Звездный десант в поисках истины

В Театре Наций поставили «Иранскую конференцию»

 
Режиссер Виктор Рыжаков, за которым закрепилась слава первого и лучшего постановщика текстов Ивана Вырыпаева, взялся за новую пьесу драматурга – «Иранскую конференцию», представляющую собой почти теологический диспут. Поспорить о главных вопросах бытия призвали лучшие актерские силы двух столиц.
 
 «Иранская конференция» кажется квинтэссенцией драматургии Вырыпаева, последним звеном, вобравшей в себя опыт всех его текстов. Как и «Кислород», она ритмична и музыкальна. Как «Иллюзии», состоит из серии противоречащих друг другу монологов, где каждый следующий перечеркивает предыдущий. Как и в «Солнечной линии», герои не могут найти общий язык и сойтись хоть в каком-то вопросе, обнаруживая коммуникативный провал. Как в «Пьяных», тут говорят о «шепоте Господа в твоем сердце», но не по хмельной лавочке, а с высокой научной трибуны. Постепенно отказываясь от сюжета, действия, характеров, автор приходит к кристалльным платоновским диалогам – философским спорам о фундаментальных вопросах бытия: о сущности человека, о правах и свободах, о вере, счастье, знании, любви... Научная конференция в Копенгагене, посвященная иранской проблеме, становится лишь поводом, удобной формальной рамкой для свободных рассуждений, уходящих далеко от заданной темы и от бинарной оппозиции Восток – Запад, «Аллах и Coca-Cola».
 
В декабре в Москву уже привозили «Иранскую конференцию», поставленную самим Вырыпаевым в Варшаве, с польскими артистами, но на английском языке. Там режиссер добивался от исполнителей максимальной «не игры», личностного присутствия на сцене – и  минималистичная, лишенная каких бы то ни было украшательств постановка смотрелась (или скорее слушалась) как напряженный и увлекательный интеллектуальный детектив. 
 
Виктор Рыжаков пошел по другому пути, более традиционному, театральному. Битву отвлеченных концепций и мировоззрений он решил подкрепить мощными исполнительскими индивидуальностями, превратить состязание идей в соревнование актерских харизм.

Такого скопления звезд первой величины в одном спектакле не видел даже респектабельный Театр Наций. Режиссер вывел на сцену сборную из восьми московских и питерских театров. Это не только постоянные игроки – Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Ингеборга Дапкунайте, Игорь Гордин, но и приглашенные легионеры – Ксения Раппопорт, Авангард Леонтьев, Станислав Любшин, а в других составах еще и Игорь Верник, Вениамин Смехов,  Андрей Кузичев, Алексей Вертков, Юрий Стоянов, Игорь Хрипунов, Равшана Куркова, Нелли Уварова и Светлана Иванова-Сергеева.
 
С таким внушительным ансамблем пьеса должна была набрать новую силу, обрести плоть и кровь, вывести дискуссию о том, как нам жить в этом неустойчивом мире, на принципиально иной уровень. Потому что каждый из исполнителей тут не просто превосходный артист, а личность со своими взглядами, позицией и политическими убеждениями. И в общем-то, им достаточно было выйти на сцену и говорить от себя. Кому не интересно услышать настоящую Ксению Раппопорт, Евгения Миронова, Ингеборгу Дапкунайте? Готова поспорить, что любому зрителю они гораздо интереснее, чем условные Астрид Петерсен, отец Августин и Эмма Шмидт-Паулсен. Но создатели спектакля не решились на такой прямой и открытый диалог с залом, а проложили между актерами и зрителями буфер в виде привычных образов и характеров – более или менее выпуклых, у кого-то обозначенных двумя  легкими штрихами, у кого-то – с сильным нажимом.
 
Превосходен и точен открывающий диспут Игорь Гордин, ему лучше всех удается передать поэтический ритм вырыпаевского слога – главный структурный элемент его текстов. Естественен и равен самому себе Авангард Леонтьев в роли профессора, рассказывающего, что в жизни есть «что-то более важное», чем сама жизнь. Ироничен чуть развязный, с хитрым прищуром Виталий Кищенко – популярный писатель, считающий судьбу цепочкой случайностей, а человека – мешком с набором генов. Напорист и язвителен Антон Кузнецов – телеведущий Магнус Томсон, отстаивающий европейские либеральные ценности вместе с репортером из «горячих точек» Астрид Петерсон. Ксения Раппопорт наделяет свою героиню заиканием – то ли последствием трехмесячного иранского плена, то ли символом преодоления как стержневого элемента её личности. Таким же гипертрофированным по эмоциональности получается образ популярной телеведущей, познавшей секрет счастья в джунглях Амазонки, у Ингеборги Дапкунайте. А священник отец Августин, запретивший концерт панк-группы в храме, в исполнении Евгения Миронова превращается в фигуру скорее комическую, чем радикальную.
 
Каждое выступление транслируется крупным планом на большой экран, и в какой-то момент изображение начинает дергаться, искажаться, двоиться, словно в кривом зеркале, фиксирующем малейшую ложь (сценография Николая Симонова, видеохудожник Владимир Гусев). И только иранская поэтесса Ширин Ширази, приговоренная к смертной казни за книгу стихов (в моем составе это была нежная и лиричная Нелли Уварова), произносит свой исповедальный монолог на фоне узоров восточных ковров. Запрет на изображение человека в исламском искусстве? Отсутствие нашей вечной саморефлексии и стремления хорошо выглядеть в глазах других людей у представителя восточной цивилизации? Или просто исключительная честность перед собой и полная вера в свой путь – путь любви?

 
Но о какой любви говорят автор и режиссер? Виктор Рыжаков убирает из пьесы последнюю, ключевую фразу, где Ширин признается, что никогда не была замужем, то есть её Возлюбленным был вовсе не человек, а Аллах. В спектакле мы об этом не узнаем. Режиссер, до того послушно следовавший за автором, хакерски взламывает текст, его алгебраически стройную программу, заменяя теософский финал на вполне себе светский. И таким образом примиряет и европейских либералов с их вселенскими правами и свободами, и адептов загадочного Востока с их жаждой мистического, духовного опыта. Потому что любовь (к богу, к мужчине или женщине, к миру – не важно) оказывается той универсальной ценностью, что способна объединить две цивилизации.


 Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
Читайте также