Виктор Славкин

«Майдан – чистейший театр»

 
Самый эксцентричный персонаж российской политики Владимир Жириновский усталости не знает.
Виктор Славкин – известный драматург, автор нашумевшей в свое время пьесы «Взрослая дочь молодого человека», посвященной стилягам 50-х. В прошлом стиляга, Бэмс, герой этой пьесы, воплотил собой образ человека, чьи юношеские мечтания о свободе пришли в противоречие с реальностью.
Виктор Иосифович, ваш «бренд» в искусстве – стиляги пятидесятых. А ведь это течение само по себе было театром на фоне однообразной советской действительности. Можно ли стиляг назвать актерами-любителями?

– Ну конечно, у них даже одежда была театральной. С трудом, но ее «сочиняли». Стиляга обязан был иметь, как сейчас сказали бы, «прикид». Покупали туфли фабрики «Красный треугольник», шли к дяде Васе из сапожной мастерской, тот отрывал подошвы и наваривал микропорку, да еще и рифленую, с глубокими протекторами – так называемые трактора. Нужен был пиджачок, ну хотя бы чешский. Стрижку-кок делали в «Гранд-отеле». Это был маскарад.

Может быть, это все развилось оттого, что человеку захотелось поиграть, живя в неигровом обществе. Тогда были четко распределены роли – ты хороший, ты плохой, ты рабочий, ты студент, ты старик, ты военный. Для молодого человека это было очень скучно, хотелось включиться в какую-то игру. В определенное время от родителей прозвучит вопрос: «Чего ты выдрючиваешься?» А «выдрючивание» – это и есть театр. В наши дни, кстати, возможностей для театрализации куда больше. Возьмите интернет-чаты, форумы – там же каждый участник сам себе автор и исполнитель.

Задача театрального художника – посредством костюма подчеркнуть индивидуальность каждого персонажа. А на советском языке слово «индивидуальность» было ругательным. Начиная с пятидесятых общество постепенно раскачивалось, театрализовывалось, в том числе под влиянием трофейных фильмов и заезжих артистов. Я помню, например, как вся Москва вдруг разом надела береты. Хорошо сказал Иосиф Бродский: «Даже походка, помню, у нас изменилась: неизменно скованные движения наших русских позвоночников стали более податливы свингу». Как один из моих друзей тогда отозвался о другом, тот ходил «походкой раненого жирафа».

– Что же такое «театр вне театра», когда актерство не является профессией?

– Это бунт индивидуальности против массовки. Вы все носите серенькие носки, а я буду носить белые или красные. Со стилягами-то точно произошел бунт на биологическом уровне. Знаете, есть полулегендарная история о том, как говорил на суде свое последнее слово валютчик Рокотов, приговоренный в 1961 году к расстрелу. «Вот тут прокурор выступал и все время говорил: «джипсы, джипсы». Так вот, я хочу сказать, что не джипсы, а джинсы. Это такие штаны, которые шились из парусины…» И рассказал всю историю родоначальника джинсов Леви Страусса. И больше не сказал ничего.

Кроме того, со временем театральные элементы стали неотъемлемой частью публичной политики. В семидесятых годах на Западе начались демонстрации в театральной форме, когда, например, студенты изображали жертв нейтронной бомбы. Это было довольно изысканно, красиво. Теперь это уже превратилось в расхожий стиль. «Идущие вместе» делают унитаз и бросают туда книги Сорокина – это самый что ни на есть уличный театр.

Видимо, потребность для человека побыть какое-то время не самим собой насущна. Это есть самопознание. В психиатрии практикуются, и весьма успешно, театральные методы лечения. Пациентам раздают роли, и они разыгрывают пьесу. Это лечит психику, помогает осознать наличие других ощущений, кроме опротивевших самому себе. Театр, наверное, и родился когда-то не как развлечение, но как потребность в самореализации.

– Насколько важны театральные навыки для карьерного роста политика?

– Телевидение качественно изменило сам политический процесс. Еще сто лет назад человек мог прожить всю жизнь и ни разу не увидеть царя. И это была более здоровая ситуация, чем сейчас. Сегодня я, как зритель, вижу всех политиков, и они знают, что я их вижу, и они начинают играть. И часть энергии, иногда очень значительную, политик распыляет на заботу о том, как он выглядит. Сегодняшняя политика – это чистый театр. В Госдуме каждый лепит свой образ, сам пишет себе роль и сам ее играет.

Хрущев со своим ботинком на трибуне ООН – это еще не была продуманная демонстрация в театральной форме. Это сейчас Жириновский под прицелами телекамер идет женщин таскать за волосы, зная, что это его выход. Его стакан с апельсиновым соком запомнился надолго. А методы оппозиции с бросанием яиц и тортов – это вообще Чаплин.

Ельцин на танке в 1991-м – это был тоже театральный штрих, такой интуитивный театр. Пять лет спустя, когда он стучал ложками и плясал на сцене, это уже было просчитанным спектаклем. Но тогда, будучи на танке, он рисковал. Украинский майдан, например, – чистейший театральный хеппенинг, замешанный на реальных эмоциях толпы.

– Путина актером вряд ли назовешь. Как, по-вашему, должен ли быть актером следующий президент?

– Думаю, что каждый должен заниматься своим делом. Особенно в нашей стране, которая еще далека от стабильности и здоровой буржуазности. Как сказал Владимир Набоков, портреты главы государства не должны превышать размер почтовой марки.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Эстонии покажут лучшие российские спектакли

    Лучшие спектакли последних сезонов смогут увидеть жители Эстонии в рамках 15-го юбилейного фестиваля «Золотой маски», который пройдет с 18 по 30 октября в Таллине и городах Нарва, Кохтла-Ярве и Силламяэ.  «Фестиваль позволяет нам приобщиться к высокому театральному искусству, увидеть лучшие российские спектакли, дает богатую пищу для чувств и размышлений, - цитирует РИА слова мэра Таллина Михаила Кылварта. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
  • От комикса до «кукольного балета»

    Сергей Безруков и Губернский театр собрали лучшее, что есть сегодня в театре для детей в Москве, Петербурге и десяти городах за пределами двух столиц. В обширной мультижанровой программе «Театрал» рекомендует не пропустить как минимум пять спектаклей. ...
  • В Германии стартовали гастроли Вахтанговского театра

    Накануне вечером, 16 октября, в Германии начались гастроли Театра им. Вахтангова. Труппа представляет постановку Римаса Туминаса «Дядя Ваня» в трех городах страны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
Читайте также