Зрители первого ряда

Мои впечатления

 
Зоя Богуславская, драматург, художественный координатор независимой премии «Триумф»:
За то, что я сбежала из МАИ в ГИТИС, отец не разговаривал со мной полгода. Любовь к театру досталась мне такой – ограничительной – ценой. Удалось посмотреть старых звезд МХАТа, Вахтанговского и Малого театров, Театра им. Моссовета. Среди них – Мансурова, Качалов, Тарасова, Симонов, Астангов, Андровская, Яншин. Ошеломляющим было рождение на карте театральной Москвы «Современника» и Театра на Таганке. На их спектакли ходила с упоением, испытывая счастье соприкосновения с такими страстно воплощенными проблемами и новизной форм. Эта необходимость – бывать в театре, погружаться в жизнь, которой не живешь сама, познавать судьбы людей, с которыми никогда бы не встретилась, – осталась и нынче. Для меня Ефремов, Волчек, Даль, Кваша были сродни близким друзьям. А Юрий Любимов остался для меня до сих пор символом новаторства, яркости, формотворчества.

На сегодняшней театральной картине люблю Мастерскую Петра Фоменко. Там бываю часто, испытывая наслаждение не только от пронзительной достоверности увиденного, но и от бесед с самим Петром Наумовичем. Пытаюсь отлавливать работы этого режиссера и в других странах: сейчас жду встречи с «Лесом», поставленным Фоменко в «Комеди Франсез» в конце прошлого года. Моей безмерной питерской любовью являются Додин и Малый драматический театр – Театр Европы. Начиная с первых спектаклей считаю каждую его постановку особым явлением.

Для меня всегда важны и интересны работы Камы Гинкаса и Генриетты Яновской. Не забуду то наслаждение, которое я испытала на спектаклях «Черный монах» и «Гроза». И конечно же всегда остаются в памяти роли, сыгранные неповторимой Мариной Нееловой – начиная с рощинской «Спешите делать добро» до «Сладкоголосой птицы юности» (постановка Кирилла Серебренникова). Алиса Фрейндлих, у которой каждую роль можно выделить как явление, и Алла Демидова, со времен любимовской Гертруды и эфросовской Раневской и до сегодняшнего подвижнического воплощения на сцене поэзии Ахматовой, Цветаевой, Бродского.

Скажу еще, что на смену тем великим пришла плеяда блистательных актеров, привнесших в свою игру воздух нынешнего времени с его бурной сменой событий, почти ежедневной встречей с предательством, смертью, мгновенными влюбленностями и изменами. Абсолютно современны и редко одарены Олег Меньшиков, Евгений Миронов, Сергей Маковецкий, Владимир Машков, сестры Кутеповы, Полина Агуреева, Чулпан Хаматова. Совершенно особый театральный подиум у Ренаты Литвиновой.

С интересом слежу за отпочковыванием множества новых театральных сообществ, порождаемых молодыми режиссерами и драматургами. С необыкновенной симпатией отношусь к Евгению Гришковцу и Ивану Вырыпаеву – режиссерам-драматургам, которые стали исполнителями своего, авторского, текста и замысла. Для меня непостижимо, в чем секрет обаяния одиноко стоящего на сцене автора-артиста, не подпертого такими надежными костылями, как декорации и костюмы.

Сложнее воспринимаю эксперименты новой волны, безусловно, сделанные одаренными людьми, обладающими мощным воображением и одновременно разрушительной силой. Для меня они похожи на детей, разбирающих игрушку, чтобы посмотреть, как работает пружина. Так происходит и с некоторыми постановками Кирилла Серебренникова и Нины Чусовой – бесспорных лидеров нового театра.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Минкульт планирует повысить безопасность музеев

    Министерство культуры РФ рассчитывает, что дополнительное финансирование на обеспечение систем безопасности музеев будет продолжено.   «В этом году нас поддержало правительство и выделило дополнительное финансирование на обеспечение систем безопасности музеев, 350 млн рублей выделено в этом году. ...
  • В Москве открыли мемориальную доску Алексею Баталову

    Во вторник, 15 октября, в Москве состоялась церемония открытия мемориальной доски в честь народного артиста СССР Алексея Баталова. Памятный знак установлен на фасаде Дома на набережной, где в течение нескольких десятилетий жил и работал актер. ...
  • Кирилл Серебренников стал командором Ордена искусств и литературы

    Кириллу Серебренникову вручили французский Орден искусств и литературы высшей степени (командора). Церемония награждения состоялась накануне вечером в Москве, в резиденции посла Франции Сильви Берманн. «Вы представляете культуру сегодняшнего и завтрашнего дня. ...
  • Фестиваль Дианы Вишневой стартовал в Гоголь-центре

    9 октября стартовала основная программа фестиваля Context. Diana Vishneva, первым событием которой стал Вечер молодых хореографов в Гоголь-центре.   В первой части вечера состоялся финал конкурса молодых хореографов, на котором были представлены пять работ, созданных специально для фестиваля. ...
Читайте также