Алина Сапрыкина: «Куратор выставки – это ее режиссер»

 
Директор Музея Москвы Алина САПРЫКИНА рассказала «Театралу» о том, почему музей не мыслит своего существования без театра.
 
– Алина, в вашем музее часто проходят всевозможные театральные события. Всем запомнились, например, столетие Юрия Любимова, выставка Резо Габриадзе, на которой прямо в музее состоялись гастроли его тбилисского театра марионеток… Что-то планируете в рамках Года театра?
– Планируем, конечно. В нашем музее все чаще возникают и живут театральные форматы. И это неспроста: сейчас очень важен интерактив, вовлечение зрителя. Без синтеза жанров тут не обойтись.

– Поэтому у выставки «Сны Москвы», например, кроме куратора был и свой драматург?
– Да, в «Снах Москвы» мы как раз пытались создать «театр вещей», говорящих друг с другом. Инсталляции будто оживают на выставке. У нас получился проект на стыке классического музейного показа и театрального. Но бывает и по-другому. В рамках выставки – некие театральные события, как у нас было с экспозицией к 100-летию Юрия Любимова. Когда выставочное пространство превращалось в театральную сцену, экспозиция – в декорации, а зрители оказывались внутри иммерсивного спектакля, поставленного «брусникинцами». Кстати, именно мы предложили режиссеру Максиму Диденко поставить спектакль в выставочном пространстве, хотя это изначально виделось ему в отдельном зале. И это сработало! Получилось интересно и неожиданно, хотя превращать выставку в театр, а потом обратно технически довольно сложно. Но все удалось.

– А еще раньше была выставка Резо Габриадзе...
– Это были настоящие гастроли театра в музее! Для москвичей, кто никогда не был в Тбилиси, – возможность как бы перенестись туда. Если помните, на самой выставке построили театральный зал, а входная зона повторяла фасад знаменитого тбилисского театра кукол в миниатюре. Художником проекта был сын Резо – Леван Габриадзе, а сам Резо встречал гостей на каждом показе.

Залы Музея Москвы очень узнаваемые, вместе с тем у вас на каждый проект новое решение?
– Выставочные залы в Музее Москвы – залы-трансформеры, во всех пяти залах одновременно проходят разные проекты, и не только выставки.
Наш комплекс – памятник архитектуры федерального значения, вместе с тем это бывшие склады армейского продовольствия, впоследствии ставшие гаражами Генштаба советской армии. Это пространства лофтового типа, которые мы под каждую выставку решаем по-разному, а постоянной экспозиции у нас пока нет, так как комплекс в целом еще не реставрирован.

Сегодня архитектура выставки – один из языков коммуникации. Каждая наша выставка – не просто новое архитектурное решение, но и новое пространство во всех смыслах. Например, у нас была «Старая квартира» – масштабная инсталляция, по которой зритель путешествовал и попадал как бы в разное время в каждой комнате.

А как придумывается подобное решение?
– На проекты мы приглашаем разных архитекторов: мы динамичны и открыты. Это и конкуренция, и новые взгляды, новые стили, новые формы, возможность для молодых московских ребят – архитекторов, дизайнеров попадать к нам и реализовывать у нас свои идеи. И мне кажется очень важным, что архитекторы тоже начали воспринимать музейное пространство как вызов, возможность проявить себя, потому что каждая выставка – это история, которую важно рассказать не только интересно и содержательно, но и визуально сконструировать как произведение искусства.

Я очень часто во время подготовки и обсуждения проектов провожу аналогию с театром, потому что куратор выставки – как режиссер в театре. Единственное различие в том, что в театр человек приходит и видит это все на сцене, а в нашем случае он ходит «по сцене», как если бы бродил среди декораций.


– Прямо как спектакль-квест?
– Да, так это и происходит. Если у нас есть какие-то театральные постановки при выставке, то экскурсии сами превращаются в мини-театры, в квесты, поэтому необходим сценарист или драматург выставки.
Драматург – медиатор между посетителем и экспозицией, который прокладывает выставочный маршрут и вовлекает зрителя в экспозицию. Наша задача – интересно рассказать, влюбить в тему или историю, поразить, сообщить что-то новое. Мы выступаем и как медиа, и как образовательная площадка, и как развлекательная.

На выставке «Старая квартира» у нас происходили встречи с молодыми актерами. Это были театральные вечера, для которых в зале ставили длинный-длинный стол с самоваром. Устраивали чаепитие, читали самые разные стихи о Москве и воспоминания московских старожилов о городе. У нас хранится много записанных москвичами историй о детстве, о своем районе, своем дворе, о жизни…

– Эти записи хранятся в коллекции музея?
– Многие тексты актеры подбирали сами, но дополняли их музейными документами. Вообще проект «Старая квартира» создавался как «путешествие во времени». Мы взяли за основу период с 1896 года (год возникновения нашего музея) по 1996-й – 100 лет истории московской квартиры. Зритель перемещался по коммунальному коридору и попадал в разные комнаты разного времени, воспроизведенные вплоть до телевизоров, в которых «крутились» старые телепередачи, и радиоприемников, из которых звучали голоса дикторов того времени. Воссозданные интерьеры сопровождались документами, начиная с «Ущемления буржуазии» и постреволюционного расселения доходных домов в Москве, до рекомендаций, как нужно осуществлять этот процесс, и графиков дежурств в коммуналках. К каждой комнате прилагалось воспоминание того или иного человека о его жизни. Это были наши «коллекционные» тексты, ведь мы, принимая в коллекцию вещи, обязательно сопровождаем их личными историями владельцев. Есть, например, воспоминания артистов, советской богемы или политической элиты, а есть истории самых простых людей, заводских рабочих, дореволюционных мещан, перестроечных «челноков», людей, которые, будучи по профессии, например, научными сотрудниками, были вынуждены включаться в новые «рыночные процессы», чтобы пережить сложное время… Все это наглядно демонстрировало, как менялась жизнь. Это был рассказ о Москве через повседневность, через простые вещи, понятные каждому. И, конечно, хотелось это впечатление усилить какими-то живыми сценами, постановками, театральными решениями, и тогда мы придумали эти вечера с чаепитиями и читками.

– Можете рассказать о каких-то конкретных проектах, намеченных в Год театра?
– Выставка, которая открылось в апреле называется «РайON.0», и посвящена она спальным районам Москвы. Мои сокураторы в этом проекте будут делать специальную театральную программу. На выставке выстроено театральное пространство – зал, в котором  проходят лекции и встречи, перформансы и театральные показы. Все это интересно тем, что современную часть проекта готовили молодые ребята, поколение 25–30-летних, по-своему осмысляющих опыт постсоветского существования. К выставке, посвященной Гоголю также  приурочена театральная программа. Еще я мечтаю сделать проект совместно с мастерской Дмитрия Крымова. Надеюсь, что в этом году, эта мечта осуществится.

– У вас ведь есть еще филиалы, тоже посвященные Москве?
– У нас четыре отдела-музея в Москве, каждый по-своему рассказывает о городе. Все это – часть единого Музея Москвы, с общим центром управления и креативной командой.

Музей «Старый Английский двор» – это Москва глазами иностранца. Там проходят костюмированные экскурсии, проводятся вечера старинной музыки, конференции, встречи. Музей живой истории – прямо реконструкторская тема.
Музей археологии Москвы – первый подземный музей в столице – создан вокруг Воскресенского моста XVII–XVIII веков, фрагменты которого были обнаружены при строительстве торгового центра на Манежной площади. По сути, это музей, рассказывающий о том, что такое наука археология. Здесь есть кабинет юного археолога, где проводятся детские занятия, исследования. Работают археологи-практики, выезжающие на раскопки. И они потрясающе рассказывают о деле, которому посвятили свою жизнь.

А Музей истории Лефортово – это музей отдельного района. В центре внимания здесь – Немецкая слобода, Петр I, резкий поворот Москвы в сторону европеизации, переезд столицы в Санкт-Петербург, превращение России в империю, кардинальные изменения в жизни не только города, но и страны.

Центр Гиляровского сегодня представляет то, что могло бы заинтересовать самого Гиляровского, будь он нашим современником. В прошлом году The Guardian включил его в число 13 лучших новых музеев Европы. Там мы делали проект, посвященный Пригову. А также событие к юбилею Людмилы Петрушевской. Это была полувыставка, полутеатр к юбилею живого классика. Куратором выступила сама Людмила Стефановна, были представлены ее рисунки и графика, проходили и выступления ее кабаре.

– Каким вы видите своего основного зрителя?
Главное отличие городского музея от всех остальных в том, что мы – музей для всех. В первую очередь для всех горожан, для людей, которые живут в Москве, любят Москву, хотят узнать о городе новое или, наоборот, почувствовать ностальгию, что-то вспомнить. Мы хотим рассказывать о Москве, дающей множество возможностей, о Москве многогранной.

Мы – музей многообразия Москвы, и хотим рассказать об этом многообразии каждому: разным поколениям, людям разного социального статуса, взрослым, детям. Такой охват аудитории ставит перед нами сложнейшие задачи. Каждую выставку мы придумываем для нескольких категорий посетителей сразу. Что увидит ребенок, что увидит москвич в пятом поколении, что увидит приезжий, гость столицы. «Музей классной Москвы», как пишут о нас, – это то, что у нас получается. Все интересные стороны города мы «ловим», изучаем, закладываем в наши концепции и идеи.

– Как давно существует Музей Москвы?
– История нашего музея долгая и сложная. Ему 122 года. Возник он как Музей городского хозяйства. Потом раз пять менял название и местоположение – нашу историю можно изучить на нашем сайте.

А откуда у музея такая интересная коллекция? Как она собиралась?
– У музея огромное собрание артефактов. На данный момент коллекция насчитывает более 1 млн. предметов. Первыми экспонатами были чертежи водопровода, канализации, схемы устройства трамваев, фонарей, план освещения города – все, что связано с инфраструктурой. Этим тогда занималась Московская городская дума, которая и открыла музей. Археологическое направление музея активно развилось с конца 1940-х, и с тех пор коллекция постоянно пополняется находками.

Когда музей стал Музеем истории города, в коллекции появилось много живописи, графики, фотографий. В советское время был взят курс на культуру повседневности. Появились документы, предметы искусства и интерьера, подаренные музею самими жителями. Москвичи приходили, да и до сих пор приходят, с дарами, приносят памятные личные вещи, простые, из обычной жизни. У нас огромная коллекция предметов быта, ни у кого такой нет. Мы можем досконально воспроизвести жизнь Москвы XX века во всех деталях.
«Вся Москва – в одном музее» – вот наш слоган, который говорит сам за себя. Все, что касается Москвы, собрано здесь: и бивни мамонта, и первые берестяные грамоты, и фрагмент старого Кремля, который, согласно исследованиям, датируется временем возникновения Москвы; и старинное мощение Красной площади времен Ивана Грозного, а также старые карты, живопись, графика, гравюры, фотографии; сейчас еще и видео, современное искусство, книги, открытки, реклама, автомобили, личные вещи, документы, деньги…

Но сегодня мы хотим не только показывать все, что происходило с историей Москвы, но параллельно писать репортаж сегодняшнего дня, быть музеем современного мегаполиса со всеми его важными событиями. И это нас сближает уже не только с театром, но и с современными медиа!

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театр возникает, когда ты полон жизни…»

    В этот день (24 мая 2000 года) ушел из жизни один из выдающихся режиссеров ХХ века, основатель «Современника», реформатор сцены, художественный руководитель МХАТа (в 1970-2000 гг.) Олег ЕФРЕМОВ. В память о нем «Театрал» приводит несколько цитат из интервью режиссера разных лет. ...
  • «Без новаторства любая традиция мертва»

    В этот день (23 мая) 30 лет назад не стало Георгия Товстоногова, выдающегося режиссера, автора спектаклей, которые по силе своего психологизма, по многозначности заложенных в них мыслей стали вершиной драматического театра ХХ столетия. ...
  • «Он никогда не повышает голос»

    Глеб Панфилов окончил химико-технологический факультет Уральского университета, а стал режиссёром. Первый художественный  фильм снял в 33 года. Всего же в его биографии их одиннадцать (не считая короткометражки), и каждый – со своей индивидуальной темой, каждый отмечен наградой. ...
  • Александр Огарев: «Эта пьеса нужна всем»

    В «Школе драматического искусства» состоится премьера пьесы «Битва за Мосул» Алексея Житковского. О своем отношении к современной драматургии рассказал ее режиссер-постановщик  Александр Огарев. - Александр, почему вы вновь решили обратиться к современной драматургии? Прежде, в основном, вы ставили классику, а это совсем иная эстетика. ...
Читайте также