«Точки возврата не будет»

Валерий Фокин встретился с коллективом Волковского театра

 
В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра.

Всего было три встречи. Первая встреча (закрытая) – с труппой театра, вторая (открытая) – с депутатами, членами Правительства, чиновниками и представителями СМИ и, наконец, третья (снова закрытая) – с трудовым коллективом Волковского театра.

В конце рабочего дня состоялась пресс-конференция, на которой художественный руководитель Волковского театра Евгений Марчелли и Валерий Фокин отметили, что активное обсуждение темы слияния театров начнется 8 апреля (в этот день, напомним, в центральном аппарате СТД РФ состоится круглый стол, посвященный проблеме) и надеются, что театры будут объединены до конца 2019 года.

«Театрал» попросил поделиться подробностями профессора Ярославского Государственного театрального института Маргариту Ваняшову:

– Прежде всего, Фокин говорил о своей любимой проблеме – традициях и новаторстве. Главную ответственность за современный театр Валерий Фокин не просто примеряет, а целиком возлагает и принимает на себя, становясь главным теоретиком и практиком страны в области театра. Именно Александринка и Фокин – направляющее начало. 

– Вот, например, авангардный театр, – говорит Валерий Владимирович. – А присмотришься внимательнее – пустота. Возьмешь другой театр, известный. А внутри – пустота. И в третьем театре, и во многих других, стоит их потрясти – пустота. Мы же в нашем новом качестве  определим и зададим параметры, ориентиры, будет ясно, куда идти, куда плыть, куда двигаться, внесем ясность, наполним театральное пространство, оживим его,

Так обрисовалась еще одна философская проблема – Фокин и Пустота. Как в романе Виктора Пелевина.

Меня пригласили сегодня на совместное заседание депутатов Областной Думы, членов Правительства области, Общественной палаты Ярославской области, представителей фракции «Единая Россия» от Ярославской области. Был полный зал. Выступили 20 человек, в том числе и я. Ни один из выступавших не поддержал проект объединения театров.

Напротив, все проявили полную солидарность. Затронули все важные проблемы. В том, что Волковскому театру насущно необходимо, крайне нужно вернуть его настоящий статус – Первого Русского театра и финансировать как Национальное достояние, а не держать на «остаточном принципе» и на полуголодном пайке. И почему только объединение – может решить вопрос с финансами?
Говорили о том, что нельзя идти ни на какие компромиссы.

Проект Приказа был знаком присутствующим в полном виде. Фокин был удивлен (как будто) положениями Приказа, говорил, что в таком виде его подписывать нельзя, что Приказ неправилен. Трудно поверить в то, что Валерий Владимирович  не знал – как один из инициаторов этого абсурда, –положений Приказа. Он фактически публично отрекался от этого документа. И в самом деле, там сказано: считать Ярославский театр структурным подразделением Александринского театра. Все имущество Ярославского театра им. Волкова надлежит передать Александринскому театру. Дирекция театра – в Петербурге.

Фокин не сумел привести творческих идей («не будем говорить о творческих идеях – не они сейчас главное»). А когда все-таки его попросили их назвать, он назвал все то же: обменные гастроли, участие в фестивалях, приезд международных трупп в Петербург и Ярославль, обмен спектаклями и актерами, создание неких общих творческих проектов. Закономерно, что тут же прозвучал встречный вопрос: «А что мешает все это осуществлять, – как это происходит в практике многих театров – на основе Договора о содружестве, без всякого объединения?» Фокин ответил, что это невозможно. Вот будет Национальный театр, тогда все получится.

Но ведь разве табличка и лейбл решают? Разве от названия зависит творчество? Что мы ощутили от замены названия “милиция” на “полиция”? Разве что стали чуть ближе к европейским стандартам. Но искусство не стандарт. Любое объединение не сберегает уникальность организма, а уничтожает, нивелирует, унифицирует его...


Министерский чиновник, который приехал, тоже говорил, что Приказа как такового не было. Что же озвучил 27 марта Мединский? Только самую малую часть, лишь фрагмент, скрыв подлинную суть. Я тоже сказала свое слово, потом меня благодарили. Общая мысль наша нашла отражение в принятом всеми единогласно Решении – никогда не быть структурным подразделением, либо филиалом. Никогда не присоединять театр наш к другому театру. Вернуть театру заслуженный им всей 270-летней историей должный статус. Сохранить театр как самостоятельный организм. Депутаты и все остальные присутствующие понимали и ту опасность, которую несет эта затея всей нашей культуре. Раздавались голоса, несколько предложений: если проявлена такая профессиональная некомпетентность, в которой все чиновники и инициаторы расписались, то в этом случае министра культуры нужно отправлять в отставку. Это не профессионализм, и одновременно это - провокация, “а вдруг прокатит...”.

Наше заседание закончилось тем, что заместитель Председателя Ярославской областной Думы, председатель ярославской фракции «Единая Россия» Николай Алексеевич Александрычев сказал, что с каждым днем растет число подписей против этого объединения, что соберут все 600 тысяч подписей, пожелал всем тем, кто едет 8 апреля в Москву, на встречу в СТД, успехов и победы. Ну, и 12 апреля будет большой митинг ярославцев.


Когда все закончилось, и все стали расходиться, примчался какой-то человек из театра и прокричал, что в театре, в бухгалтерии под присмотром приехавших чиновников уже начали опись имущества. Дай Бог, чтобы это не было правдой.
Также добавлю, что Волковский театр являет собой самоценный и самодостаточный организм. Он – до всякого объединения, слияния, присоединения – уже органическая часть театрального процесса, театрального универсума, как он сложился исторически, а потому – не нуждается во встраивании в какие-то иные системы. 

Для зрелого, успешного культурного организма, каким является Волковский театр, важно не обретение якобы нового качества, где он приобретет лишь лейбл, табличку. Новый статус театра станет возможен только через утрату самотождественности. Никогда переход границы не был ознаменован развитием организма, а лишь его упадком. Подобное объединение невозможно еще и потому, что в скрытом виде являет собой рейдерский захват, поглощение, утрату самоидентификации. И, как следствие, необратимость ситуации. Точки возврата не будет. Упраздняется самостоятельность театра. Волковский театр нивелируется, перестает быть особенным и единичным, утрачивает самобытность и неповторимость.

В метафизической жажде достичь неких театральных мировых вершин с помощью присоединения одного театра к другому таится будущее фиаско. Есть вертикаль – сомнительные и якобы возвышенные цели и есть горизонталь – пошлость, которая звучит в «передаче имущества Волковского театра Александринскому театру».

Они трагически несовместимы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • В Саратове госпитализирован худрук ТЮЗа

    Худрук саратовского ТЮЗа 76-летний Юрий Ошеров упал в оркестровую яму во время репетиции, об этом сообщила пресс-секретарь регионального Минкультуры Ирина Спешилова. Ошерова госпитализировали в областную больницу, так как там есть высококачественное диагностическое оборудование. ...
  • Заседание суда по делу «Седьмой студии» отложили до августа

    Назначенное на 17 июня заседание по делу «Седьмой студии» перенесено на август. Мещанский районный суд Москвы отложил рассмотрение дела до 16 августа.   Прошлое заседание прошло 15 апреля. На нем судья Ирина Аккуратова назначила комплексную экспертизу. ...
  • «ФЭСТ» просит защиты у президента

    Администрация Мытищ отказалась удовлетворить просьбу театра «ФЭСТ» в изменении устава. В ответ художественный руководитель «ФЭСТа» Игорь Шаповалов записал видеообращение к президенту страны, которое появилось в социальных сетях театра 15 июня. ...
  • Юрий Шерлинг уволен из Театра им. Образцова

    Заместитель директора Театра кукол им. Образцова Юрий Шерлинг был уволен днем в пятницу, 14 июня. Приказ о его увольнении подписал директор театра Владимир Бакулев.   «Я рассмотрел обращение коллектива и, разобравшись по существу высказанных претензий к первому заму, прекратил действие трудового договора с Юрием Борисовичем Шерлингом», – цитирует РИА слова директора театра. ...
Читайте также