«Вдруг видишь подлинного Горького»

Театр Вахтангова продолжает свою летопись

 
В Арт-кафе Вахтанговского театра состоялась презентация книг «Юрий Любимов в зеркале Вахтанговской сцены» – Эллы Михалевой и «Смотрите же, чтоб было посмешней». Максим Горький и Театр имени Евгения Вахтангова» – Виктора Борзенко. В представлении изданий приняли участие супруга режиссера Каталин Любмова, актриса Людмила Максакова и профессор Школы-студии МХАТ Ольга Егошина.

«По сложившейся в нашем театре традиции мы представляем книги, связанные с историей Театра Вахтангова, – сказал директор театра Кирилл Крок. – У нас издано уже 17 книг, посвященных артистам, режиссерам и драматургам. И сегодня у нас премьера двух изданий – это книга Эллы Михалевой «Юрий Любимов в зеркале Вахтанговской сцены» и книжка нашего постоянного автора Виктора Борзенко, связанная с творчеством Максима Горького и нашего театра».

«Книжка, родившаяся о Юрии Петровиче Любимове в стенах Вахтанговского театра, посвящена периоду его творческой деятельности, которая из сферы внимания театроведов довольно долго выпадала, – поведала о своей работе историк театра Элла Михалева. – Это период, который предваряет его режиссерский взлет, который мы все знаем и который сейчас хорошо исследован и описан. А прелюдия, которая привела его к этому взлету, долго оставалась вне поля зрения театральных историков. Мне, поскольку я занимаюсь творчеством Юрия Любимова не один год, казалось, что театроведы старшего поколения не очень внимательно относятся к этому времени, потому что они застали Любимова-артиста на сцене, и этот период для них до такой степени ясен и понятен, что нет смысла об этом говорить. Но думала я так до того момента, пока мне не попалась фраза нашего классика театроведения Павла Александровича Новикова, который, как выяснилось, тоже задавался вопросом: как Любимов стал Любимовым?  Он нашел на это простой ответ, который объясняет всё, но не объясняет абсолютно ничего. Он написал, что Любимов – всегда был режиссером. Это – очевидно, но чем больше проходит времени, тем интересней подробности, которые могла раскрыть только Вахтанговская история, история его актерского этапа, круг его интересов, который возник в тот период.  Если бы театр не занимался подвижнической работой, не публиковал регулярно свои материалы, я думаю, что эту завесу тайны, над этим моментом рождения Любимова-режиссера, великого режиссера, крупнейшей фигуры мирового театра, мы бы еще очень долго не открыли. И здесь совпали два счастливых момента. С одной стороны, Вахтанговский театр, который занимается публикацией своих материалов, с другой стороны, мой личный интерес. На стыке совпадения этих двух векторов и получилась эта книжка».

О книге «Смотрите же, чтоб было посмешней». Максим Горький и Театр имени Евгения Вахтангова» рассказал ее автор, шеф-редактор журнала «Театрал», Виктора Борзенко: 

- Книге о Горьком предшествовала работа о сотрудничестве и дружбе Михаила Булгакова с театром Вахтангова. Идея этой серии книг возникла тогда, когда стало понятно, что о сотрудничестве Михаила Булгакова с Художественным театрам написано множество книг, диссертаций и исследований, а о сотрудничестве Булгакова с вахтанговцами, написано крайне мало.

А с Горьким же – другая история. Здесь читатели находятся во власти «хрестоматий», потому что для советского Театра Вахтангова сотрудничество с Горьким – это была золотая страница истории. Борис Евгеньевич Захава – выдающийся режиссер, постановщик «Егора Булычева» – многократно выступал с лекциями о том, как ему удалось создать свой спектакль в 1933 году с Щукиным в главной роли. И в 1960-е годы всё это стало уже настолько общим местом, настолько затертым, что сам сюжет о сотрудничестве Горького и вахтанговцев ушел в небытие на долгие годы. И сейчас с высоты 21 века захотелось посмотреть, как это было, как зарождалось. И выясняется, что в этой истории осталось много недосказанного, много неоткрытого, много неисследованного.

Отмечу лишь пару штрихов: в советские годы во всех собраниях сочинений Горького приводилась стенограмма обсуждения постановки «Егора Булычева» в Вахтанговском, как образец, где великий пролетарский писатель расставил акценты, как надо играть ту или иную сцену, рассказал про отношения персонажей, их взаимосвязи и т.д. То есть своего рода памятка для режиссеров последующих поколений. Если же обратиться к богатейшему наследию музея Театра Вахтангова, то выясняется, что этой отлакированной стенограмме предшествовала реальная стенограмма, где мы совершенно по-другому видим писателя, актеров… И мы понимаем, что этот  спектакль рождался отнюдь не так легко, что было множество подводных камней и течений».

«Благодаря этой книге, мы выходим на очень глубокие темы для размышления, – сказала в завершение историк театра Ольга Егошина. – Я поздравляю нас всех, что эта книга появилась. Да, Горький – «заасфальтированный» классик, классик залакированный, к которому, казалось, уже не прорвешься, но в этой книге в какие-то моменты вдруг видишь подлинного Горького – великого художника, который, конечно, во-многом сам себя замуровал, но тем не менее в нем было то живое и настоящее, что давало возможность ставить, вопреки ему самому, великие спектакли».


  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также