Джорджо Сангати: «Театр – это территория откровения»

Итальянский режиссер поставил спектакль «Новая квартира» в Театре Вахтангова

 
В рамках творческой лаборатории в Театре Вахтангова в этом сезоне работали два итальянских режиссера. Один из них – Лука де Фуско выпустил в начале года премьеру по пьесе Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник». А в конце апреля его молодой коллега – Джорджо Сангати – поставил в прославленном театре пьесу Гольдони «Новая квартира».
 
– Для меня театр – это территория откровения, где политические, культурные и временные границы на миг стираются и снова открываются для игры, – говорит режиссер Джорджо Сангати. – Театр дает возможность для общения, встреч, познания, открытий, размышлений и праздника. Для меня большая честь приехать в Россию и внести свой вклад в театральную жизнь вашей страны. Русский театр стоит в авангарде мировой театральной жизни, и всегда был ориентиром в моем творчестве.
 
Выбирая материал для постановки на русской сцене, знакомились ли вы с особенностями жизни современной России, или хотели показать собирательный портрет среднего класса?
– Когда мы решили ставить эту комедию, я сразу сказал, что хочу ставить спектакль, где были бы черты современные и для итальянской и для русской аудитории. Эта пьеса очень хороша, чтобы объединить Италию и Россию, XVIII век и день сегодняшний. И мне не хотелось бы делать прямую актуализацию…

Однажды мне сказали, что в этой пьесе Гольдони напоминает Островского с точки зрения пристального внимания к экономическим и финансовым аспектам морали. Это правда. Но мне он также напоминает театр Эдуардо де Филиппо с его неразрывным сочетанием иллюзии и реальности, драмы и комедии, постоянной игрой между жизнью и театром. Именно поэтому, на мой взгляд, пришло время всерьез поработать над этим «экспериментальным» текстом с актерами театра Вахтангова. Попробовать поискать некое общее место и время, где-то между Италией и Россией, между прошлым и настоящим, между стилизацией и реализмом. 

– Близки ли вам традиции Театра Вахтангова и что вы можете сказать о работе с русскими актерами?
– Я всегда задумывался об исторической традиции Театра Вахтангова и об отношении этого театра к комическому. Это не привычный комизм в развлекательном смысле. Комедия всегда воспринималась в этих стенах как жанр, заставляющий думать и глубоко исследовать различные стороны театральности. Мне особенно интересно работать вот с этим не общепринятым комическим жанром, и было приятно найти в актерах эту черту.

Русские актеры – это мыслящие люди и творить вместе с ними очень приятно. Меня удивило их отношение к актерскому ремеслу. Точность, как в музыкальной профессии. Русский актер настраивает свое тело, опыт и, как инструмент, глубоко использует все это в профессиональной деятельности. В Италии такого нет. Наши актеры не всегда независимы, и чаще всего ждут от режиссера, что он их направит, подскажет, как действовать. По сути, у нас нет настоящего метода работы.

– Мне показалось, что актеры немного переигрывают. Может быть, так они хотели приблизиться к итальянцам?
– Для создания образа это было необходимо. Мы много работали над таким аспектом общества, как наглость и вульгарность. Это элементы  фундаментальные для построения материала и они неизбежны. Наша задача – утонченно вынести их на сцену. Поэтому очень важно было соблюдать эту грань. Не завуалировать тематику, которая присутствует непосредственно внутри темы, а иногда фактурно эту тематику выделить. Поэтому они кажутся укрупненными. Некоторые персонажи, которые хотят показать себя не теми, кем они являются, достигают карикатурной образности. Потому что рушатся связи между показным образом и тем, кем является персонаж на самом деле. Сценически я должен показать вот это расфокусирование между сутью и формой. Это бывшие торгаши, которые хотят казаться аристократами. Но они таковыми не являются. Единственный персонаж  аристократ – это граф, но он тоже не прост. Он продает себя, свою историю. То есть, из-за финансовых проблем человек продает свой титул.

Это все современно. И удивительно соответствует тому, что происходило с Венецией в XVIII веке, и то, что происходит сегодня во всем мире. Это очень показательная история.

Чем вас так привлекает XVIII век?
– Мне кажется, что он наиболее близок нашему сегодняшнему дню. Он жестоко и без прикрас описывает отношения между людьми и в нем есть такая черта, как ирония. Это для меня, как глоток воздуха. Я эту иронию впитываю и ею дышу. В театральном материале XVIII века все персонажи подшучивают друг над другом, не воспринимают друг друга всерьез. Эта черта придает образу особую искренность. Мне кажется, что в том времени было гораздо больше искренности, чем сейчас. Человек, который подшучивает над собой – это именно тот человек, который к себе действительно относится серьезно. И это есть в XVIII веке. 

– В одном из интервью вы говорили, что исследуете методы различных режиссеров, в том числе Анатолия Васильева и Льва Додина. Чем вас привлекает творчество этих российских режиссеров?
– Надо сказать, что и с Додиным, и с Васильевым я встречался на лабораториях по творчеству Чехова, когда учился в театральной школе при Пикколо Театро ди Милано (Piccolo Teatro di Milano). Это, конечно, совсем разные режиссеры, но они оба повлияли на мое восприятие процесса создания спектакля.  

Анатолий Васильев, прежде всего, с точки зрения выстраивания связей между жизненным опытом актеров и построением персонажа. Мне это очень помогло для воссоздания некоего воображаемого мира у публики. Лев Додин со своей стороны повлиял на меня с точки зрения изначальной работы над спектаклем, исходя из хребта. Такого спинного мозга, структуры, на которую нанизываются потом детали создания образа. Я ни в коем случае не сравниваю себя с ними и часто говорю, что просто подворовываю у великих учителей, чтобы строить собственное творчество.

Вам хотелось бы продолжить сотрудничество с русскими театрами?
– Конечно, я бы с радостью пожелал себе поработать в России. Потому что верю в культурные связи между странами. И это не пустые слова. Диалог культуры – международный, и он на пользу самим культурам. Потому что он удивительно освещает изнутри и текст, и материалы, которые ставятся в театре. Эти материалы выносятся на суд публике и, одновременно возвращаясь в свою культуру, приносят добрые всходы.

Еще хотел бы попробовать себя и в оперном жанре, срежиссировать оперу. Особенно с итальянским либретто. Как я уже говорил, мой период – это XVIII век, и я очень люблю всех композиторов и либреттистов той эпохи. Есть, конечно, и любимцы. Например, если ко мне кто-нибудь придет с либретто Лоренцо да Понте – я главный режиссер. Мне очень интересен театральный потенциал, который имеется в музыкальном театре XVIII века. Не только бельканто, но и драматургическая составляющая театра, особенности взаимоотношений персонажей. Я уверен, что мы могли бы создать такой спектакль с актерами Театра Вахтангова – они пластичны и прекрасно поют.
 
Справка
Джорджио Сангати родился в Абано-Терме в 1981 году.
В 2005 году защитил диплом в Театральной школе при Пикколо театр ди Милано. Имеет научную степень в области журналистики Университета Падуи (тема диссертации – «Открытие трагедии в кино Пьера Паоло Пазолини»). Награжден театральной премией PremioHystrio в номинации «Театральное призвание».
На практике Джорджо Сангати исследует методы различных режиссеров, среди которых Лев Додин, Анатолий Васильев, Энн Богарт, Деклан Доннелан.
 В 2010 году дебютировал в качестве оперного режиссера в проекте «В комнате земной» Антонио Миари в Театре города Беллуно.
В 2009 году Джорджо Сангати создал Teatro Bresci, где наряду с классикой ставит и пьесы собственного сочинения.
В 2015 году в театре Стабиле дель Венето Сангати выпускает свою редакцию спектакля «Арлекин, слуга двух господ» по одноименной пьесе Карло Гольдони, представленную в 2017 году в Театре La Abadia в Мадриде.
В театре Пикколо театр ди Милано поставил спектакль «Ревнивые женщины» Гольдони, представленный на X Международном Фестивале «Александринский» в Санкт-Петербурге.
Среди его постановок в Италии – пьесы Аристофана, Брехта, Пиранделло, Шекспира.
Джорджо Сангати – участник и дипломант Ravenna Festival и фестиваля «Dei Due Mondi» в Сполето.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов: «Нам надо смутное сделать ясным»

    В начале октября в Музее Москвы состоится премьера спектакля «Борис» по пушкинскому «Борису Годунову». Режиссер Дмитрий Крымов и продюсер Леонид Роберман пригласили в свой проект Тимофея Трибунцева, Паулину Андрееву, Михаила Филиппова, Викторию Исакову, Марию Смольникову. ...
  • «Все его картины – это точное попадание в десятку»

    17 сентября кинорежиссер Владимир Меньшов отмечает 80-летие. Свой первый фильм «Розыгрыш» он снял в 37 лет. За второй «Москва слезам не верит» был удостоен премии «Оскар». Он рискнул пригласить сыграть в комедии Юрского и Тенякову, Алентову и Чурикову. ...
  • Олег Леушин: «Без премьер мы начинаем задыхаться»

    Театральный сезон начинается, как правило, с премьер. Этой традиции придерживается и «Театр на Юго-Западе». Свой 43 сезон они открывают комедией Кена Людвига «Примадонны», которую на шутливый манер и с подтекстом переименовали в «ПрямоДонны». ...
  • Александр Ширвиндт: «Голосовать не будем…»

    В преддверии встречи с Александром Ширвиндтом редакция предложила читателям адресовать артисту свои вопросы. Наиболее интересные из них прозвучали во время интервью, полную версию которого можно будет прочитать в октябрьском номере «Театрала». ...
Читайте также