Что ждет билетных перекупщиков?

 
Министерство культуры подготовило два законопроекта, направленных на борьбу с перекупщиками билетов. Об этом во вторник, 2 апреля, сообщила на Московском билетном форуме начальник отдела законопроектной деятельности Нормативно-правового департамента ведомства Нигина Умарова. Нововведения обсудили в рамках панельной дискуссии: «Что ждет билетное законодательство в 2019 году?», в которой, помимо Минкульта, участвовали представители Общественной палаты, театральной отрасли и зрительского сообщества.

Законодательная инициатива, которая найдет отражение в законопроектах «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вводит понятие лица, уполномоченного продавать билеты на культурные мероприятия, а также ужесточает требования к самому билету. В частности, планируется утвердить специальную форму билета (билет, не соответствующий форме, будет считаться недействительным). Что касается платы билетным посредникам за оказание услуг, которая и составляет прибыль билетного рынка, то она будет ограничена 10% от стоимости купленных билетов. Наиболее резонансная статья касается штрафов, которые грозят перекупщикам. Для граждан размер штрафа достигает 300 тыс. рублей, для юридических лиц – 1 млн. рублей.

– Целью законопроектов является пресечение спекуляции билетами на культурные мероприятия (спектакли, концерты, выставки и так далее), а также установление единых правил возврата и реализации билетов, – рассказала в ходе дискуссии Нигина Умарова. – Разработчиком законопроекта является Министерство культуры, но отмечу, что инициатором выступили представители театрального сообщества, которые в 2017 году обратились в правительство с просьбой оказать помощь в борьбе с «билетной мафией».

Почему возникла необходимость в регулировании этой сферы? Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям. Однако ситуация, сложившаяся сегодня в сфере реализации билетов, принципиальным образом нарушает это право. Спекулянты выкупают билеты уже спустя сутки после старта продаж. Причем в первую очередь это касается именно дешевых билетов. Они буквально вымываются с рынка в первые дни, их нет ни в кассах, ни на официальных сайтах. В итоге граждане с небольшими доходами лишаются возможности посетить учреждение культуры. Кроме того, страдает репутация организации, поскольку большинство зрителей уверены, что такова ценовая политика театра или музея, хотя это не так.

Приведу лишь некоторые цифры. Цена билета на балет «Щелкунчик» в новогодние праздники доходит у перекупщиков до 150 тыс. рублей, хотя максимальная цена самого Большого театра составляет 18 тыс. рублей. Билет на выставку Третьяковской галереи «Шедевры Пинакотеки Ватикана» можно было купить за 14 тыс. рублей при номинале в 500 рублей.

Как видите, разница колоссальная. Поэтому мы считаем, что массовой перепродаже билетов по спекулятивным ценам необходимо поставить законодательный заслон. 15 января этого года первый законопроект, который вносит изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», был принят в первом чтении. В настоящий момент идет работа над поправками. Что касается второго законопроекта, который касается установления ответственности за нарушения, то суммы штрафов у многих вызывают сомнения, но мы считаем, если они будут ниже, мы не достигнем цели.

Говоря о плюсах и минусах законопроекта, спикеры особенно отметили, что он не учитывает деятельность в интернете, хотя именно в сети совершаются основные мошеннические действия в отношении граждан, в частности, создаются «фейковые» сайты, продающие билеты по завышенным ценам. Однако, по словам Умаровой, борьба с «зеркальными» сайтами – это следующая задача, она будет осуществляться в рамках другого законопроекта.

– Если мы будем включать проектируемые нормы по блокировке сайтов в уже готовящиеся законопроекты, процесс существенно затянется, – пояснила представительница Минкульта.

Директор театра «Современник» Игорь Попов подчеркнул, что закон, регулирующий билетную сферу, действительно нужен, потому что правила продажи и возврата билетов на сегодняшний день однозначно не определены: во всех театрах они разны.

– Кто-то возвращает стоимость билета полностью, кто-то частично, кто-то не возвращает вообще, кто-то возвращает только стоимость билетов, купленных в кассе. Вариантов масса. Закон нужен, чтобы четко были прописаны правила игры, – сказал он.

Со стороны зрительского сообщества выступил Георгий Леонтьев, администратор одного из сообществ о театре в сети Facebook, насчитывающего более 8 тыс. подписчиков.

– В целом, мы ожидаем от закона позитивных изменений. Мы полностью согласны с тем, что спекуляция – это тотальное зло. Инициатива по борьбе с «фейковыми» сайтами театров должна быть воплощена максимально скоро. В этом смысле мы на одной стороне с театрами и билетными операторами.

Однако, есть несколько моментов, которые нас тревожат. Один из них касается продажи билетов с рук. По первой версии законопроекта, любой продавец билета оказывался нарушителем, хотя, на мой взгляд, в единичной продаже билета, купленного для себя, нет ничего плохого. Штрафовать человека за то, что он продает по номиналу билет, которым по какой-то причине не может воспользоваться, – это нонсенс. То есть, на наш взгляд, нужно законодательно разграничить спекулянтов и простых зрителей, которые не наживаются на разнице между покупкой и продажей, а просто продают билет, чтобы он не пропал. В этом смысле перспективной кажется возможность реализации билета, приобретенного в театре, на сайте этого театра.

Что касается ужесточения правил возврата – для нас это больная тема. Мы хотим, чтобы эта система, по крайней мере, была понятной и прозрачной, чтобы зритель всегда знал, на каких условиях он покупает билет и на каких условиях может его вернуть. На эту тему есть ряд замечаний. Например, Большой театр вывешивает составы артистов буквально за несколько дней до спектакля, а между тем, многие почитатели оперы и балета стремятся увидеть конкретных артистов. Хотелось бы, чтобы этот момент был увязан с возможностью вернуть билет.

И, наконец, цены. В одной из дискуссий по теме прозвучала мысль, что, раз билеты на «Щелкунчика» раскупаются так быстро, значит, надо повышать цены. Но повышать их уже некуда. Иначе они будут просто недоступны людям с небольшими доходами. Не хотелось бы, чтобы закон привел к монополизации рынка.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Кирилл Крок: «Мы написали огромную программу»

    В новейшей истории крайне мало примеров, чтобы юбилей театра нашел поддержку на самом верху. Как сообщал «Театрал», на портале правовой информации Президента РФ опубликован Указ, в соответствии с которым Правительству РФ в шестимесячный срок требуется создать оргкомитет по подготовке к столетнему юбилею Театра им. ...
  • Дмитрий Родионов: «Полуправда хуже лжи»

    На минувшей неделе СМИ сообщили о конфликте в Музее им. Бахрушина, откуда единовременно уволилось 40 человек. «Театрал» попросил прокомментировать ситуацию директора музея Дмитрия Родионова. – Дмитрий Викторович, что случилось в музее? В связи с чем сотрудники высказывают недовольство, почему увольняются? – Я-то хотел «Театралу» рассказать о нашем юбилее, ведь музею в этом году исполняется 125 лет, и мы готовим целую программу. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
Читайте также


Читайте также

  • Олега Меньшикова экстренно госпитализировали

    Вечером в субботу, 24 августа, художественный руководитель Театра им. Ермоловой, народный артист России Олег Меньшиков был доставлен в одну из центральных клиник столицы. Представители актера эту новость пока не прокомментировали. ...
  • Артисты МХАТа им. Горького вновь бьют тревогу

    Часть коллектива МХАТа им. Горького намеревается выступить 28 августа с очередным заявлением в защиту народной артистки СССР, президента МХАТа Татьяны Дорониной, которая, напомним, не переступает порога театра с того момента, когда художественным руководителем коллектива был назначен Эдуард Бояков. ...
  • Скарлетт Йоханссон стала самой высокооплачиваемой актрисой

    Forbes опубликовал список самых высокооплачиваемых актрис года. Первую строчку рейтинга второй год подряд стабильно удерживает американская актриса Скарлетт Йоханссон, которая с июня 2018 года по июнь 2019 года заработала $56 млн. ...
  • Кирилл Крок: «Мы написали огромную программу»

    В новейшей истории крайне мало примеров, чтобы юбилей театра нашел поддержку на самом верху. Как сообщал «Театрал», на портале правовой информации Президента РФ опубликован Указ, в соответствии с которым Правительству РФ в шестимесячный срок требуется создать оргкомитет по подготовке к столетнему юбилею Театра им. ...
Читайте также