«Люби и будь честным»

 
«Театрал» продолжает публиковать работы студентов факультета журналистики МГУ, которые стали участниками совместного проекта Журфака и нашего журнала. В рамках этого проекта на 2-м курсе факультета создан спецсеминар «Теория и практика театральной журналистики», которым руководит доцент Тамара Якова.
 
Его участники встречаются с руководителями театров, с актерами и режиссерами, смотрят спектакли и дипломные работы и общаются со своими ровесниками в театральных вузах, и затем пишут небольшие заметки или готовят фото и видеосюжеты.
 
На сей раз наши журфаковцы посмотрели три спектакля, выпущенные четвертым курсом Театрального института им. Щукина: «Зимняя сказка Шекспира» (режиссер Павел Любимцев), «Антон Чехов. Первая пьеса» (режиссер Михаил Малиновский), «Барабаны в ночи» Брехта (самостоятельная работа студентов). Работы «курса имени Владимира Поглазова» (так себя называют студенты нынешнего выпускного ) и стали темой неформального разговора о творчестве, о профессии, о жизни.
 
 
 
«Здесь нет никаких секретов...» 
Попова Софья
– Посмотрев дипломный спектакль студентов-щукинцев «Барабаны в ночи», я поняла, что ребята ни в чем не лукавят: ни в игре, ни в своих словах после игры.

«Нужно относиться к тому, что ты делаешь и к самому себе по-честному... работать не покладая рук, потому что ничего просто так с неба не падает. Для того, чтобы что-то произошло, нужно что-то сделать. Здесь нет никаких секретов», - говорит Олег Парменов, студент 4-го курса театрального училища имени Щукина. Эти ребята знают, чего хотят, и они идут к своей цели открыто и уверено. Самостоятельно, без какой-либо помощи режиссёра, продумывать сценарий, распределять роли, заниматься монтировкой, искать реквизит, рисовать декорации и работать со светом и музыкой. Дышать одним делом и помогать друг другу. Знать, для чего ты здесь. Работать, стремиться к задуманному и верить в любовь... 

Да, кстати, о любви. «Любовь есть «бог». Что бы не происходило и чего бы не было, любовь победила и победит. Я в это верю, и мой персонаж в это верит», говорит Олег Парменов.
И ведь совсем неважно, какая именно это будет любовь. К конкретному человеку или театру, к профессии или репетиционному процессу, к друзьям или к своему персонажу. Любовь есть Бог. И что бы не происходило, любовь победит! 
 Люби и будь честным.
 
«Внутренний грим героя»
Авдонина Катя
– «Не умеешь шить, так не пори!» – говорят обычно, когда сомневаются в способностях человека. Не доверяют его умениям и опыту. Особенно эта проблема остра для молодого поколения, когда молодёжь судят не по делам их, а по возрасту. Наиболее наглядно это проявляется в отношении широкой аудитории к молодым актёрам, которых оценивают часто не по игре, а лишь по внешним факторам. А что об этом думают студенты-щукинцы?
Мария Лисовая: «Как ты лично выглядишь внешне – это вторично. Важнее понять заложенную автором идею: чего хочет персонаж, зачем он этого хочет, как он добивается цели. Когда ты это понимаешь, для тебя не составляет труда создать внешний облик героя. Из внутреннего проистекает внешнее».

Георгий Шимоненко: «Конечно же, для нас важен внутренний «грим» героя. Все мы тут работаем по системе Станиславского. Мы стараемся полностью перевоплотиться, быть психологически достоверными, чтобы зрители чувствовали нас, наши эмоции, транслируемые им».

Так как же передать их? Этому студентов театрального обучают на студенческой скамье в течение четырёх лет. Их учат плакать и смеяться, смеяться и плакать, ведь именно это должны делать зрители после действительно хорошего представления. Техника театрального смеха – один из самых сложных моментов в процессе обучения. Она базируется на внутренних переживаниях, которые вызывают смех, – именно с этого начинается её освоение. У курса имени Поглазова это несомненно получилось.

Смех героев не вызывал негативных эмоций. Всё мастерство молодых актёров отобразилось в разнообразных перезвонах смеха – порой искусственного, порой яркого и заразительного, трогающего до глубины души, печального, болезненного, злого и даже зловещего. Гамма эмоций персонажей передавалась зрителю и вызывала ответную реакцию – весь зал искренне смеялся над героями из спектакля “Антон Чехов. Первая пьеса”: Трилецким и его нелепыми фарсами, над Анной Петровной Войницевой – властной генеральшей, обескураживающей своей острой и игривой иронией, над смешливой журналисткой в постановке по Брехту «Барабаны в ночи». Зрительский смех стал отдельным героем спектакля, дополнив его и сделав более объёмным и искренним.

Театральная магия 
Калаева Катя: 
В детстве я играла в театральной студии. Однажды после спектакля на новогодней елке маленький зритель подбежал к исполнявшей роль Кикиморы актрисе и стал ее ругать. Тогда ко мне впервые пришло понимание театральной магии.

Публика верит герою, ненавидит или любит его, не воспринимает актера и персонажа в момент игры как двух отличных друг от друга людей. Маленький зритель способен получать такое удовольствие всегда. Забытье же и погружение в мир спектакля взрослой публики – признак мастерства исполнителей. Полина Бондарь, студентка «курса Поглазова», называет два главных критерия для понимания и принятия своего героя актёром: честность и внимательность. «Важно помнить, что у любого артиста свои рамки таланта, свое восприятие и способность понять героя на данный момент жизни. Но, если актер работает честно и пытается дойти до сути, его не будет волновать, кого играть- положительного или отрицательного героя. Если же понять и, соответственно, принять позицию персонажа не получается, то актер не сможет даже приблизиться к нему и достоверно исполнить роль». 

Студент Руслан Погодин добавляет, что в каждом герое, как и в каждом человеке, обязательно есть что-то хорошее, за что его можно полюбить и принять. 

 После просмотра трёх совершенно разных спектаклей, в которых играют юные актеры, можно с уверенностью сказать, что студенты четвёртого курса со своей задачей справились.
 
«Мы были отравлены классикой»»
Поправка Настя
– Классический театр не стоит на месте, он развивается, где-то подчиняясь законам времени и пробуя новые формы, а где-то – отстаивая привычную «школу». Артём Сухоруков, студент курса имени Владимира Поглазова, считает все существующие формы, от устоявшихся до современных, важными и необходимыми как для зрителя, так и для актера. Нужно не только уметь играть по канонам, «по школе», но и экспериментировать, искать что-то новое. Актёр признается: порой даже в учебных целях обнаружить нечто под стать классике - непростая задача. «Мы были отравлены классикой, и чего-то такого же, такого же хорошего, мощного, идейного найти среди современной драматургии было сначала трудно».  Но и те крупицы, которые удалось отыскать, убежден Артём, имеют большое значение: их важно пробовать, важно реализовывать. Артем стал инициатором и одним из руководителей студенческой постановки «Барабаны в ночи» по пьесе Бертольда Брехта. «Что-то во мне кипело относительно этой пьесы, и я сказал: «Давайте делать, но я прошу, чтобы последнее слово было за мной»».

История спектакля началась еще два года назад благодаря очередному академическому экзамену: отрывок произвел впечатление, и уже осенью 2017 года расширенная до 40 минут работа была представлена на международном фестивале театральных школ «Подиум».

Спектакль «Барабаны в ночи» особенен не только потому, что является самостоятельной работой студентов. Сохраняя смыслы автора, актёры пытались внести в образы героев и свои смыслы, что сделало постановку более мощной, яркой и широкой, охватывающей века, объединяющей поколения и истории стран.
В постановках нового формата необходимы не только идеи, заложенные автором произведения, но и сам человек. «Если в спектакле остается живой человек, тогда интересно смотреть», – замечает Сергей Покопцев, студент «курса Поглазова. «Мне кажется, самое клевое, что театр такой разный, что каждый человек, какие бы вкусы у него ни были, может найти свое. Что-то личное, что его будет трогать, где он сможет сказать – я понимаю, про что у людей болит, про какие это вещи».

Слушаю ребят, и понимаю, что не могу не согласиться: вечные, известные поколениям ценности и оригинальные смыслы должны оставаться нетронутыми, человек как связующее звено в цепи «аудитория-театр» обязан играть на сцене «по школе», но и нововведений должно быть в меру. На мой взгляд, какие бы новые формы ни были, они не должны разрушать театр.
          
«Импровизация не ради импровизации»
Макарова Мария
– Импровизация – неотъемлемая часть театра. Поглазовцы видят в импровизации возможность по-новому посмотреть на материал, открыть для себя новое в своей же роли. Татьяна Чепелевич, говоря о спектакле «Чехов. Первая пьеса» вспоминает: «На прошлом спектакле у нашей Александры Ивановны были именины. Они у нее (Арины Селезнёвой) действительно были. Это поразительная вещь, мы вдруг по-новому увидели чеховский текст. Когда Анна Петровна говорит: «Залез в мою комнату, не спросясь съел полпирога». Мы вдруг поняли, что это был именинный пирог для Александры Ивановны! Поэтому у нее такая злость, и это все меняет»!

Режиссер спектакля Михаил Малиновский сразу отмечает, что не относится к импровизации негативно: «Я не люблю импровизацию ради импровизации. Но когда это внутри предлагаемых обстоятельств и оправданно – почему нет?»
Артем Сухоруков вспоминает: «Наш педагог Родион Овчинников после не очень хорошего спектакля сказал: «Я отменяю импровизацию. Потому что импровизация – это когда ты ровно в ту же секунду, что и без импровизации, успеваешь сделать еще что-то. Если у тебя так получается - пожалуйста. Нет – даже не смей».
 
«Молчать и пахать»
Анфиногентова Аня
– Для каждого студента четвертый курс - это не только окончание учебы в вузе и получение заветного диплома, но и некое подведение итогов. Мы спросили поглазовцев о том, что для нихбудет самым главным после окончания легендарной «Щуки», ставшей им за четыре года родным домом. Сергей Тихомиров, ответил, что «самое главное – мы должны честно работать».
Татьяна Чепелевич призналась, что для неё особенно важно наставление мастера, которое он дал ребятам ещё в самом начале первого курса: «Когда нас набрали, наш худрук Владимир Поглазов сказал такую вещь: «Все эти разговоры – про талант, искусство, уникальность - это, конечно, всё очень интересно. Можно сесть в буфете и долго об этом говорить. Но вы сейчас запомните два слова, которые должны у вас все четыре года гореть: молчать и пахать». Вот я с ними и живу все эти четыре года, их я отсюда и вынесу».

«Нужно относиться к тому, что ты делаешь, и к самому себе, в том числе, по-честному, – заключил Олег Пармёнов. – И, конечно же, работать не покладая рук, потому что ничего просто так не случается. Чтобы что-то произошло, нужно что-то сделать».
 

 
«Дальше будет жизнь»
Беседу студентов журфака МГУ со студентами-щукинцами подытожил Павел Любимцев, профессор Института имени Б.Щукина:
 
– Владимир Петрович набрал этот курс щедро - на первом году обучения в коллективе было 44 человека. И потом почти ни с кем он не расстался. Любил цитировать слова своего учителя Юрия Васильевича Катин-Ярцева: «Человек, проживший четыре года в Вахтанговской школе, непременно изменится к лучшему, даже если не станет актёром...»

Поглазов уделял своим студентам очень много времени не только на занятиях, но и на так называемых "часах худрука", когда он просто беседовал  с учениками, рассказывал им о театральном искусстве, о жизни , о человеческих взаимоотношениях... Думаю, что эти долгие беседы часто вспоминают сегодня все поглазовцы.
Курс всегда много работал и был очень хорошо воспитан - в смысле дисциплины и этики к ребятам не было никаких претензий.

Если же говорить о репертуарной политике Поглазова, то он активно стремился погрузить своих студентов в сочинения того или иного автора, добиваясь глубинного проникновения в его мир.

К примеру: «Все играют Достоевского! И Шекспира!» Из этого прикосновения к романам Достоевского и шекспировским пьесам  родились два больших исполнительских вечера  по Достоевскому  (их играли на третьем курсе) и дипломный   спектакль «Зимняя сказка Шекспира», ставший сегодня весьма дорогой для меня работой...

Поглазов так формулировал задачи, связанные с Достоевским и Шекспиром: «Опыт освоения психологической прозы" и "Опыт освоения поэтической драмы». Думаю, польза от таких "погружений" была для каждого ученика очень значительной.

... Трагедия разразилась нежданно-негаданно: в январе 2018 года Владимира Петровича не стало!

Не надо говорить, каким ударом был его уход для всей Школы и, в особенности, для его учеников. Тогда руководство курсом стало моей миссией (помощницей худрука стала Юлия Юрьевна Авшарова). Мы приложили все усилия к тому, чтобы помочь курсу достойно завершить учёбу. Сегодня в дипломном репертуаре – 11 спектаклей, об уровне которых судить не нам, а зрителям. Не могу не отметить, что идут эти работы с несомненным успехом. Также важно и то, что все студенты курса содержательно заняты в этих спектаклях.

Последнее, что возможно сделать сегодня для «Курса имени Поглазова», – помочь ребятам трудоустроиться. Это очень непростое дело, но мы стремимся сделать всё, что в наших силах. Дальше будет жизнь. Чем прославят выпускники 2019 года свою «альма-матер», – покажет время...


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Ласточкино гнездо

    Театральный сезон начался, а вместе с ним и учебный год, а это значит, что наш журнал возобновляет рубрику «Журфак «Театрала», организованную совместно с факультетом журналистики МГУ. И первая «проба пера» посвящается спектаклю «Ласточка», который в сентябре побывал на гастролях в Москве. ...
  • Поющий Маяковский в «Театре Луны»

    Мы привыкли воспринимать Владимира Маяковского как одного из основоположников футуризма. Его стихи пронизаны надрывной интонацией, каждое слово будто бы выковано из железа. Невольно создаётся ощущение, будто и сам Владимир Владимирович был таким – строгим и стальным человеком. ...
  • Чужой среди всех

    В Московском Губернском театре одной из премьер завершающегося сезона стал спектакль «Возмутитель». Режиссер Павел Артемьев воспроизвел инсценировку драматурга Владимира Малягина по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина, центром которой является незавершенный цикл сатирика «В больнице для умалишенных». ...
  • «Меня переехало временем»

    «Театрал» продолжает совместный проект с факультетом журналистики МГУ «Журфак театрала». В рамках этого проекта студенты МГУ встречаются с актерами и режиссерами, смотрят спектакли, знакомятся с «закулисьем», и делятся своими впечатлениями с нашими читателями. ...
Читайте также