Театр как человекообразующая машина

Лев Додин отмечает юбилей

 
Словосочетание «Театр Льва Додина» прочно вошло в театральный обиход, хотя сам создатель и руководитель МДТ его не жалует, напоминая постоянно, что театр – коллективное дело. Настоящий авторский театр – своего рода аналог «Божественной комедии», которую пишет Данте, и в которой он присутствует одним из главных персонажей, меняясь и умудряясь с каждой созданной страницей.
 
Книгу «Театральная утопия Льва Додина» я спешила закончить и отправить в типографию к 70-летию мастера. Спешка сыграла злую шутку. Пока книга была в производстве Лев Додин выпустил свой «Вишневый сад», переломный, знаковый спектакль. Спектакль, который вывел новых лидеров Малого драматического театра. Спектакль, который очертил круг тем ближайших лет. Спектакль, который начал новый виток судьбы и пути режиссера-философа Льва Додина.
 
До этого «Сада...» в неведомое и прекрасное будущее стремились неистовые строители Чевенгура и подпольные мыслители «Бесов», мечтатели и труженики Пекашино, палачи и мученики из «Жизни и судьбы», изящные обитатели Войницевки из «Пьесы без названия» и потрепанные житейскими неурядицами герои «Дяди Вани», одичавшие мальчишки из «Повелителя мух» и подошедшие к последней черте герои «Долгого путешествия в ночь».

В «Вишневом саде» призрачный свет потерянного рая мерцает на черно-белом экране выцветшего фильма. Лопахин-Данила Козловский показывает восстановленный вариант домашнего кино как приготовленный подарок к возвращению Раневской-Ксении Раппопорт. Среди кипенно-белых деревьев в белом платье, в шляпке, с кружевным зонтиком гуляет смеющаяся юная женщина, сама похожая на цветущее деревце. Лучи солнца сверкают на траве и листве. Гаев-Игорь Черневич дурачится с сестрой. Из-за дерева выбегает маленький мальчик в матроске...

 Когда? В какую минуту в нашу жизнь, десятилетиями устремленную в будущее, это неведомое будущее торопящую и зовущую, – вдруг вошло это предчувствие скорой утраты чего-то самого важного и нужного? Почему население планеты Земля вдруг озаботилось бесконечными селфи? Миллионы, миллиарды людей маниакально стремятся продлить, запечатлеть, остановить мгновение (пусть и вовсе не прекрасное, но присутствующее здесь и сейчас).

 
Незадолго до революции 1905 года дядя российского императора великий князь Николай Михайлович субсидировал фотосъемку старинных русских усадеб. Оказалось, подгадал вовремя: очень скоро они погибнут в революционном пожаре. «Запомнить накануне утраты» – это чувство сейчас вдруг снова стало остроактуальным…
 
Если бы я продолжила книгу о Льве Додине ее новая глава о пятилетии 2014 – 2019 годов называлась бы «Страх. Любовь. Отчаяние».
 
«Страх. Любовь. Отчаяние» назывался спектакль МДТ по Бертольду Брехту. Лев Додин объединил в авторской композиции два драматургических текста Брехта: к философским рассуждениям Циффеля и Калле из «Разговоров беженцев» добавил гремучую смесь историй героев «Страха и отчаяния третьей империи».
Постановку Додин репетировал параллельно с «Гамлетом» (и надо сказать, «Гамлет» МДТ вполне мог быть назван аналогично).
 
Королевская семья в «Гамлете» МДТ вела свои семейные разборки с постоянной апелляцией к «благу Дании» и к интересам простого народа (тех самых циффелей и калле). В результате гибели королевской семьи к власти приходил безликий «как его там» (Фортинбрас? или как-то иначе?)
 
В брехтовской постановке на сцене театра появляются эти «представители простого народа», которым выпало жить в великую эпоху. Двое беженцев – Циффель-Татьяна Шестакова и Калле-Сергей Курышев – испугавшиеся фашистской власти, принципиально выступают с позиций отдельного и частного человека. Обыкновенного среднего человека, которому решительно неуютно в наступившей «великой эпохе».


Сложенные вместе история датского принца и истории подданных немецкого рейха создают кумулятивный взрывной эффект узнавания общей беды.

 
«В нем зреет что-то страшное», – хрипло скажет Гертруда-Ксения Раппопорт о своем сыне. Страшное зреет не только в Гамлете-Даниле Козловском, проходящем путь от оскорбленного осиротевшего сына к фанатику-убийце. Страшное зреет и в самой обольстительной и сильной Королеве Дании и в ее новом муже Клавдии-Игорь Черневич. И в отчаявшейся Офелии-Елизавете Боярской.
 
Страшное что-то вселяется в души простых обывателей третьего рейха.
 
Страшное что-то ощутимо последние годы в воздухе театральных залов и в отчаянном бурлении соцсетей...
 
Режиссер-философ Лев Додин не ставит диагнозов, он осмысляет бытие и предъявляет его нам в своих спектаклях.
 
Он снова и снова пытается повернуть глаза своих зрителей «зрачками в душу», сделать нас хоть на полминуты людьми, принимающими всю меру вины и ответственности.
Все чудеса актерского пилотажа, вся режиссерская маэстрия важны постольку поскольку имеют в виду пробуждение человеческого в человеке.
 
… Свое 75-летие Лев Додин встречает репетициями одного из главных романов русской жизни – «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского. Малый Драматический театр и его Мастер начинают новый виток судьбы.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу»

    В понедельник, 2 сентября, премьерным спектаклем Сергея Женовача «Бег» в Московском Художественном театре открылся 122-й сезон. Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы, на котором художественный руководитель рассказал о творческих планах, а после ответил на вопросы журналистов. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Ширвиндт: «Голосовать не будем…»

    В преддверии встречи с Александром Ширвиндтом редакция предложила читателям адресовать артисту свои вопросы. Наиболее интересные из них прозвучали во время интервью, полную версию которого можно будет прочитать в октябрьском номере «Театрала». ...
  • Раиса Этуш: «Очень скучаю по театру»

    Дочь народного артиста СССР Владимира Этуша нечасто бывает в Москве. Однако нынешний ее визит связан с тем, что 9 сентября исполняется пол года со дня смерти Владимира Абрамовича и в этот день на Новодевичьем кладбище будут открывать ему памятник. ...
  • «Тебя любят артисты и верят каждому твоему слову»

    В субботу, 7 сентября, свой 50-летний юбилей отмечает Кирилл Серебренников – режиссер, который, безусловно, стал родоначальником целого направления в современном театре. По случаю юбилея председатель СТД Александр Калягин направил ему поздравления. ...
  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
Читайте также