Театр как человекообразующая машина

Лев Додин отмечает юбилей

 
Словосочетание «Театр Льва Додина» прочно вошло в театральный обиход, хотя сам создатель и руководитель МДТ его не жалует, напоминая постоянно, что театр – коллективное дело. Настоящий авторский театр – своего рода аналог «Божественной комедии», которую пишет Данте, и в которой он присутствует одним из главных персонажей, меняясь и умудряясь с каждой созданной страницей.
 
Книгу «Театральная утопия Льва Додина» я спешила закончить и отправить в типографию к 70-летию мастера. Спешка сыграла злую шутку. Пока книга была в производстве Лев Додин выпустил свой «Вишневый сад», переломный, знаковый спектакль. Спектакль, который вывел новых лидеров Малого драматического театра. Спектакль, который очертил круг тем ближайших лет. Спектакль, который начал новый виток судьбы и пути режиссера-философа Льва Додина.
 
До этого «Сада...» в неведомое и прекрасное будущее стремились неистовые строители Чевенгура и подпольные мыслители «Бесов», мечтатели и труженики Пекашино, палачи и мученики из «Жизни и судьбы», изящные обитатели Войницевки из «Пьесы без названия» и потрепанные житейскими неурядицами герои «Дяди Вани», одичавшие мальчишки из «Повелителя мух» и подошедшие к последней черте герои «Долгого путешествия в ночь».

В «Вишневом саде» призрачный свет потерянного рая мерцает на черно-белом экране выцветшего фильма. Лопахин-Данила Козловский показывает восстановленный вариант домашнего кино как приготовленный подарок к возвращению Раневской-Ксении Раппопорт. Среди кипенно-белых деревьев в белом платье, в шляпке, с кружевным зонтиком гуляет смеющаяся юная женщина, сама похожая на цветущее деревце. Лучи солнца сверкают на траве и листве. Гаев-Игорь Черневич дурачится с сестрой. Из-за дерева выбегает маленький мальчик в матроске...

 Когда? В какую минуту в нашу жизнь, десятилетиями устремленную в будущее, это неведомое будущее торопящую и зовущую, – вдруг вошло это предчувствие скорой утраты чего-то самого важного и нужного? Почему население планеты Земля вдруг озаботилось бесконечными селфи? Миллионы, миллиарды людей маниакально стремятся продлить, запечатлеть, остановить мгновение (пусть и вовсе не прекрасное, но присутствующее здесь и сейчас).

 
Незадолго до революции 1905 года дядя российского императора великий князь Николай Михайлович субсидировал фотосъемку старинных русских усадеб. Оказалось, подгадал вовремя: очень скоро они погибнут в революционном пожаре. «Запомнить накануне утраты» – это чувство сейчас вдруг снова стало остроактуальным…
 
Если бы я продолжила книгу о Льве Додине ее новая глава о пятилетии 2014 – 2019 годов называлась бы «Страх. Любовь. Отчаяние».
 
«Страх. Любовь. Отчаяние» назывался спектакль МДТ по Бертольду Брехту. Лев Додин объединил в авторской композиции два драматургических текста Брехта: к философским рассуждениям Циффеля и Калле из «Разговоров беженцев» добавил гремучую смесь историй героев «Страха и отчаяния третьей империи».
Постановку Додин репетировал параллельно с «Гамлетом» (и надо сказать, «Гамлет» МДТ вполне мог быть назван аналогично).
 
Королевская семья в «Гамлете» МДТ вела свои семейные разборки с постоянной апелляцией к «благу Дании» и к интересам простого народа (тех самых циффелей и калле). В результате гибели королевской семьи к власти приходил безликий «как его там» (Фортинбрас? или как-то иначе?)
 
В брехтовской постановке на сцене театра появляются эти «представители простого народа», которым выпало жить в великую эпоху. Двое беженцев – Циффель-Татьяна Шестакова и Калле-Сергей Курышев – испугавшиеся фашистской власти, принципиально выступают с позиций отдельного и частного человека. Обыкновенного среднего человека, которому решительно неуютно в наступившей «великой эпохе».


Сложенные вместе история датского принца и истории подданных немецкого рейха создают кумулятивный взрывной эффект узнавания общей беды.

 
«В нем зреет что-то страшное», – хрипло скажет Гертруда-Ксения Раппопорт о своем сыне. Страшное зреет не только в Гамлете-Даниле Козловском, проходящем путь от оскорбленного осиротевшего сына к фанатику-убийце. Страшное зреет и в самой обольстительной и сильной Королеве Дании и в ее новом муже Клавдии-Игорь Черневич. И в отчаявшейся Офелии-Елизавете Боярской.
 
Страшное что-то вселяется в души простых обывателей третьего рейха.
 
Страшное что-то ощутимо последние годы в воздухе театральных залов и в отчаянном бурлении соцсетей...
 
Режиссер-философ Лев Додин не ставит диагнозов, он осмысляет бытие и предъявляет его нам в своих спектаклях.
 
Он снова и снова пытается повернуть глаза своих зрителей «зрачками в душу», сделать нас хоть на полминуты людьми, принимающими всю меру вины и ответственности.
Все чудеса актерского пилотажа, вся режиссерская маэстрия важны постольку поскольку имеют в виду пробуждение человеческого в человеке.
 
… Свое 75-летие Лев Додин встречает репетициями одного из главных романов русской жизни – «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского. Малый Драматический театр и его Мастер начинают новый виток судьбы.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Антон Шагин: «Чтобы не потеряться за лицедейством…»

    Весной вышла новая книга стихов актера Антона Шагина  - «Антоновки». В поэтической рубрике «Театрала» представлем стихи из этого сборника. – Я всегда пишу. Даже если я не пишу физически, то внутри всё равно идет работа. ...
  • Трагик и комедиант

    Народный артист России Сергей Степаненко 18 июня отмечает юбилей. Ведущего актера «Ленкома» поздравляют коллеги.   Александр Лазарев: – Для меня Серёга, Сергей Юрьевич Степанченко, он же Серёжка, он же Степан – невероятно близкий человек в театре и в жизни. ...
  • Франко Дзеффирелли: «Моду на страдание изобрели русские»

    Франко Дзеффирелли, скончавшийся в ночь на 15 июня в Италии на 96-м году жизни, в 2008 году дал интервью «Театралу». В память о маэстро напомним этот материал читателям. – Вы считаете себя большим художником? – Человек, который думает о себе «я большой художник» – кретин. ...
  • «Бутусов дает почувствовать себя свободным»

    С актрисой Московского драматического театра им. Пушкина Александрой Урсуляк мы встречаемся поздно вечером, после спектакля «Гедда Габлер», когда монтировщики сцены разбирают декорации. – Александра, вы только что отыграли спектакль, на который, судя по всему, приходит довольно разнообразная публика. ...
Читайте также