Театр как человекообразующая машина

Лев Додин отмечает юбилей

 
Словосочетание «Театр Льва Додина» прочно вошло в театральный обиход, хотя сам создатель и руководитель МДТ его не жалует, напоминая постоянно, что театр – коллективное дело. Настоящий авторский театр – своего рода аналог «Божественной комедии», которую пишет Данте, и в которой он присутствует одним из главных персонажей, меняясь и умудряясь с каждой созданной страницей.
 
Книгу «Театральная утопия Льва Додина» я спешила закончить и отправить в типографию к 70-летию мастера. Спешка сыграла злую шутку. Пока книга была в производстве Лев Додин выпустил свой «Вишневый сад», переломный, знаковый спектакль. Спектакль, который вывел новых лидеров Малого драматического театра. Спектакль, который очертил круг тем ближайших лет. Спектакль, который начал новый виток судьбы и пути режиссера-философа Льва Додина.
 
До этого «Сада...» в неведомое и прекрасное будущее стремились неистовые строители Чевенгура и подпольные мыслители «Бесов», мечтатели и труженики Пекашино, палачи и мученики из «Жизни и судьбы», изящные обитатели Войницевки из «Пьесы без названия» и потрепанные житейскими неурядицами герои «Дяди Вани», одичавшие мальчишки из «Повелителя мух» и подошедшие к последней черте герои «Долгого путешествия в ночь».

В «Вишневом саде» призрачный свет потерянного рая мерцает на черно-белом экране выцветшего фильма. Лопахин-Данила Козловский показывает восстановленный вариант домашнего кино как приготовленный подарок к возвращению Раневской-Ксении Раппопорт. Среди кипенно-белых деревьев в белом платье, в шляпке, с кружевным зонтиком гуляет смеющаяся юная женщина, сама похожая на цветущее деревце. Лучи солнца сверкают на траве и листве. Гаев-Игорь Черневич дурачится с сестрой. Из-за дерева выбегает маленький мальчик в матроске...

 Когда? В какую минуту в нашу жизнь, десятилетиями устремленную в будущее, это неведомое будущее торопящую и зовущую, – вдруг вошло это предчувствие скорой утраты чего-то самого важного и нужного? Почему население планеты Земля вдруг озаботилось бесконечными селфи? Миллионы, миллиарды людей маниакально стремятся продлить, запечатлеть, остановить мгновение (пусть и вовсе не прекрасное, но присутствующее здесь и сейчас).

 
Незадолго до революции 1905 года дядя российского императора великий князь Николай Михайлович субсидировал фотосъемку старинных русских усадеб. Оказалось, подгадал вовремя: очень скоро они погибнут в революционном пожаре. «Запомнить накануне утраты» – это чувство сейчас вдруг снова стало остроактуальным…
 
Если бы я продолжила книгу о Льве Додине ее новая глава о пятилетии 2014 – 2019 годов называлась бы «Страх. Любовь. Отчаяние».
 
«Страх. Любовь. Отчаяние» назывался спектакль МДТ по Бертольду Брехту. Лев Додин объединил в авторской композиции два драматургических текста Брехта: к философским рассуждениям Циффеля и Калле из «Разговоров беженцев» добавил гремучую смесь историй героев «Страха и отчаяния третьей империи».
Постановку Додин репетировал параллельно с «Гамлетом» (и надо сказать, «Гамлет» МДТ вполне мог быть назван аналогично).
 
Королевская семья в «Гамлете» МДТ вела свои семейные разборки с постоянной апелляцией к «благу Дании» и к интересам простого народа (тех самых циффелей и калле). В результате гибели королевской семьи к власти приходил безликий «как его там» (Фортинбрас? или как-то иначе?)
 
В брехтовской постановке на сцене театра появляются эти «представители простого народа», которым выпало жить в великую эпоху. Двое беженцев – Циффель-Татьяна Шестакова и Калле-Сергей Курышев – испугавшиеся фашистской власти, принципиально выступают с позиций отдельного и частного человека. Обыкновенного среднего человека, которому решительно неуютно в наступившей «великой эпохе».


Сложенные вместе история датского принца и истории подданных немецкого рейха создают кумулятивный взрывной эффект узнавания общей беды.

 
«В нем зреет что-то страшное», – хрипло скажет Гертруда-Ксения Раппопорт о своем сыне. Страшное зреет не только в Гамлете-Даниле Козловском, проходящем путь от оскорбленного осиротевшего сына к фанатику-убийце. Страшное зреет и в самой обольстительной и сильной Королеве Дании и в ее новом муже Клавдии-Игорь Черневич. И в отчаявшейся Офелии-Елизавете Боярской.
 
Страшное что-то вселяется в души простых обывателей третьего рейха.
 
Страшное что-то ощутимо последние годы в воздухе театральных залов и в отчаянном бурлении соцсетей...
 
Режиссер-философ Лев Додин не ставит диагнозов, он осмысляет бытие и предъявляет его нам в своих спектаклях.
 
Он снова и снова пытается повернуть глаза своих зрителей «зрачками в душу», сделать нас хоть на полминуты людьми, принимающими всю меру вины и ответственности.
Все чудеса актерского пилотажа, вся режиссерская маэстрия важны постольку поскольку имеют в виду пробуждение человеческого в человеке.
 
… Свое 75-летие Лев Додин встречает репетициями одного из главных романов русской жизни – «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского. Малый Драматический театр и его Мастер начинают новый виток судьбы.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Пусть удача всегда будет рядом!»

    Многоуважаемая, дорогая Валентина Илларионовна! Сегодня поздравления с юбилеем Вы получаете отовсюду: руководители государства, политические деятели, Ваши коллеги, друзья, родные и близкие спешат поздравить Вас, и это вполне естественно, ведь Вы – прекрасная актриса, которую знают и любят в нашей стране абсолютно все: люди всех поколений, домохозяйки и академики, высокие чины и обыкновенные зрители. ...
  • Сергей Гармаш: «Считаю это подарком судьбы»

    «Современник» выпускает спектакль «Папа». Пьеса француза Флориана Зеллера простая сюжетно и бездонная по сути говорит о вещах фатальных и неизбежных. Главный герой Андрэ  - пожилой человек, постепенно теряющий рассудок и превращающийся в беспомощного ребенка. ...
  • Валентина Талызина отмечает юбилей

    Зрители присвоили звание народной актрисе Валентине Талызиной задолго до того, как она получила это звание официально. Трудно представить наш кинематограф и спектакли театра Моссовета без Талызиной. В работе она так азартна и энергична, что увлекает в процесс репетиций коллег. ...
  • Ольга Любимова: «Все удачи – это удачи режиссеров, все неудачи – это неудачи чиновников»

    Вечером во вторник, 21 января, министром культуры РФ назначена Ольга Любимова, журналист, театровед, шеф-редактор более 80-ти документальных фильмов, которая начиная с января 2018 года возглавляла департамент кинематографии Минкультуры РФ. ...
Читайте также