Дмитрий Родионов: «Мы открываем новые пространства»

 
В этом году ГЦТМ им. Бахрушина отмечает 125-летие. На нынешний день это главный и самый масштабный театральный музей в стране, в нем хранятся материалы по истории российского театра «от Ромула до наших дней». В преддверии юбилея «Театрал» побеседовал с генеральным директором музея Дмитрием РОДИОНОВЫМ.
 
­ Дмитрий Викторович, в ведении вашего музея целый ряд актерских музеев-квартир. Существует какая-то сложившаяся практика передачи их Бахрушинскому или каждый раз это происходит «спонтанно»?
– Так получилось исторически, что у музея сейчас 10 филиалов, в том числе музеи-квартиры Улановой, Плучека, Мироновых и Менакера, Мейерхольда, музей-студия радиотеатра… У каждого музея-квартиры индивидуальная, ни на что не похожая история возникновения. И каждую историю надо рассказывать отдельно.
 
Например, музей-квартира Улановой возник после смерти Галины Сергеевны по решению правительства Российской Федерации. Вопрос, кто должен этой квартирой владеть и что там должно быть, долго обсуждался в Министерстве культуры и в обществе. Первоначально была идея, что это будет музей при Большом театре, но в театре, в принципе активно поддержав идею создания музея, решили, что не дело театра заниматься музейной деятельностью. Тогда и было принято решение – передать квартиру музею Бахрушина, как главному театральному музею страны. Была проведена музефикация квартиры, сделана полная опись имущества и архива нашей великой балерины. Так у нас возник музей-квартира Галины Сергеевны Улановой, кстати, один из самых посещаемых наших филиалов.
 
А музей-квартира Мироновых и Менакера был передан Музею Бахрушина по завещанию Марии Владимировны, она так решила еще при жизни, так что эта квартира перешла в наше ведение по воле актрисы.
 
Хорошо, когда удается создать музей, посвященный судьбе известного актера, но, увы, не всегда это получается. Мы не раз писали о проблемах создания Музея Фаины Раневской в Таганроге, но до сих пор музей так и не появился…
– Я в курсе этой истории. В свое время я ездил туда на открытие памятника Фаине Георгиевне, участвовал в дискуссиях о судьбе музея Раневской в Таганроге. Конечно, идеально было бы, чтобы в доме, в котором жила семья актрисы, и был создан музей. Но там главная проблема, которую город, мне кажется, до сих пор не решил, – это отселение жильцов из этого дома. Вторая проблема в том, что в свое время Фаина Георгиевна передала значительную часть вещей в Таганрогский музей, где они и находятся.  В одном из залов Таганрогского музея была постоянная экспозиция, посвященная Фаине Георгиевне, надеюсь, что она существует и до сих пор, – я давно там не был, – где выставлены мебель, личные вещи и материалы из ее архива. Хотя при создании отдельного музея эту проблему вполне можно было бы решить, например, сделать этот дом филиалом музея. Это было бы вполне логично.
 
Но, мне кажется, для решения этого вопроса не хватает воли местных властей и, возможно, материальных ресурсов. Бывает, что люди, которые подпадают под переселение, начинают выставлять какие-то сумасшедшие цены за новое жилье или компенсацию за старое, и тогда это превращается в сущий абсурд. Будем надеяться, что на каком-то этапе все-таки удастся найти пути решения, потому что музей Раневской в Таганроге очень нужен и важен. Тем более, что есть дом, в котором она жила, напротив которого и памятник уже стоит, а музея всё нет…
 
–  А каким проектом начал 2019 год Музей Бахрушина?
– Мы открыли год двумя важными символическими выставками: первая посвящена выдающемуся  режиссеру Марселю Салимжанову, сделанная нами в сотрудничестве с Татарским национальным театром им. Г.Камала; а вторая – «Сверхзадача – выжить» посвящена 75-летию Воркутинского музыкально-драматического театра, который возник, как театр ГУЛАГа, и спас жизни очень многим деятелям культуры. Мы впервые подробно рассказываем историю этого театра.
 
Куратором первой выставки является известный искусствовед Рауза Султанова, вторую подготовила  внучка Бориса Аркадьевича Мордвинова Надежда Михайловна. Мордвинов был художественным руководителем и основателем Воркутинского театра. До своего заключения по совершенно нелепым обстоятельствам был главным режиссером Большого театра и профессором консерватории.  Семья Мордвиновых бережно хранит память о своих предках, и часть архива Бориса Аркадьевича, в рамках нашей совместной работы, Надежда Михайловна уже передала в наш музей.
 
 Какие планы у музея в связи с Годом театра?
– Год театра для нас, конечно, будет весьма насыщенным, несмотря на то, что наша жизнь и так очень насыщена. Проекты, которые мы придумали в рамках Года театра, еще больше расширяют наше музейное пространство на территории России. У нас есть представительство в Ульяновске, есть договор о сотрудничестве с Республикой Хакасия, мы в течение года делаем много выставок в регионах России, но 2019 год в этом смысле будет на порядок объемнее.
 
Во всех городах, по которым пройдет Театральный марафон, начиная с Владивостока и заканчивая Калининградом, мы будем представлять две выставки. Одна выставка – «постоянная», но переходящая из региона в регион. Впервые мы ее показали в Ярославле на церемонии открытия Года театра.  «Российский театр. Истоки и рождение» – об истоках российского театра, от скоморохов до указа Екатерины Второй.
 
Вторая выставка посвящена театрам каждого региона. Например, выставка, которая открылась 18 января во Владивостоке, – это, конечно, рассказ об истории театров Приморского края и театральных деятелях, которые составляют славу этого региона.
 
Также в течение года у нас состоится два очень масштабных выставочных проекта. В середине лета совместно с Историческим музеем мы представим выставку, посвященную инновационному костюму 21 века – «Инновации 21 века». Это крупный международный проект, который продолжает проект 2015 года «Театральный костюм на рубеже веков». В этом году заявки на участие подали более семидесяти стран. Фактически весь мир будет у нас в гостях с достижениями и разработками инновационного костюма в области исполнительских искусств. Выставка пройдет в помещении бывшего музея Ленина в июне и июле. А в сентябре в Манеже мы должны открыть большую выставку, посвященную истории российского театра.  Пока ее условное название – «Комедийная хоромина или четыре века российского театра». 
 
Кроме того, в рамках Года театра мы проведем большой международный музейно-театральный форум при поддержке Союза музеев России, Российской академии художеств и Биеннале театрального искусства. Он объединит и научные мероприятия, и мастер-классы мэтров российского театра. Мы будем проводить это уже третий год подряд. Формат живого общения мастера с молодежью оказался очень востребованным. Мы надеемся, что на этом форуме сможем обсудить актуальные проблемы музейно-театрального бытия, в нашем форуме будут участвовать крупнейшие российские специалисты и представители разных стран.
 
В 2017 году у вас было отремонтировано здание Каретного сарая, в пространстве которого теперь проходит много ярких событий. Есть ли планы по дальнейшей реконструкции площадок?
– Одна из задач, совпавшая с Годом театра и юбилеем музея, которому в этом году исполняется 125 лет, – развитие нашей инфраструктуры, создание большего комфорта для посетителей и больших возможностей для музея. Надеемся увеличить количество экспонируемых предметов, сейчас это около 20–25 тыс. предметов в год, но с появлением новых пространств это количество будет существенно больше.
 
Мы планируем начать реконструкцию здания бывшей медсанчасти, в которой впоследствии разместим фондохранилища музея, два новых выставочных зала и визит-центр для посетителей. Также в 2019 году завершим реставрационные работы в главном доме, и, наконец-то, впервые проведенная за всю историю музея реставрация части интерьеров позволит увидеть первоначальную красоту этих помещений. Особенно парадного входа в музей, где сохранилась подлинная живопись, гобелены и витражи. Мы восстанавливаем сейчас и зимний сад главного дома, который был запроектирован еще Алексеем Александровичем Бахрушиным и Карлом Гиппиусом. В советские годы сад был подвержен серьезным изменениям, а сейчас мы возвращаем ему первозданный облик, реставрационные работы там идут почти круглосуточно.
 
В последнее время в музеях и выставочных пространствах часто проводятся показы спектаклей, перформансы, как вы относитесь к этой тенденции?
– Для нас это уже обычная практика, в год мы проводим более 500 мероприятий, среди которых есть и спектакли, и концерты, и мастер-классы, и лекции. То есть «оf-программа» сопровождает любую нашу выставку. Кроме того, мы постоянно предоставляем наше пространство молодым театральным коллективам, молодым музыкантам, которые проводят у нас не только концерты, но даже циклы музыкальных абонементов.  
 
В преддверии Года театра к нам обратился ряд театров из регионов России, чтобы мы  помогли  им сделать свои выставки, и мы, безусловно, будем помогать – от концепции до воплощения. Очень радует, что наше театральное сообщество рассматривает музей Бахрушина, как собрание уникальных материалов по истории театра, где практически каждый коллектив может найти информацию по своей истории. Это так  и есть, действительно национальный музей театра, коим является музей Бахрушина, может помочь практически любому театру России в изучении его истории и в сохранении артефактов сегодняшней жизни театра. Уже несколько лет мы проводим научно-практические семинары, на которые приглашаем заведующих или сотрудников притеатральных музеев, директоров театров, рассказываем о задачах, о необходимости сохранения нашего наследия, ведь сегодняшний день завтра будет прошлым. Если мы сегодня не сохраним артефакты театрального процесса, завтра мы не сможем о них даже вспомнить и рассказать о людях, которые создавали современный театр. Время быстротечно, как известно. Поэтому мы думаем об этом и сохраняем прошлое, но и думаем о будущем.
 
Появились ли недавно какие-то интересные экспонаты в коллекции Бахрушинского?
– Буквально перед нашей с вами встречей на научно-методическом совете мы подвели итоги работы за 2018 год. Последние семь лет проводим всероссийскую акцию «Сохраним историю российского театра для потомков», в рамках которой театры и физические лица передают нам в нашу коллекцию материалы по истории нашего театра. Это каждый год достаточно большое количество предметов. И если в 2017 году к нам поступило 3826 предметов, то в 2018-м – около 9000 предметов!
 
В списке участников нашей акции «Сохраним историю российского театра для потомков» около 200 театров. В этом году к акции присоединились 38 театров, не только российских, но и ближнего зарубежья, а также частные дарители.
 
А если говорить конкретно, то в этом году к нам поступил архив Михаила Ульянова, включая дневники, записные книжки, блокноты и фотографии. Нам переданы материалы по творческой деятельности тетрариума на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой. Поступили документы конца XIX – начала ХХ веков художника-макетчика Григория Зайцевского. Нам передали сценические костюмы Евгения Гришковца к спектаклям «Как я съел собаку», «Одновременно» и «Плюс один». Поклонница творчества артистов балета Екатерины Максимовой и Владимира Васильева передала нам материалы, отражающие жизнь и творческий путь этих артистов. Также к нам поступили архивы: Нонны Скегиной – ответственного секретаря комиссии по творческому наследию Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой; историка театра и специалиста по деятельности периферийных театров и театров республик Мирона Левина; композитора и руководителя вокально-инструментального ансамбля «Веселые ребята» Павла Слободкина.  Оксана Мысина передала нам свой костюм к роли Кримхильды, королевы Нибелунгов. в спектакле «Кухня» по пьесе Курочкина. А еще нам переданы награды, призы и личные вещи из архива Александра Ширвиндта.  И это далеко не весь перечень…
 
Теперь есть возможность сохранять не только артефакты, но и видеоисторию театров…
–  Мы уже много лет собираем видео, аудио и цифровой контент. Например, по результатам нашего сотрудничества с «Золотой маской» мы получили в нашу видеотеку очень много материалов по спектаклям, которые проходили экспертную оценку. Так что в наших фондах большая коллекция записей, которая постоянно пополняется, и мы делаем все, чтобы сохранить эти материалы. Так что музей технологически тоже развивается, хотя традиционные формы сохранения «живых» письменных источников, живописи, эскизов, макетов, безусловно, тоже остаются.  
 
У вашего музея много филиалов в Москве и даже за пределами столицы…
– Дело в том, что слово «филиал» сейчас юридически наполнено совершенно другим контекстом, нежели 20 лет назад. Под филиалом подразумевается самостоятельное, юридически обособленное подразделение музея. Сейчас все филиалы существуют, как отделы единой структуры главного музея, хотя по привычке их называют филиалами. У нас теперь есть отдел в городе Зарайске Московской области, где мы получили в подарок от города здание бывшей Зарайской гимназии.  Благодаря нашему сотрудничеству с городом уже 15 лет мы ежегодно проводим там Бахрушинский благотворительный фестиваль, в рамках которого в Зарайск приезжают самые известные театральные, эстрадные коллективы со всей страны. В знак признательности за то, что мы делаем такую культурную программу для жителей Зарайска, депутаты решили подарить нам это здание в городе. Мы с благодарностью этот дар приняли, оформили имущественные права на здание, сейчас дооформляем права на землю.
 
Почему именно в Зарайске?
– Зарайск – это историческая родина семьи Бахрушиных. Дед Алексея Александровича Бахрушина в 1821 году перевез на телеге свое семейство из Зарайска в Москву. Но после того, как они переехали и организовали здесь свои производства, стали богатыми промышленниками, Зарайск не забыли и очень много сделали для своего города, построив там воспитательный дом для детей, оставшихся без попечения родителей, вложили много денег в   строительство местных храмов. До сих пор фамилия Бахрушиных очень значима для истории города и для его жителей…
 
И ваш музей решил продолжить это дело Бахрушиных?
– Да, 15 лет назад у нас вместе с фондом народного артиста России, солиста Большого театра Владимира Анатольевича Моторина и с администрацией города возникла идея фестиваля. Он проходит в Москве и Зарайске, а в последнее время и в ряде других подмосковных городов, например, в Апрелевке. То есть география фестиваля расширяется, но традиционно конец мая – это Москва и Зарайск.
 
В Год театра мы намерены приступить к капитальному ремонту здания Зарайской гимназии, переоборудовать его для создания там постоянной экспозиции. Мы уже обсуждали с интеллигенцией города и с его властями содержательную часть этой экспозиции, чтобы она была интересна не только жителям города, но и приезжим, чтобы она рассказывала, с одной стороны, о Бахрушиных, как семействе, внесшем значительный вклад в развитие города, о театральном музее, как уникальном учреждении, которое было создано одним из Бахрушиных, а с другой – рассказывала о культурных традициях Зарайска, о его связи с российской культурой и искусством в целом. Ведь Зарайск – это родной город знаменитого скульптора Анны Голубкиной, и там есть ее музей; там есть уникальный памятник нашего зодчества – музей Зарайского Кремля, который – один из немногих – сохранился практически в первоначальном состоянии, никогда не разрушался.
 
Уже несколько лет мы работаем в сотрудничестве с музеем-заповедником Ленина в Ульяновске, там мы открыли постоянную экспозицию, посвященную истории российского театра, с подлинными предметами, которые мы привезли из Москвы в Ульяновск. У нас уже длительное сотрудничество с городом Абаканом, где мы ежегодно делаем обменные выставки с хакасским национальным краеведческим музеем им. Леонида Романовича Кызласова. Сейчас, когда в городе был построен большой музейно-театральный центр, и часть помещения этого центра передана музею Кызласова, мы договорились создать там тоже постоянную экспозицию, посвященную шедеврам из коллекции театральной коллекции Бахрушина и истории театров Хакасии. Наши художники сейчас работают над этим проектом, и в опять же в рамках Года театра в начале лета мы надеемся его открыть…
 
Планов очень много! Вот сегодня с Александром Давидовичем Боровским обсуждали развитие музея Давида Боровского – в связи с тем, что нам передан весь этаж рядом с его мемориальной мастерской, так что сейчас работаем над проектом реконструкции этого нового пространства, чтобы тоже открыть его уже в этом году.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Иногда две строчки открывают мир»

    Крылатая фраза «Поэт в России – больше, чем поэт…» Евтушенко более десяти лет назад стала названием литературно-поэтической рубрики, которую неизменно вел в нашей редакции сам Евгений Александрович. После ухода Евтушенко мы решили закрыть его авторскую рубрику. ...
  • «На выбор профессии повлияла атмосфера в семье»

    В рубрике «Дети закулисья» мы представляем актера, главного режиссер театра «Сфера», Александра Коршунова, продолжателя известной актерской династии – сына актрисы Екатерины Еланской, создавшей театр «Сфера», и звезды Малого театра Виктора Коршунова, внука легендарных мхатовцев Клавдии Еланской и Ильи Судакова. ...
  • «Я живу сегодняшним днем»

    В понедельник, 15 апреля, отмечает юбилей член общественного совета Премии зрительских симпатий «Звезда Театрала», народная артистка СССР Алла Пугачева. Пугачева – звезда яркая и недостижимая, но однажды корреспонденту «Театрала» удалось взять у нее интервью, оно было сделано в студии «Радио Алла» в связи с прошлым юбилеем певицы. ...
  • «Генератор энергии»

    15 апреля одной из самых харизматичных и неподражаемых актрис театра и кино Ольге Волковой исполняется 80 лет.   Вадим Дубровицкий, продюсер, режиссёр:  – Она человек парадоксальный, с ней всегда надо держать ухо востро. ...
Читайте также