Что ждет билетных перекупщиков?

 
Министерство культуры подготовило два законопроекта, направленных на борьбу с перекупщиками билетов. Об этом во вторник, 2 апреля, сообщила на Московском билетном форуме начальник отдела законопроектной деятельности Нормативно-правового департамента ведомства Нигина Умарова. Нововведения обсудили в рамках панельной дискуссии: «Что ждет билетное законодательство в 2019 году?», в которой, помимо Минкульта, участвовали представители Общественной палаты, театральной отрасли и зрительского сообщества.

Законодательная инициатива, которая найдет отражение в законопроектах «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вводит понятие лица, уполномоченного продавать билеты на культурные мероприятия, а также ужесточает требования к самому билету. В частности, планируется утвердить специальную форму билета (билет, не соответствующий форме, будет считаться недействительным). Что касается платы билетным посредникам за оказание услуг, которая и составляет прибыль билетного рынка, то она будет ограничена 10% от стоимости купленных билетов. Наиболее резонансная статья касается штрафов, которые грозят перекупщикам. Для граждан размер штрафа достигает 300 тыс. рублей, для юридических лиц – 1 млн. рублей.

– Целью законопроектов является пресечение спекуляции билетами на культурные мероприятия (спектакли, концерты, выставки и так далее), а также установление единых правил возврата и реализации билетов, – рассказала в ходе дискуссии Нигина Умарова. – Разработчиком законопроекта является Министерство культуры, но отмечу, что инициатором выступили представители театрального сообщества, которые в 2017 году обратились в правительство с просьбой оказать помощь в борьбе с «билетной мафией».

Почему возникла необходимость в регулировании этой сферы? Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям. Однако ситуация, сложившаяся сегодня в сфере реализации билетов, принципиальным образом нарушает это право. Спекулянты выкупают билеты уже спустя сутки после старта продаж. Причем в первую очередь это касается именно дешевых билетов. Они буквально вымываются с рынка в первые дни, их нет ни в кассах, ни на официальных сайтах. В итоге граждане с небольшими доходами лишаются возможности посетить учреждение культуры. Кроме того, страдает репутация организации, поскольку большинство зрителей уверены, что такова ценовая политика театра или музея, хотя это не так.

Приведу лишь некоторые цифры. Цена билета на балет «Щелкунчик» в новогодние праздники доходит у перекупщиков до 150 тыс. рублей, хотя максимальная цена самого Большого театра составляет 18 тыс. рублей. Билет на выставку Третьяковской галереи «Шедевры Пинакотеки Ватикана» можно было купить за 14 тыс. рублей при номинале в 500 рублей.

Как видите, разница колоссальная. Поэтому мы считаем, что массовой перепродаже билетов по спекулятивным ценам необходимо поставить законодательный заслон. 15 января этого года первый законопроект, который вносит изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», был принят в первом чтении. В настоящий момент идет работа над поправками. Что касается второго законопроекта, который касается установления ответственности за нарушения, то суммы штрафов у многих вызывают сомнения, но мы считаем, если они будут ниже, мы не достигнем цели.

Говоря о плюсах и минусах законопроекта, спикеры особенно отметили, что он не учитывает деятельность в интернете, хотя именно в сети совершаются основные мошеннические действия в отношении граждан, в частности, создаются «фейковые» сайты, продающие билеты по завышенным ценам. Однако, по словам Умаровой, борьба с «зеркальными» сайтами – это следующая задача, она будет осуществляться в рамках другого законопроекта.

– Если мы будем включать проектируемые нормы по блокировке сайтов в уже готовящиеся законопроекты, процесс существенно затянется, – пояснила представительница Минкульта.

Директор театра «Современник» Игорь Попов подчеркнул, что закон, регулирующий билетную сферу, действительно нужен, потому что правила продажи и возврата билетов на сегодняшний день однозначно не определены: во всех театрах они разны.

– Кто-то возвращает стоимость билета полностью, кто-то частично, кто-то не возвращает вообще, кто-то возвращает только стоимость билетов, купленных в кассе. Вариантов масса. Закон нужен, чтобы четко были прописаны правила игры, – сказал он.

Со стороны зрительского сообщества выступил Георгий Леонтьев, администратор одного из сообществ о театре в сети Facebook, насчитывающего более 8 тыс. подписчиков.

– В целом, мы ожидаем от закона позитивных изменений. Мы полностью согласны с тем, что спекуляция – это тотальное зло. Инициатива по борьбе с «фейковыми» сайтами театров должна быть воплощена максимально скоро. В этом смысле мы на одной стороне с театрами и билетными операторами.

Однако, есть несколько моментов, которые нас тревожат. Один из них касается продажи билетов с рук. По первой версии законопроекта, любой продавец билета оказывался нарушителем, хотя, на мой взгляд, в единичной продаже билета, купленного для себя, нет ничего плохого. Штрафовать человека за то, что он продает по номиналу билет, которым по какой-то причине не может воспользоваться, – это нонсенс. То есть, на наш взгляд, нужно законодательно разграничить спекулянтов и простых зрителей, которые не наживаются на разнице между покупкой и продажей, а просто продают билет, чтобы он не пропал. В этом смысле перспективной кажется возможность реализации билета, приобретенного в театре, на сайте этого театра.

Что касается ужесточения правил возврата – для нас это больная тема. Мы хотим, чтобы эта система, по крайней мере, была понятной и прозрачной, чтобы зритель всегда знал, на каких условиях он покупает билет и на каких условиях может его вернуть. На эту тему есть ряд замечаний. Например, Большой театр вывешивает составы артистов буквально за несколько дней до спектакля, а между тем, многие почитатели оперы и балета стремятся увидеть конкретных артистов. Хотелось бы, чтобы этот момент был увязан с возможностью вернуть билет.

И, наконец, цены. В одной из дискуссий по теме прозвучала мысль, что, раз билеты на «Щелкунчика» раскупаются так быстро, значит, надо повышать цены. Но повышать их уже некуда. Иначе они будут просто недоступны людям с небольшими доходами. Не хотелось бы, чтобы закон привел к монополизации рынка.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Жестоко содержать в изоляторе человека с заболеванием сердца»

    Судебное заседание, на котором будет рассматриваться изменение меры пресечения директору Большого театра кукол Александру Калинину, состоится через месяц, точная дата пока не названа. Об этом в интервью «Театралу» сообщил адвокат Калинина Леонид Крикун. ...
  • «Театр превратился в штаб»

    Директор Большого театра кукол Александр Калинин проведет ближайший месяц в СИЗО. Как сообщал «Театрал», Калинин был заключен под стражу 19 апреля в связи с обвинением в получении взятки в размере 1,2 млн рублей, свою вину он отрицает. ...
  • «Важна поддержка театрального сообщества»

    В понедельник, 22 мая, будет подана апелляция на изменение меры пресечения директору Большого театра кукол  Александру Калинину. Театральные деятели высказались в поддержку директора  БТК, арестованного на прошлой неделе по подозрению в получении взятки. ...
  • Найдена пропавшая картина Левитана

    Картину «Летний пейзаж. Пашня» обнаружили в день обращения о ее хищении. Обстоятельства выясняются, об этом сообщает столичный главк МВД. С заявлением о пропаже картины Исаака Левитана в полицию обратился директор организации «Научно исследовательская независимая экспертиза имени П. ...
Читайте также