«Точки возврата не будет»

Валерий Фокин встретился с коллективом Волковского театра

 
В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра.

Всего было три встречи. Первая встреча (закрытая) – с труппой театра, вторая (открытая) – с депутатами, членами Правительства, чиновниками и представителями СМИ и, наконец, третья (снова закрытая) – с трудовым коллективом Волковского театра.

В конце рабочего дня состоялась пресс-конференция, на которой художественный руководитель Волковского театра Евгений Марчелли и Валерий Фокин отметили, что активное обсуждение темы слияния театров начнется 8 апреля (в этот день, напомним, в центральном аппарате СТД РФ состоится круглый стол, посвященный проблеме) и надеются, что театры будут объединены до конца 2019 года.

«Театрал» попросил поделиться подробностями профессора Ярославского Государственного театрального института Маргариту Ваняшову:

– Прежде всего, Фокин говорил о своей любимой проблеме – традициях и новаторстве. Главную ответственность за современный театр Валерий Фокин не просто примеряет, а целиком возлагает и принимает на себя, становясь главным теоретиком и практиком страны в области театра. Именно Александринка и Фокин – направляющее начало. 

– Вот, например, авангардный театр, – говорит Валерий Владимирович. – А присмотришься внимательнее – пустота. Возьмешь другой театр, известный. А внутри – пустота. И в третьем театре, и во многих других, стоит их потрясти – пустота. Мы же в нашем новом качестве  определим и зададим параметры, ориентиры, будет ясно, куда идти, куда плыть, куда двигаться, внесем ясность, наполним театральное пространство, оживим его,

Так обрисовалась еще одна философская проблема – Фокин и Пустота. Как в романе Виктора Пелевина.

Меня пригласили сегодня на совместное заседание депутатов Областной Думы, членов Правительства области, Общественной палаты Ярославской области, представителей фракции «Единая Россия» от Ярославской области. Был полный зал. Выступили 20 человек, в том числе и я. Ни один из выступавших не поддержал проект объединения театров.

Напротив, все проявили полную солидарность. Затронули все важные проблемы. В том, что Волковскому театру насущно необходимо, крайне нужно вернуть его настоящий статус – Первого Русского театра и финансировать как Национальное достояние, а не держать на «остаточном принципе» и на полуголодном пайке. И почему только объединение – может решить вопрос с финансами?
Говорили о том, что нельзя идти ни на какие компромиссы.

Проект Приказа был знаком присутствующим в полном виде. Фокин был удивлен (как будто) положениями Приказа, говорил, что в таком виде его подписывать нельзя, что Приказ неправилен. Трудно поверить в то, что Валерий Владимирович  не знал – как один из инициаторов этого абсурда, –положений Приказа. Он фактически публично отрекался от этого документа. И в самом деле, там сказано: считать Ярославский театр структурным подразделением Александринского театра. Все имущество Ярославского театра им. Волкова надлежит передать Александринскому театру. Дирекция театра – в Петербурге.

Фокин не сумел привести творческих идей («не будем говорить о творческих идеях – не они сейчас главное»). А когда все-таки его попросили их назвать, он назвал все то же: обменные гастроли, участие в фестивалях, приезд международных трупп в Петербург и Ярославль, обмен спектаклями и актерами, создание неких общих творческих проектов. Закономерно, что тут же прозвучал встречный вопрос: «А что мешает все это осуществлять, – как это происходит в практике многих театров – на основе Договора о содружестве, без всякого объединения?» Фокин ответил, что это невозможно. Вот будет Национальный театр, тогда все получится.

Но ведь разве табличка и лейбл решают? Разве от названия зависит творчество? Что мы ощутили от замены названия “милиция” на “полиция”? Разве что стали чуть ближе к европейским стандартам. Но искусство не стандарт. Любое объединение не сберегает уникальность организма, а уничтожает, нивелирует, унифицирует его...


Министерский чиновник, который приехал, тоже говорил, что Приказа как такового не было. Что же озвучил 27 марта Мединский? Только самую малую часть, лишь фрагмент, скрыв подлинную суть. Я тоже сказала свое слово, потом меня благодарили. Общая мысль наша нашла отражение в принятом всеми единогласно Решении – никогда не быть структурным подразделением, либо филиалом. Никогда не присоединять театр наш к другому театру. Вернуть театру заслуженный им всей 270-летней историей должный статус. Сохранить театр как самостоятельный организм. Депутаты и все остальные присутствующие понимали и ту опасность, которую несет эта затея всей нашей культуре. Раздавались голоса, несколько предложений: если проявлена такая профессиональная некомпетентность, в которой все чиновники и инициаторы расписались, то в этом случае министра культуры нужно отправлять в отставку. Это не профессионализм, и одновременно это - провокация, “а вдруг прокатит...”.

Наше заседание закончилось тем, что заместитель Председателя Ярославской областной Думы, председатель ярославской фракции «Единая Россия» Николай Алексеевич Александрычев сказал, что с каждым днем растет число подписей против этого объединения, что соберут все 600 тысяч подписей, пожелал всем тем, кто едет 8 апреля в Москву, на встречу в СТД, успехов и победы. Ну, и 12 апреля будет большой митинг ярославцев.


Когда все закончилось, и все стали расходиться, примчался какой-то человек из театра и прокричал, что в театре, в бухгалтерии под присмотром приехавших чиновников уже начали опись имущества. Дай Бог, чтобы это не было правдой.
Также добавлю, что Волковский театр являет собой самоценный и самодостаточный организм. Он – до всякого объединения, слияния, присоединения – уже органическая часть театрального процесса, театрального универсума, как он сложился исторически, а потому – не нуждается во встраивании в какие-то иные системы. 

Для зрелого, успешного культурного организма, каким является Волковский театр, важно не обретение якобы нового качества, где он приобретет лишь лейбл, табличку. Новый статус театра станет возможен только через утрату самотождественности. Никогда переход границы не был ознаменован развитием организма, а лишь его упадком. Подобное объединение невозможно еще и потому, что в скрытом виде являет собой рейдерский захват, поглощение, утрату самоидентификации. И, как следствие, необратимость ситуации. Точки возврата не будет. Упраздняется самостоятельность театра. Волковский театр нивелируется, перестает быть особенным и единичным, утрачивает самобытность и неповторимость.

В метафизической жажде достичь неких театральных мировых вершин с помощью присоединения одного театра к другому таится будущее фиаско. Есть вертикаль – сомнительные и якобы возвышенные цели и есть горизонталь – пошлость, которая звучит в «передаче имущества Волковского театра Александринскому театру».

Они трагически несовместимы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Жестоко содержать в изоляторе человека с заболеванием сердца»

    Судебное заседание, на котором будет рассматриваться изменение меры пресечения директору Большого театра кукол Александру Калинину, состоится через месяц, точная дата пока не названа. Об этом в интервью «Театралу» сообщил адвокат Калинина Леонид Крикун. ...
  • «Театр превратился в штаб»

    Директор Большого театра кукол Александр Калинин проведет ближайший месяц в СИЗО. Как сообщал «Театрал», Калинин был заключен под стражу 19 апреля в связи с обвинением в получении взятки в размере 1,2 млн рублей, свою вину он отрицает. ...
  • «Важна поддержка театрального сообщества»

    В понедельник, 22 мая, будет подана апелляция на изменение меры пресечения директору Большого театра кукол  Александру Калинину. Театральные деятели высказались в поддержку директора  БТК, арестованного на прошлой неделе по подозрению в получении взятки. ...
  • Найдена пропавшая картина Левитана

    Картину «Летний пейзаж. Пашня» обнаружили в день обращения о ее хищении. Обстоятельства выясняются, об этом сообщает столичный главк МВД. С заявлением о пропаже картины Исаака Левитана в полицию обратился директор организации «Научно исследовательская независимая экспертиза имени П. ...
Читайте также