«Гамлетизм» этой пьесы сегодня еще более актуален»

Павел Сафонов поставил в Театре сатиры спектакль «Платонов»

 
В пятницу, 19 апреля, в Театре сатиры выходит спектакль «Платонов» по ранней пьесе Чехова «Безотцовщина». В преддверии премьеры «Театрал» побеседовал с режиссером Павлом САФОНОВЫМ.
 
– Павел, почему вы выбрали именно эту пьесу Чехова?
– Я давно хотел ее ставить, еще после первого своего спектакля «Прекрасные люди» по Тургеневу. Меня всегда интересовала ее запутанность, трагикомичность, юмор внутри жесткой драмы, какая-то нелепость, которая складывается вокруг героя, связанная с женщинами и другими событиями, внутренняя попытка Платонова всё это пройти и куда-то всё-таки вынырнуть…  Меня эта вещь на интуитивном уровне привлекала давно, но никак не складывалось, всё всегда – случай! А сейчас всё совпало: приход в этот театр Максима Аверина, приглашение Ольги Ломоносовой. Мы стали искать материал для постановки, тут и возник чеховский «Платонов». Мы вместе загорелись этой идеей.

– В последнее время вы часто работаете в соавторстве с художником Мариусом Яцовскисом и композитором Фаустасом Латенасом…
– Мариус всегда мне помогает облечь мои театральные фантазии в лаконичную форму, которая позволяет строить всё словно «из пустоты». Мне кажется, он очень хорошо чувствует Чехова, какую-то его условность, и красоту мира, которую хочется открыть. Мир более гармоничен, наверное, чем люди, поэтому нужен какой-то контрапункт. Хотя есть в его сценографии и необходимая жесткость. Замечательные костюмы к этому спектаклю создала художник Тамара Эшбе.
А когда Фаустас Латенас привносит что-то свое, то сразу становится легче думать о постановке в целом.
 
– Вы можете «в двух словах» рассказать о главном герое – какой он?
– В начале пьесы есть фраза, точнее, вопрос: «Он герой или не герой?» В этом смысле весь спектакль, по сути, ответ на этот вопрос. Мне кажется, что Платонов – тот человек, который, в принципе, мог бы и должен был быть героем, противостоять разрушению, пошлости и деградации. Условно говоря, противостоять такому персонажу, как Венгерович-старший, который олицетворяет капитал, сросшийся с властью. И в юности Платонов думал, что он – Гамлет, который способен сразиться с целым морем бед...
                                                  
– Поэтому вы вплетаете в чеховскую пьесу шекспировский текст?
– Вообще «гамлетизм» этой пьесы сегодня еще более актуален. В то же время, в ней очень российский «расклад», в том, что герой раздваивается. Он не выдержал, не смог сохранить себя. Когда он был просто учителем, ему еще как-то удавалось был цельным, но попытка угнаться за ушедшим временем, за мечтой, разрушила его пространство. Он это осознает. Одним словом, он и есть такой русский Гамлет. Он слишком широк, непоследователен, может быть, даже комичен. 
 
 – Вы впервые работаете с Максимом Авериным. Легко было найти общий язык?
– Максим очень порадовал меня своей азартностью, нацеленностью на максимум и своей открытостью. Он в хорошей форме и может реализовать разные задачи. Мне было интересно ему ставить какие-то задачи, которые он довольно умно и легко осваивал. Партитура роли – огромная, и мне кажется, у него есть внутренние пересечения с Платоновым.  Эту роль трудно сыграть без какого-то внутреннего раздрая и потерь.  Ему есть, о чем говорить.
 
– Не опасаетесь ли вы в Театре сатиры выходить с к публике с таким драматичным материалом?
– У меня это третий спектакль в Театре сатиры. И все они, в принципе, были «нетрадиционными» для этой сцены. Понятно, что «Собака на сене» –материал вроде более легкий, но мы его делали тоже достаточно драматично, и выиграли. «Двенадцатая ночь», тоже не является таким уж «самоигральным» произведением. А что касается Чехова… Понимаете, я верю в нашу публику, верю в то, что она способна воспринимать серьезные и «умные» вещи. Тем более, что это очень живая история про людей, про их попытку изменить жизнь и про несоответствие того, как они хотели жить и как живут.  Для меня центральная по духу реплика спектакля: « – Что у вас болит? – Платонов болит».
Мне кажется, что у любого человека где-то внутри есть свой Платонов, Иванов, Петров, который периодически болит. Я верю в то, что это будет воспринято публикой, как разговор о сегодняшнем дне, а не как архаика и чья-то чужая далекая жизнь.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • Джорджо Сангати: «Театр – это территория откровения»

    В рамках творческой лаборатории в Театре Вахтангова в этом сезоне работали два итальянских режиссера. Один из них – Лука де Фуско выпустил в начале года премьеру по пьесе Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник». ...
  • «Гамлетизм» этой пьесы сегодня еще более актуален»

    В пятницу, 19 апреля, в Театре сатиры выходит спектакль «Платонов» по ранней пьесе Чехова «Безотцовщина». В преддверии премьеры «Театрал» побеседовал с режиссером Павлом САФОНОВЫМ.   – Павел, почему вы выбрали именно эту пьесу Чехова? – Я давно хотел ее ставить, еще после первого своего спектакля «Прекрасные люди» по Тургеневу. ...
  • «Говорить о заработке не приходится»

    «Русская сцена» в Берлине – один из самых известных русских театров зарубежья. Его труппа уже объездила полмира, неоднократно бывала в Москве, выступала в регионах России. Этой весной театр вновь приезжает в столицу и привозит два своих лучших спектакля. ...
  • Александр Огарев: «Мы стали размышлять о мужском и женском менталитете»

    В конце февраля в театре «Школа драматического искусства» состоится премьера спектакля «Женитьба». В преддверии этого события «Театрал» побеседовал с режиссером-постановщиком Александром ОГАРЕВЫМ.   – Александр, почему именно сейчас вы решили обратиться к Гоголю?  – Я всегда любил Гоголя. ...
Читайте также