Ирина Медведева: «Артист – это не профессия »

 
Торжественную церемонию вручения премии «Звезда Театрала»-2018 вела одна из самых эксцентричных и обаятельных актрис Ирина МЕДВЕДЕВА. Поэтому наш первый вопрос…
 
– Ирина, вам довелось вести премию зрительских симпатий. А лично для вас насколько важна роль зрителя?
– Зритель – это партнер твоего спектакля. И тут каждый нюанс имеет значение. Например, на севере традиционно «холодная» публика, в средней полосе – много тех, кто настроен скептически. А есть регионы, где едва только выйдешь на сцену, а они уже активны и готовы смеяться по любому поводу. Но это не значит, что так называемый «холодный» зритель в конце спектакля не будет тебе аплодировать и кричать браво. Хотя играть для сдержанной публики, конечно, сложнее, ведь ты посылаешь в зал свою энергию, и это должна быть игра «в двое ворот». Как дружба, как любовь.  Если ты играешь на сцене, ты не можешь только посылать, ничего не получая от зрителя. Если не происходит этого обмена, то не случается и успеха у спектакля.

Очень сложно, например, играть при полупустом зале. Энергию ты посылаешь, а она не возвращается, «оседает». К финалу утомляешься, как будто два спектакля сыграл.

И, безусловно, роль зрителя в жизни артиста – это его отклики, добрые слова. Когда говорят: «Спасибо вам. Вы изменили мою жизнь».  И тогда понимаешь, что артист – это не профессия, а предназначение… Не хлебом единым жив человек.  Людям необходима пища духовная. И они идут за этим в кино, в театр.
 
У нашей премии есть номинация «Легенда сцены». Кто лично для вас – настоящая легенда?
– Вы знаете, у меня большой список! Например, в этом году ушел от нас уникальный человек, который создал свою актерскую школу, – Олег Павлович Табаков… Я думаю, это невосполнимая потеря для искусства.
Когда-то я приехала в Москву, потому что меня вдохновила книга о нем. Вы посмотрите на его учеников! Все это выдающиеся гениальные актеры. Если человек после себя оставил такое наследие из собственных работ и еще воспитал таких учеников, – этот человек поистине легенда!

Для меня, например, Ирина Вадимовна Муравьева – настоящая легенда. Я на ее фильмах росла, а сейчас мы вместе с ней иногда в одних концертах выступаем. Для меня это очень ценно – прикосновение к легенде! И я видела, как она, выходя на сцену петь песню из кинофильма «Карнавал», волновалась, представляете?! Я смотрела и поражалась: «Неужели при таком опыте человек все равно волнуется перед выходом к публике!» Вот что значит ответственность.
 
– Вы – острохарактерная актриса. В этом плане есть ли у вас кумиры?
– Нет, никому подражать не пытаюсь. Мне больше нравится не копировать, а сочинять – сразу придумываю, какой будет моя героиня, как будет ходить, как разговаривать, сочиняю какие-то занятные жесты. Мне всегда интереснее придумывать что-то новое, поэтому не участвовала в шоу пародий, хотя мне очень много раз предлагали на разных каналах участвовать и в «Точь-в-точь», и в «Один в один». Но это не мое. Мне больше нравится привнести что-то свое, чем копировать. Хотя из своих ориентиров могу назвать «Карнавальную ночь»: до мурашек обожаю  атмосферу этого фильма.
 
Какие новые проекты, планируете осуществить в этом году?
–  Мне теперь интересно и самой создавать спектакли. Мы начинаем новый проект, где я буду участвовать не только как исполнитель, но и как продюсер. Я очень долго искала пьесу и не решалась создать что-то сама, не чувствовала в себе достаточно сил, а сейчас – чувствую.
 
– Широкая публика узнала о вас благодаря проекту «6 кадров». Бывали случаи, когда вам не просто говорили спасибо, а рассказывали свою историю?
– И не одну историю! «6 кадров» начали выходить в 2006 году, а в 2008-м в стране начался кризис. И несколько лет спустя один очень известный и очень богатый человек подошел ко мне и сказал: «Спасибо вам большое! Когда был кризис, и мне каждый день приходили сообщения, что я теряю миллионы, я только вашу программу включал, и она меня спасала». Кто бы мог подумать! А ведь множество людей просто не пережили потерю своих капиталов.

Многие подходят и сейчас – вспоминают «6 кадров». Однажды Станислав Говорухин сказал: «Да я под вас весь свой график подстраиваю!» Представляете, чтобы посмотреть новый выпуск Станислав Сергеевич откладывал дела. Это тоже, знаете, вдохновляет.


Однажды мы с Федей Добронравовым играли в Ставрополе спектакль «Воспитание Риты», который поставил Кшиштоф Занусси, и у служебного входа нас ждали люди, чтобы взять автографы. А одна очень интеллигентная дама подойти стеснялась. Потом она все-таки подошла, взяла нас за руки и со слезами на глазах сказала: «Вы изменили мою жизнь». Мы с Федей, конечно, надолго запомнили эту встречу. По-моему, она была режиссером народного театра в этом городе.
 
– Жалеете, что проект «6 кадров» закрылся?
– Не просто жалею, мне его очень не хватает! Потому что я очень любила эту команду. Конечно, параллельно у нас у всех уже появилось много других проектов: и съемки, и репетиции, и гастроли. Но мы всегда возвращались на свою родную съемочную площадку, как в семью. Бывает, что после пяти лет совместной работы люди уже друг друга видеть не могут, настолько надоели. А мы с каждым годом все больше и больше скучали друг по другу. Мы уже понимали друг друга с полувзгляда, с полуслова, все снимали с первого дубля! На площадке были постоянные шутки и веселье, и работа была не в тягость, а в удовольствие.
 
– Не было идеи снова собраться той же командой для какого-то другого проекта?
– Мы думали об этом, когда встречались… Но у всех уже началась своя жизнь. Мы были командой именно в этом проекте под названием «6 кадров», а просто перейти всем вместе в другой проект не так просто.
 
– Вы острохарактерная актриса и могли бы украсить труппу любого театра, но почему-то выбираете антрепризу.
– Скажу, почему. Когда я только приехала в Москву, то хотела найти свой театр, свою театральную семью. Но московская жизнь отчасти отрезвила меня. А кроме того, я уже привыкла к свободе. Хочу вот в этот день – играю, не хочу – не играю. А в репертуарном театре ты несвободен, ты обязан играть спектакль, в котором у тебя, возможно, проходная роль. Но если ты числишься в штате, ты должен обязательно быть на месте в указанный день и час, а ведь в этот момент ты могла бы быть совсем в другом месте, и у тебя какой-то гастрольный тур слетает, где у тебя одна из твоих любимых ролей… Если у тебя возникают съемки, ты приходишь в театр отпрашиваться. И я знаю много историй, когда из театра не отпускали артиста, говорили ему: «Выбирай!»

Из одного столичного театра (не хочу говорить название) ушло множество звезд из-за того, что их просто не отпускали на съемки. К тому же, театр сейчас… очень разный. И не всегда он радует. Не посмею сказать, что антреприза выше по уровню, но там бывают высококачественные проекты.

Есть, конечно, такие театры, как МХТ, в который, если бы позвали, то с удовольствием бы пошла, но по-прежнему как «свободный художник»…  Конечно, я хочу иметь отношение к какому-то театру, хочу почувствовать вот эту «семейственность», но быть в штате… Наверное, нет. Вот, например, я выпустила мюзикл «Маяковский» в «Театре Луны», но я там – приглашенная актриса.

Я не хочу приходить в театр «работать». Как говорится, «выбери свое призвание, и тебе не придется работать ни одного дня». Многие люди с удовольствием бегут на работу, потому что правильно выбрали свое призвание. Я тоже хочу лететь на работу, а не приходить и думать: «Ну, вот, я просиживаю здесь эти репетиции, а спектакль мне не нравится». Если мне не нравится – я не играю. Хочу получать удовольствие от всего, что происходит, каждую секунду.
 
– Есть несыгранные роли, о которых вы мечтаете?
– Дело в том, что в мою жизнь пришли такие персонажи, такие герои, которых я даже не планировала сыграть. Я об их существовании не знала. Например, о такой героине, как Пола Негри. Сыграть ее судьбу от 16 до 55 – это подарок. Мне посчастливилось сыграть на сцене целые судьбы!  Есть, наверное, какие-то стереотипы: надо сыграть Джульетту, Нину Заречную, потом Раневскую, потом еще кого-то. Да, Джульетта мне очень нравилась в институте, и я сыграла в институте отрывок из «Ромео и Джульетты». Но идет время, и сейчас у меня уже нет сожаления, что я целиком не сыграла эту роль. У меня есть внутренняя свобода за счет того, что мне посчастливилось сыграть большое количество других ролей. У меня был год, когда я выпускала по четыре, по пять премьер. Опять же, школа «6 кадров», когда ты должна быстро переключаться с одной роли на другую и быть абсолютно разной.
 
– А как вам работалось с Кшиштофом Занусси?
– Мне посчастливилось сыграть в трех его спектаклях!  В один я вводилась, в котором сыграла с Валерием Золотухиным и  Екатериной Васильевой. Это было настоящее счастье – прикоснуться к творчеству таких прекрасных актеров.

Вторая пьеса, которую мы выпускали, была «Воспитание Риты». Несмотря на то, что мы были очень-очень заняты, мы на семь или восемь дней приехали в Варшаву. У Занусси было одно из условий – выпускать это в Варшаве, у него дома. У него огромный дом, где мы поселились. Там все время не прекращается творческий процесс, все время какие-то студенты, все время что-то репетируется, снимается, играется…

Во время работы у нас там было прямо какое-то «военное положение». Мы телефоны на это время отключали, утром встаешь – у тебя репетиция, потом – обед и вторая репетиция. Вечером или ты учишь текст до ночи, или экскурсия. Занусси не любит, чтобы кто-то другой показывал его гостям Варшаву, поэтому сам нас водил по городу, много о нем рассказывал, ведь его отец был архитектором.

Общение с Кшиштофом Занусси это как второе высшее образование. Он знает шесть языков и свободно на них говорит.  Помню, как на одной из репетиций он извинился и сказал: «Я сегодня на 20 минут раньше уйду. Дело в том, что мне надо быстро слетать в Индию – получить приз, а завтра к вечерней репетиции я вернусь». Это только Занусси может. В 76 лет он легко перелетает океан, едет с одного фестиваля на другой со своим фильмом, параллельно снимает кино, выпускает спектакли.

У Кшиштофа есть традиция – он посылает своим близким и друзьям открытки из того места, в которое он приезжает. Так вот, у меня есть шестьдесят открыток от него и его жены пани Эльжбетты. Из всевозможных мест, где он был – с фестиваля в Торонто, из Америки, из Майями, из Африки, Японии, Китая... Со всего мира. Очень горжусь этими открытками. Мне кажется, кроме него, сейчас уже никто их не посылает, все пишут смс...

Есть еще один прекрасный режиссер, о котором я хотела бы сказать особо, с ним мне посчастливилось работать. Еще один поляк – Януш Юзефович. Он ставит мюзиклы. Он же и поставил в 1999 году мюзикл «Метро». Варшава должна гордиться такими гениями. Работа с ним, конечно, перевернула мое сознание. Это первый в мире 3D-мюзикл «Пола Негри». Это очень масштабный проект, в котором задействованы и настоящие лошади, и самолет, и электро-ретро-машины. Зрители смотрят в 3D-очках. В предстоящие новогодние праздники мы снова будем играть его по многочисленным просьбам зрителей.

Справка
Ирина Медведева
Родилась: 14 августа 1982 года в Бобруйске, Могилёвская область, БССР
Образование: В 2003 г. окончила Белорусскую академию искусств (г. Минск)
Карьера: В 2002 г. на Минском телевидении дебютировала в передаче Velcom SMS Top 10 на Первом музыкальном канале. В 2003–2004 гг. работала актрисой Театра Белорусской Армии. Снималась в сериалах «Команда» и «Мужчины не плачут», «Кадетство». Также снималась в фильме «Возвращение тридцатого», боевике «Агония страха», сериале. В апреле 2004 года победила в реалити-шоу канала РЕН-ТВ «Факультет юмора». В 2005 году вошла в состав группы актеров скетч-шоу «Дорогая передача» (RenTV). С 2006 года и до 2014 года снималась в скетч-шоу «6 кадров» на канале СТС.
Играет главную роль в 3D-мюзикле Центрального академического театра Российской Армии Pola Negri (реж. Януш Юзефович).  Театральные работы в антрепризах: «Незнакомка» (реж. Владимир Большов), «Ив Монтан. Под небом Парижа» (реж. Самюэль Сене, Сергей Скоморохов), «Воспитание Риты» (реж. Кшиштоф Занусси), «37 открыток» (реж. Кшиштоф Занусси), «Сублимация любви» (реж. Алексей Кирющенко), «На высоких каблуках» (реж. Александр Нестеров), «Моя прекрасная Кэт» (реж. Александр Нестеров), «Все мои сыновья» (реж. Кшиштоф Занусси), «Секреты любви» (реж. Вячеслав Невинный-мл.), «Ворожея, или Сеанс любовной магии» (реж. Эдуард Радзюкевич) и др.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Родионов: «Мы открываем новые пространства»

    В этом году ГЦТМ им. Бахрушина отмечает 125-летие. На нынешний день это главный и самый масштабный театральный музей в стране, в нем хранятся материалы по истории российского театра «от Ромула до наших дней». В преддверии юбилея «Театрал» побеседовал с генеральным директором музея Дмитрием РОДИОНОВЫМ. ...
  • Актёр народа

    Владимир Этуш не ушел в печальную вечность. Вопреки некрологам, официальному прощанию и торжественным проводам под последние овации он все равно остался с нами. В сердце. В памяти. В душе... У каждого – свой. И каждый с ним по-своему не прощается. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнется потом»

    Читателям полюбилась рубрика «Поэт в России – больше, чем поэт», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. В прошлом номере редакция «Театрала» решила возобновить эту рубрику, чувствуя, как не хватает сегодня поэтических страниц: они делали наш журнал особенным. ...
  • Лука де Фуско: «Я влюблен в русский театр»

    Объявленный в России Год театра начался с череды премьер. И среди них – спектакль Театра им. Вахтангова «Суббота, воскресенье, понедельник» по пьесе итальянского классика Эдуардо де Филиппо в постановке Луки де Фуско. ...
Читайте также