТ им. Товстоногова 19 июня. Постановка режиссера Романа Мархолиа станет очередной работой, в которой главную роль сыграет Светлана Крючкова (напомним, в ноябре 2015 году Мархолиа выпустил спектакль «Игрок» по Достоевскому, в котором народная артистка РФ играет Антониду Васильевну). ...
  • Театр post представит премьеру о музыке 70-х

    Театр post готовится представить премьеру «Два перстня» по новому тексту белорусского драматурга Павла Пряжко. Показ состоится 24 июня на площадке «Скороход» в Санкт-Петербурге, информирует сайт театра. Спектакль «Два перстня», составленный из песен советской эстрады 1970-х годов, станет своего рода приквелом другой постановки театра – «Диджей Павел», в котором звучат хиты 80-х. ...
  • Фоменки получат «Завещание Чарльза Адамса»

    На Новой сцене «Мастерской П. Фоменко» 24 июня состоится премьера комедии «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных». Режиссер-постановщик – Олег Глушков. «Источником вдохновения для создателей спектакля стало черно-белое кино и винтажные комиксы, немой кинематограф, детективы сэра Альфреда Хичкока, истории в стиле арт-нуар, готические фантазии Тима Бертона, сказка о Белоснежке и история о Ромео и Джульетте. ...
Читайте также