Дмитрий Трубочкин: «Бывает ли театроведение “практическим”»?

 
«Театрал» предложил доктору искусствоведения Дмитрию ТРУБОЧКИНУ авторскую рубрику, в которой профессор выступал бы с актуальными размышлениями о современном театре. Тематика этих колонок будет предельно широкой, продолжение – в следующих номерах. Итак, слово ученому.
 
В мировых университетах в последние десятилетия все заметнее становится новая специальность: «angewandte Theaterwissenschaft», «applied theatre studies», или «прикладное театроведение».

Первым ее ввели в Университете Юстуса Либиха в Гиссене (Германия): в 1982 году там был открыт первый и пока единственный в мире Институт прикладного театроведения. Этот институт был создан по инициативе знаменитого в Польше и Германии театроведа Анджея Вирта, введшего в научный обиход термин «постдраматический театр», и его младшего коллеги Ханса-Тиса Лемана, написавшего о постдраматическому театре книгу, которая принесла ему мировую славу. Сегодня там преподает один из лидеров современного театра Хайнер Геббельс.

«Прикладное театроведение» есть в Австралии (Университет Новой Англии), Ирландии (Университет Лимерика) и других странах. Это направление часто соседствует с другим, имеющим название еще более непривычное: «прикладной театр». Он распространился в мировой университетской практике раньше, чем «прикладное театроведение». Теперь «applied theatre» преподают в театральных школах мира – в Англии, Америке и Новой Зеландии (в «Объединении театральных исследований и критики» Окландского Университета).

«Прикладной театр» подразумевает использование методов театральной школы вне театра: в образовании, социальной реабилитации, бизнес-тренингах, политике и пр. В чем же смысл слова «прикладной» применительно к театроведению?
Приведу недавний пример. Десять базовых архетипов, составляющих основу большой системы масок итальянской комедии дель арте, были открыты Клавдией Контин Арлекино – актрисой, художницей, исследовательницей, педагогом. Она сделала свое открытие, занимаясь практическими упражнениями с масками и впервые опубликовала его в спектакле «Жители Арлекинии» (1991). Затем оно попало в лекции, в книгу, стало теорией, которую сегодня признают самые авторитетные итальянские историки и теоретики театра. Такой результат был бы невозможен, если бы Клавдия Арлекино не перевела свои иконографические штудии в движенческий план – то есть не сделала бы свое театроведение «прикладным».

Еще один пример. Ученики спросили однажды у Павла Маркова, кого он считает лучшим знатоком истории театра; тот ответил: «Мейерхольда», – и было видно, с каким удовольствием он созерцал эффект, произведенный столь неожиданным ответом. Мейерхольд, конечно, осознавал себя режиссером, а не театроведом, но его лекции, прочитанные в ГИТИСе в 1918-1919 годах, а сейчас опубликованные, ясно показывают, чтó имел в виду Марков. Мейерхольд умел понять историческую театральную систему «изнутри», безошибочно видел существенное в ней и умел применить только что добытое знание для нового театрального строительства в самом широком смысле этого слова. Для него театроведение имело конкретный, практический, «прикладной» смысл.

Итак, «прикладное» или «практическое» театроведение возникает тогда, когда знание о театре переходит в созидательный план современного театрального процесса (и этот переход является не просто «советом практику», но собственной созидательной деятельностью театроведа); или когда теоретическое исследование восполняется конкретной практикой и без нее не может достичь своего результата.

В таком понимании «прикладное театроведение» существует уже, как минимум, с первых опытов европейских классицистов XV века по возрождению античного театра: они Аристотеля переводили и трактаты писали, и музыку сочиняли, и на сцене играли – то есть создавали театр на основе вновь добываемых знаний и идей.

В России первая «Школа практического театроведения» открыта недавно на базе Высшей школы сценических искусств – Театральной школы Константина Райкина. В сентябре 2018 года был набран первый театроведческий курс, сразу приступивший к занятиям по дисциплинам традиционного набора – истории театра и кино, источниковедению, истории и т. д., и в то же время по сценической пластике и биомеханике. Этот небольшой очерк открывает наши первые шаги в поиске близких мировых тенденций, которые покажут, что интерес к «практическому театроведению» древнéе и шире, чем видится на первый взгляд.
Коренная особенность современного театрального процесса заключена в быстрой смене конфигурации составляющих его элементов. Непрерывно меняется театральная карта мира, изменяется облик устоявшихся художественных центров, происходит переоценка творческого вклада заметных персон, вступают на арену новые лидеры, все настойчивее заявляет о себе негосударственная сфера культурных инициатив. В такой ситуации особую ценность будет иметь тот профессионал, кто сумеет объединить вокруг себя других, чтобы создавать театр в любых условиях – в государственной или негосударственной сфере; для этого, кроме знания театра «изнутри и снаружи», необходимо продюсерское мышление. Думаю, именно театроведение, понятое в «практическом» смысле, заключает в себе основу для формирования этого нового профессионала – «человека театра».
 
Справка
Дмитрий Трубочкин
Историк театра, доктор искусствоведения, проректор по научной работе Высшей школы сценических искусств, заведующий сектором классического искусства Запада Государственного института искусствознания, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, секретарь Союза театральных деятелей Российской Федерации. 
Образование: философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.
Научные интересы: история и теория театра; классическое искусство; современный художественный процесс; традиция и авангард; социальная и экономическая история искусства; философия искусства.
Автор более сотни научных работ.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Родионов: «Мы открываем новые пространства»

    В этом году ГЦТМ им. Бахрушина отмечает 125-летие. На нынешний день это главный и самый масштабный театральный музей в стране, в нем хранятся материалы по истории российского театра «от Ромула до наших дней». В преддверии юбилея «Театрал» побеседовал с генеральным директором музея Дмитрием РОДИОНОВЫМ. ...
  • Актёр народа

    Владимир Этуш не ушел в печальную вечность. Вопреки некрологам, официальному прощанию и торжественным проводам под последние овации он все равно остался с нами. В сердце. В памяти. В душе... У каждого – свой. И каждый с ним по-своему не прощается. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнется потом»

    Читателям полюбилась рубрика «Поэт в России – больше, чем поэт», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. В прошлом номере редакция «Театрала» решила возобновить эту рубрику, чувствуя, как не хватает сегодня поэтических страниц: они делали наш журнал особенным. ...
  • Лука де Фуско: «Я влюблен в русский театр»

    Объявленный в России Год театра начался с череды премьер. И среди них – спектакль Театра им. Вахтангова «Суббота, воскресенье, понедельник» по пьесе итальянского классика Эдуардо де Филиппо в постановке Луки де Фуско. ...
Читайте также