«Золотая Маска» стала золотой скрепой

Эксперт «Театрала» прокомментировал итоги премии

 
Вечером 16 апреля на исторической сцене Большого театра в 25-й раз вручили главную театральную премию страны. Итоги «Маски», как обычно, вызывают жаркие споры и выступления недовольных. Но в этом году решение жюри, на мой взгляд, выглядит вполне достойным и, что еще важнее, фиксирует серьезные изменения в текущем театральном процессе.  

Сама юбилейная церемония была поставлена Евгением Писаревым на удивление аскетично. Монументальная декорация в классическом стиле, пара музыкальных номеров и ритмичное вскрывание конвертов. Но оно и к лучшему. Номинантов в этом году было столько, что любые интермедии грозили затянуть церемонию до глубокой ночи.

Не будучи специалистом, я не берусь комментировать решения музыкального жюри. Могу лишь констатировать, что в этом году Большой театр одержал победу, получив режиссерскую премию за «Альцину» Кэти Митчелл, дирижерскую – за «Ромео и Джульетту», и еще две за «Нуреева», названного лучшим спектаклем в балете. Две премии получил «Триумф времени и бесчувствия» в Театра Станиславского, и две – пермская «Жанна на костре» в постановке Ромео Кастелуччи, названная лучшей оперой. Неожиданно в состязание музыкальных тяжеловесов ворвался Электротеатр с новаторской оперой «Проза» Владимира Раннева, который получил композиторскую «Маску». Радует, что список претендентов в этой номинации был на удивление длинным – целых девять новых партитур, в опере, балете, мюзикле, современном танце и кросс-жанровых проектах.

Номинация «эксперимент» в этом году тоже была как никогда представительна: целых одиннадцать спектаклей, действительно, поисковых и не конвенционных в диапазоне от  документального и свидетельского театра до разнообразных иммерсивных променадов, от ретро-дискотеки в постановке Дмитрия Волкострелова «Диджей Павел» до эпохальных «Орфических игр» Бориса Юхананова, состоящих из 12 независимых постановок с участием почти ста человек. Жюри из всего этого многообразия выбрало «Волшебную страну» – спектакль-путешествие по улицам и дворикам Ростова-на-Дону и по воспоминаниям музыкантов и поэтов советского андеграунда.

Вообще, увидеть на сцене Большого театра убежденного маргинала, комиссара Театра.doc Всеволода Лисовского, заявившего, что эксперимент – дело коллективное, и поэтому премия принадлежит «всей братве», было удивительнее, чем летающую тарелку с гуманоидами. А если прибавить сюда Андрея Стадникова, получившего спецприз жюри за свою весьма радикальную «Родину» в Центре Мейерхольда – трехчасовой перформанс с марширующими блондинками и чтением стенограмм Политбюро, то картина получается еще более сюрреалистической. Пару-тройку лет назад такие проекты невозможно было представить себе и среди номинантов, не говоря уже о лауреатах.

Распределение премий в драме тоже показало, что лед тронулся, что-то изменилось в нашей привычной картине мира.  Вместо многолетних лидеров «Маски» – Юрия Бутусова, Андрея Могучего, Сергея Женовача и других постоянных участников хит-парада, на первый план вышли новые имена и лица. Главную премию получила «Оптимистическая трагедия» Александринки в постановке Виктора Рыжакова – музыкальный спектакль-реквием по великой советской утопии, а в малой форме победили «Пианисты» Бориса Павловича из новосибирского «Глобуса» – по-европейски минималистичная и тонкая работа по современному норвежскому роману, похожая на хорошо темперированный клавир.

Но главным триумфатором вечера все же стал Кирилл Серебренников. Год назад вся церемония «Золотой Маски» превратилась в акцию поддержки режиссера и его коллег: люди приходили в майках с их портретами, и почти в каждом выступлении звучали призывы к свободе. Теперь, после полутора лет домашнего заточения он смог, наконец, сам выйти на сцену и получить премии и за «Нуреева» в Большом, и за феноменальные «Маленькие трагедии» в Гоголь-центре, выпущенные им дистанционно, как и другие постановки у нас и за рубежом. 

Кирилл держался на удивление спокойно и достойно, не проявляя внешних эмоций, хотя зал встречал его бурными аплодисментами. В своей речи он выразил надежду, что «Маску» ему присудили именно за спектакль, а не за что другое, и призвал всех и дальше защищать свободу художника в России и поддерживать друг друга. В частности, и тех молодых ребят, номинантов «Маски» из «Театра на вынос», которых прямо перед церемонией задержала полиция. Как выяснилось, артистов задержали по указанию ФСБ, так как среди них была участница группы Pussi Riot Вероника Никульшина, выбежавшая на арену «Лужников» во время финала ЧМ по футболу, и отпустили только после окончания церемонии. Видимо, остерегались новых акций, так как в зале были и официальные лица.

Но все же в этот вечер больше говорили не про политику, а про театр, про юбилей «Золотой Маски», которая уже четверть века объединяет российский театральный мир, являясь не только вечным яблоком раздора, но и его настоящей скрепой. И Лев Додин, выступая перед вручением главных призов в драме, сказал, что гордится нашим театральным сообществом, которое до сих пор не раскололось и, в отличие, от кинематографического, не выдумала себе альтернативной премии вроде «Золотого парика». «Мы все играем на одной стороне поля, – сказал знаменитый режиссёр. А наши противники – это не чиновники, не какие-то злые силы, а сама действительность, которой никогда не нравится, когда перед ней ставят зеркало и показывают её истинное лицо».    

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Умерла актриса Александра Назарова

    Народная артистка России Александра Назарова умерла 20 августа на 80-м году жизни, об этом сообщили на сайте Театра им. Ермоловой.   «Только что пришло горькое известие: не стало удивительной, прекрасной, уникальной Александры Ивановны Назаровой. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Родионов: «Полуправда хуже лжи»

    На минувшей неделе СМИ сообщили о конфликте в Музее им. Бахрушина, откуда единовременно уволилось 40 человек. «Театрал» попросил прокомментировать ситуацию директора музея Дмитрия Родионова. – Дмитрий Викторович, что случилось в музее? В связи с чем сотрудники высказывают недовольство, почему увольняются? – Я-то хотел «Театралу» рассказать о нашем юбилее, ведь музею в этом году исполняется 125 лет, и мы готовим целую программу. ...
  • Марка Захарова госпитализировали

    Художественный руководитель театра «Ленком» режиссер Марк Захаров доставлен в одну из столичных клиник с подозрением на воспаление легких. Эту информацию подтвердил СМИ директор театра Марк Варшавер, однако, по его словам, точный диагноз будет известен в ближайшие дни – у режиссера высокая температура, других острых симптомов нет. ...
  • Директор Бахрушинского не подтверждает информацию о массовом увольнении сотрудников

    Директор Театрального музея им. Бахрушина Дмитрий Родионов опроверг информацию об увольнении 40 человек из музея.   «Информации об увольнении 40 человек из музея не соответствует действительности», - цитирует РИА слова Родионова. ...
  • Сергей Пускепалис возглавит Театр им. Волкова

    Актер и режиссер Сергей Пускепалис, занимающий пост заместителя художественного руководителя МХАТа им. Горького, стал победителем конкурса концепций развития Театра имени Волкова и будет назначен его художественным руководителем. ...
Читайте также