«Точки возврата не будет»

Валерий Фокин встретился с коллективом Волковского театра

 
В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра.

Всего было три встречи. Первая встреча (закрытая) – с труппой театра, вторая (открытая) – с депутатами, членами Правительства, чиновниками и представителями СМИ и, наконец, третья (снова закрытая) – с трудовым коллективом Волковского театра.

В конце рабочего дня состоялась пресс-конференция, на которой художественный руководитель Волковского театра Евгений Марчелли и Валерий Фокин отметили, что активное обсуждение темы слияния театров начнется 8 апреля (в этот день, напомним, в центральном аппарате СТД РФ состоится круглый стол, посвященный проблеме) и надеются, что театры будут объединены до конца 2019 года.

«Театрал» попросил поделиться подробностями профессора Ярославского Государственного театрального института Маргариту Ваняшову:

– Прежде всего, Фокин говорил о своей любимой проблеме – традициях и новаторстве. Главную ответственность за современный театр Валерий Фокин не просто примеряет, а целиком возлагает и принимает на себя, становясь главным теоретиком и практиком страны в области театра. Именно Александринка и Фокин – направляющее начало. 

– Вот, например, авангардный театр, – говорит Валерий Владимирович. – А присмотришься внимательнее – пустота. Возьмешь другой театр, известный. А внутри – пустота. И в третьем театре, и во многих других, стоит их потрясти – пустота. Мы же в нашем новом качестве  определим и зададим параметры, ориентиры, будет ясно, куда идти, куда плыть, куда двигаться, внесем ясность, наполним театральное пространство, оживим его,

Так обрисовалась еще одна философская проблема – Фокин и Пустота. Как в романе Виктора Пелевина.

Меня пригласили сегодня на совместное заседание депутатов Областной Думы, членов Правительства области, Общественной палаты Ярославской области, представителей фракции «Единая Россия» от Ярославской области. Был полный зал. Выступили 20 человек, в том числе и я. Ни один из выступавших не поддержал проект объединения театров.

Напротив, все проявили полную солидарность. Затронули все важные проблемы. В том, что Волковскому театру насущно необходимо, крайне нужно вернуть его настоящий статус – Первого Русского театра и финансировать как Национальное достояние, а не держать на «остаточном принципе» и на полуголодном пайке. И почему только объединение – может решить вопрос с финансами?
Говорили о том, что нельзя идти ни на какие компромиссы.

Проект Приказа был знаком присутствующим в полном виде. Фокин был удивлен (как будто) положениями Приказа, говорил, что в таком виде его подписывать нельзя, что Приказ неправилен. Трудно поверить в то, что Валерий Владимирович  не знал – как один из инициаторов этого абсурда, –положений Приказа. Он фактически публично отрекался от этого документа. И в самом деле, там сказано: считать Ярославский театр структурным подразделением Александринского театра. Все имущество Ярославского театра им. Волкова надлежит передать Александринскому театру. Дирекция театра – в Петербурге.

Фокин не сумел привести творческих идей («не будем говорить о творческих идеях – не они сейчас главное»). А когда все-таки его попросили их назвать, он назвал все то же: обменные гастроли, участие в фестивалях, приезд международных трупп в Петербург и Ярославль, обмен спектаклями и актерами, создание неких общих творческих проектов. Закономерно, что тут же прозвучал встречный вопрос: «А что мешает все это осуществлять, – как это происходит в практике многих театров – на основе Договора о содружестве, без всякого объединения?» Фокин ответил, что это невозможно. Вот будет Национальный театр, тогда все получится.

Но ведь разве табличка и лейбл решают? Разве от названия зависит творчество? Что мы ощутили от замены названия “милиция” на “полиция”? Разве что стали чуть ближе к европейским стандартам. Но искусство не стандарт. Любое объединение не сберегает уникальность организма, а уничтожает, нивелирует, унифицирует его...


Министерский чиновник, который приехал, тоже говорил, что Приказа как такового не было. Что же озвучил 27 марта Мединский? Только самую малую часть, лишь фрагмент, скрыв подлинную суть. Я тоже сказала свое слово, потом меня благодарили. Общая мысль наша нашла отражение в принятом всеми единогласно Решении – никогда не быть структурным подразделением, либо филиалом. Никогда не присоединять театр наш к другому театру. Вернуть театру заслуженный им всей 270-летней историей должный статус. Сохранить театр как самостоятельный организм. Депутаты и все остальные присутствующие понимали и ту опасность, которую несет эта затея всей нашей культуре. Раздавались голоса, несколько предложений: если проявлена такая профессиональная некомпетентность, в которой все чиновники и инициаторы расписались, то в этом случае министра культуры нужно отправлять в отставку. Это не профессионализм, и одновременно это - провокация, “а вдруг прокатит...”.

Наше заседание закончилось тем, что заместитель Председателя Ярославской областной Думы, председатель ярославской фракции «Единая Россия» Николай Алексеевич Александрычев сказал, что с каждым днем растет число подписей против этого объединения, что соберут все 600 тысяч подписей, пожелал всем тем, кто едет 8 апреля в Москву, на встречу в СТД, успехов и победы. Ну, и 12 апреля будет большой митинг ярославцев.


Когда все закончилось, и все стали расходиться, примчался какой-то человек из театра и прокричал, что в театре, в бухгалтерии под присмотром приехавших чиновников уже начали опись имущества. Дай Бог, чтобы это не было правдой.
Также добавлю, что Волковский театр являет собой самоценный и самодостаточный организм. Он – до всякого объединения, слияния, присоединения – уже органическая часть театрального процесса, театрального универсума, как он сложился исторически, а потому – не нуждается во встраивании в какие-то иные системы. 

Для зрелого, успешного культурного организма, каким является Волковский театр, важно не обретение якобы нового качества, где он приобретет лишь лейбл, табличку. Новый статус театра станет возможен только через утрату самотождественности. Никогда переход границы не был ознаменован развитием организма, а лишь его упадком. Подобное объединение невозможно еще и потому, что в скрытом виде являет собой рейдерский захват, поглощение, утрату самоидентификации. И, как следствие, необратимость ситуации. Точки возврата не будет. Упраздняется самостоятельность театра. Волковский театр нивелируется, перестает быть особенным и единичным, утрачивает самобытность и неповторимость.

В метафизической жажде достичь неких театральных мировых вершин с помощью присоединения одного театра к другому таится будущее фиаско. Есть вертикаль – сомнительные и якобы возвышенные цели и есть горизонталь – пошлость, которая звучит в «передаче имущества Волковского театра Александринскому театру».

Они трагически несовместимы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также